Природные ресурсы как ресурсы общего пользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:17, доклад

Краткое описание

Хорошо функционирующие рынки – эффективный механизм в экономике по оптимальному распределению ресурсов между пользователями, что максимизирует общественно благосостояние. Чтобы добиться хорошего функционирования рынков необходимо выполнить несколько условий: четко определенные права собственности на все ресурсы, информация должна свободно распространяться между агентами рынка, и ограниченные ресурсы должны поступать на рынок, где им будет установлена цена исходя из соотношения спроса и предложения.

Оглавление

• Провалы рынка и деградация окружающей среды
• Права собственности и возобновляемые ресурсы
• Экономические проблемы
• Режимы собственности
• Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы рынка
• Экстерналии и рыночные решения
• Ресурсы общего пользования и рыночные решения

Файлы: 1 файл

Природные ресурсы как ресурсы общего пользования.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

-                                  установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;

-                                  взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

 

 

Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы рынка

 

Рынок необязательно всегда находит социально оптимальное решение. Экологическая деградация может иметь место в случае наличия экстерналий, или когда эксплуатируются ресурсы общего пользования.

Но не бывает случаев без исключений. Есть примеры успешной интернализации экстерналий и позитивного опыта управления ресурсами общего пользования, когда участвующие стороны находят взаимовыгодное позволяющее предотвратить деградацию окружающей среды решение. Тот факт, что рынки в некоторых случаях могут найти решения своих проблем, означает, что органы государственного управления не должны автоматически вмешиваться при провале рынка. Во-первых, лучше всего поддерживать ситуации, при которых рынки сами могут решить свои проблемы – если это возможно. Во-вторых, вмешательство государство может в ряде случаев лишь усугубить ситуацию.

Рассмотрим при каких обстоятельствах рынок сможет самостоятельно найти решения, а при каких нет. Основные условия могут быть сформулированы следующими образом:

-                                                   при наличии нормальных условий рынок, по-видимому, сможет самостоятельно разработать системы управления, которые должным образом учтут провал рынка. Главным условием "нормальности" являются низкие трансакционные затраты;

-                                                   государственные органы не должны спешить автоматически вмешиваться при каждом провале рынка;

-                                                   эксплуатируются ли ресурсы сверх положенного?

-                                                   установлена ли общая система управления?

-                                                   что можно сделать для улучшения системы управления?

 

Экстерналии и рыночные решения

 

Как результат экстерналий, обсужденных выше, природные ресурсы деградируют, и снижение степени деградации или загрязнения можно добиться путем учета мнения всех или принятия коллективного решения. Коллективное решение позволяет предохранить снижение запасов и качества природного ресурса ниже желаемого. С этих позиций экстерналии создают почву для новых управленческих структур. Стороны, участвующие в эксплуатации определенного ресурса, заинтересованы лучше узнать друг друга, придти к соглашению друг с другом и контролировать ход его выполнения. Трудности, связанные с организацией этого процесса, выражаемые величиной трансакционных затрат, и от значения этих затрат зависит почему в одних случаях провалы рынка не могут разрешиться самими рынком, а в других находятся решения.

Пример установления двусторонних отношения для решения проблемы возникновения экстерналий включает в себя ряд следующих принципиальных моментов:

В пригороде шведского города Гетеборг недалеко от нефтеперерабатывающего предприятия расположен автомобильный завод. Менеджеры завода установили, что при переработке низкокачественных нефтесодержащих продуктов и соответствующем направлении ветра, происходила коррозия металла и слезала краска с новых только что выпущенных автомобилей. Две стороны сели за стол переговоров и была достигнута договоренность, в соответствии с которой антикоррозийные мероприятия стали проводиться в период изменения направления ветра. Однако в процессе переговоров не были приняты интересы жителей, которые проживают с подветренной стороны.

 

Вопрос состоит в определении обстоятельств, при которых возникают стимулы для нахождения подобных спонтанных решений, а где политика переговоров ни к чему не приводит. Очевидно, переговоры заканчиваются провалом там, где очень трудно или очень дорого становится определить совместные интересы, согласовать их и осуществлять надзор над их надлежащим выполнением. Эти трудности, или издержки с ними связанные называются трансакционными издержками и в них заключена фундаментальная причина успеха или провала рынка по саморегулированию.

Основные элементы трансакционных расходов более детально рассматриваются ниже:

-                                                   выявление. Для того чтобы заключить соглашение между собой стороны сначала найти друг друга. Это представляется довольно простым вопросом, но при рассмотрении природоохранных проблем не всегда ясно, кто является загрязнителем, а кто пострадавшей стороной;

-                                                   переговоры и заключение соглашения, После выявления сторон им необходимо провести переговоры с целью нахождения решения, что само по себе представляет дорогостоящий процесс;

-                                                   контроль. Стороны должны осуществлять мониторинг и контроль того, что другая сторона реально соблюдает соглашение – этот вид деятельности также требует значительных затрат;

-                                                   обеспечение выполнения. Если невозможно обеспечить выполнение и соблюдение соглашения или это обеспечение потребует значительных затрат, тогда такое соглашение немногого стоит;

-                                                   если упомянутые выше трансакционные издержки сравнительно ниже, чем выигрыш от заключения соглашения, то весьма вероятно, что рынок самостоятельно справится с провалом. Эта идея о том, что действующие на рынке агенты смогут справиться с внешними затратами, если трансакционные издержки незначительны, а права собственности сформулированы четко, была отражена в теореме Коуза. Теорема Коуза является важным вкладом в решение проблемы экстерналий. Ее не следует, однако, интерпретировать так, будто бы правительству совсем не следует вмешиваться в процесс охраны окружающей среды. В большинстве случаев, когда имеет место загрязнение окружающей среды, теорема Коуза неприменима по некоторым причинам.

Важнейшим препятствием для саморегулирования рынка является вовлечение большого количества сторон в решение экологической проблемы. Если проблема ограничивается только двусторонними контактами, например, два рыболова в одном пруду, то переговоры по нахождению взаимоприемлемого решения идут успешно, Однако, если проблема касается загрязнения воздушного бассейна крупного города, издержки определения участников, проведения переговоров и правоприменения становятся очень большими.

 

Большое количество участников - это не только проблема размерности. При большом количестве участников решения проблемы обязательно найдутся "бесплатные ездоки/зайцы", то есть категория лиц, получающих эффект от борьбы с экстерналиямн бесплатно. Эффекты от улучшения состояния воздуха не могут быть распределены только между теми, кто сократил уровень выбросов или компенсировал нанесенный экологический ущерб. Индивид, не имеющий отношения к решаемой экологической проблеме автоматически воспользуется выгодой от ее решения другими сторонами.

Таким образом, проблема "зайца" означает отсутствие стимулов у индивида (группы лиц) внести вклад в решение, пользу от которого и без затрат с его (их ) стороны можно будет использовать. Наличие "зайцев" предполагает, что общество не может исключить их из поля экологических решений.

Другой случай, когда рынку трудно найти решение самостоятельно, проблема с определением вовлекаемых сторон. Многие экологические проблемы проистекают из "размывания" форм взаимодействия сторон, когда трудно определить кто вызывает и насколько деградацию природного ресурса. Например, загрязнение грунтовых вод. Этот тип загрязнения может возникнуть во многих местах (реки, озера, почва) и по многим причинам, и оказать воздействие на многих пользователей. Более того, может быть временной лаг между сбросами загрязнителей и отравлением подземных вод.

Есть близкая проблема, когда возможно очертить круг вовлекаемых сторон, но невозможно провести с ними переговоры. Это случай, когда экстерналии затрагивают интересы будущих поколений. Эти люди не имеют возможности голосовать по принятию решений сейчас, но в будущем они столкнутся с проблемой обеспеченности ресурсами, доставшимися им от предыдущих поколений. Поэтому с учетом вышеизложенного провал рынка может рассматриваться как неспособность институтов управления адекватно реагировать на деградацию окружающей среды. Это неспособность экономической системы решать свои собственные проблемы.

 

Ресурсы общего пользования и рыночные решения

 

Как и в случае с экстерналиями, провалы рынка, связанные с ресурсами общего пользования, могут быть решены самими вовлеченными сторонами. Мы рассмотрели ситуацию, при которой неболыпая группа пользователей может при определенных условиях управлять этими ресурсами в устойчивом режиме. В данном случае благоприятным фактором для рынка (или действующих на нем агентов) является возможность разработки схем устойчивого развития ресурсов общего пользования. Однако, это также требует незначительных трансакционных издержек.

Как и следовало ожидать, мониторинг, обеспечение выполнения, информация и другие трансакционные издержки играют важную роль в относительной эффективности различных механизмов, которые, в принципе, могут быть различных механизмов, которые, в принципе, могут быть использованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования. Например:

-                                                   Важное значение имеет как собственность на ресурс общего пользования ограничивается географически (сопоставьте пруд в деревне и открытое море). В первом случае затраты на выявление проведение переговоров (заключение соглашений) будут незначительными.

-                                                   Значение имеет и такой фактор, что пользователи знакомы друг с другом (сравните выпас деревенского скота на пастбище и ловлю тунца в море). Это облегчает весь процесс подготовки соглашения и его последующий контроль и обеспечение его соблюдения.

-                                                   Значение имеет и такой фактор, что легко можно осуществлять мониторинг деятельности одного лицу (сравните использование деревней колодца с замусориванием улиц в крупном городе; или выпас скота на пастбище общины со сбором дров в лесу). Это делает, среди прочего, проблему "зайца" более решаемой.



Информация о работе Природные ресурсы как ресурсы общего пользования