Платежи за пользование природными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:33, доклад

Краткое описание

Экономическое содержание. Россия — одна из богатейших стран мира по природным ресурсам, среди которых основную долю занимают руда, нефть, газ, лес. Учитывая, что природные ресурсы в основном являются невозобновляемыми, обеспечение рационального природопользования реализуется главным образом через налоговый механизм.

Файлы: 1 файл

Платежи за пользование природными ресурсами.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

 

Платежи за пользование  природными ресурсами

  Экономическое содержание. Россия — одна из богатейших  стран мира по природным ресурсам, среди которых основную долю  занимают руда, нефть, газ, лес.  Учитывая, что природные ресурсы  в основном являются невозобновляемыми, обеспечение рационального природопользования реализуется главным образом через налоговый механизм.

Налоговые платежи обеспечивают финансовыми ресурсами мероприятия  по восстановлению нарушенного баланса  воды, регенерации потребленных природных  ресурсов и минералов, а также  мероприятия, связанные с охраной  окружающей среды, например захоронением вредных веществ. Налоги за пользование  природными ресурсами призваны регулировать процессы природопользования и вопросы  охраны природы, что осуществляется также через уплату штрафных санкций. Например, налоги, связанные с охраной  окружающей среды, исчисляются исходя из нормативных выбросов по одной  ставке, далее сверхнормативных, но в пределах допустимых лимитов —  по другой и сверх лимита — по третьей. Как правило, эти налоги распределяются между всеми звеньями бюджетной системы, но все же их большая  часть поступает в территориальные  бюджеты.

Законодательная база. Федеральный закон от 08.08.0г. №126ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (с измен, от

3декабря 200г.), который  вводит в действие гл. 26 «Налог  на добычу полезных ископаемых»  Налогового кодекса РФ; Федеральный  закон от 3 марта 1995 г. № 27ФЗ  «О недрах».

Налогоплательщики. Налогоплательщиками  налога считаются организации и  индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признают добычу полезных ископаемых из недр как  на территории Российской Федерации, таки на территории, находящейся под юрисдикцией  России. Кроме того, к числу объектов налогообложения отнесено извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего  производства. Если полезное ископаемое получено из минерального сырья с  применением перерабатывающих технологий (выщелачивание, гидродобыча и т.п.), оно также признается добытым полезным ископаемым. Конкретно к ним относят: товарный уголь и горючие сланцы; торф; нефть; газовый конденсат; товарные руды; горнохимическое сырье (фосфоритовые руды, калийные и магниевые соли и т.п.); сырье редких металлов; сырье, используемое в строительной индустрии (гипс, мел, песок, галька, гравий и т.п.); камнесамоцветное сырье (топаз, бирюза и т.п.); концентраты, содержащие драгоценные металлы; соль пищевая; природные лечебные минеральные воды.

Не признается объектом налогообложения  добыча общераспространенных полезных ископаемых индивидуальным предпринимателем непосредственно для личного  потребления.

Налоговая база. Налогоплательщик определяет налоговую базу как стоимость  добытых полезных ископаемых отдельно по каждому виду добытого полезного  ископаемого. Количество устанавливается  прямым или косвенным методом. Прямой метод предусматривает применение измерительных средств и учитывает  их фактические потери. Суть косвенного метода состоит в том, что количество исчисляется расчетным путем  исходя из показателей содержания полезного  ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.

Налоговый период и порядок  уплаты налога. Налоговым периодом по данному налогу признается квартал. В течение налогового периода  налогоплательщик уплачивает в бюджет авансовые платежи не позднее  последнего дня каждого месяца налогового периода в размере ’/з общей суммы налога за предыдущий налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается в бюджет не позднее последнего дня  месяца, еле'

дующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки налога. Минимальный  размер ставки налога — 3,8 % установлен на калийные соли. Руды черных металлов облагаются по ставке 4,8 %. Сырье для строительной индустрии облагается по ставке 5,5 %, драгоценные металлы — от 6,0 до 6,5 %, цветные металлы, алмазы — 8 %. Нефть и газовый конденсат облагаются по са¦ мой высокой ставке — 16,5 %, однако временно на период 2002 г. Она установлена на уровне 340 руб. за т нефти. При этом указанная ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен.

Иные платежи при пользовании  недрами. При пользовании недрами  уплачиваются следующие платежи:

разовые платежи за пользование  недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

регулярные платежи за пользование недрами;

плата за геологическую информацию о недрах;

сбор за участие в конкурсе (аукционе);

сбор за выдачу лицензий.

Разовые платежи за пользование  недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, устанавливаются в размере не менее 10 % от величины расчетной суммы  налога на добычу полезных ископаемых исходя из среднегодовой проектной мощности добывающей организации. Этот размер является минимальным и корректируется по результатам конкурса или аукциона.

За пользование геологической  информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, взимается плата. Размер платы определяется Правительством Российской Федерации.

Сбор за участие в конкурсе вносится всеми их участниками и  является одним из условий регистрации  заявки. Конкретно сумма сбора  определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, оплату труда привлекаемых специалистов и экспертов.

Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной  лицензии и определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются  за предоставление исключительных прав на поиск и оценку месторождений  полезных ископаемых, разведку, геологическое  изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, строительство  и эксплуатацию инженерных сооружений неглубокого залегания (газопроводы  и т.п.). Сами размеры платежей определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, продолжительности  работ и степени геологической  изученности территории. Ставки регулярного  платежа устанавливаются за один квадратный метр соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налог на добычу полезных ископаемых – это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Введен в действие главой 26 НК РФ.

 

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в  соответствии с законодательством  РФ.

 

Пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, граждане РФ на условиях соглашений о  разделе продукции, юридические  лица, частные предприниматели, не имеющие  статуса юридического лица объединения  юридических лиц. Установлены ограничения  при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические  лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение  работ по добыче и использованию  радиоактивных материалов, токсичных  и иных опасных отходов.

 

Предоставление недр в  пользование оформляется специальным  государственным разрешением в  виде лицензии, Пользователи недр должны встать на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование.

 

При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ плательщики  налога становятся на учет по месту  своего нахождения (государственной  регистрации).

Объектом обложения налогом  на добычу полезных ископаемых признаются:

 

·      полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора);

 

·      полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с  законодательством РФ о недрах.

 

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного  ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто  массы (объема) прямым или косвенным  методом.

 

Прямой метод предполагает определение количества полезного  ископаемого посредством измерительных  приборов.

 

Косвенный метод применяется  в том случае, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. Количество добытого полезного ископаемого  определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного  ископаемого в извлекаемом минеральном  сырье (например, по доле содержания).

 

По драгоценным металлам и драгоценным камням при добыче их из коренных, россыпных и техногенных  месторождений установлены особенности  определения количества добытого полезного  ископаемого. Так, по драгоценным металлам количество добытого полезного ископаемого  определяется по данным обязательного  учета при добыче в соответствии с законодательством РФ о драгоценных  металлах и камнях, то есть по химически  чистому металлу.

 

Налоговый период –  квартал.

 

По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие  налоговые ставки: 0;   3,8;        4;       4,8;     5,5;        6;      6,5;       7,5;   8  и 16,5%.

 

Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена  ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом - 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, - 0%.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет  право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые  являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих  на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон  определяет правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и  природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности.

 

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных  и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

 

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических  и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство  природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

 

Целью данной работы является раскрытие темы негативного воздействия  на окружающую среду, выявить, кто является плательщиком и как рассчитывается плата за вред причиненный окружающей среде.

 

Правительством РФ было принято  постановление от 28.08.1992 №632 «Об утверждении  порядка определения платы и  ее предельных размеров за загрязнение  окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», пунктом 2 которого соответствующим  федеральным органам исполнительной власти поручалось утвердить базовые  нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

 

Негативное воздействие  на окружающую среду является платным. Так установлено в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Виды негативного воздействия перечислены  в пункте 2 названной статьи. Это:

—выбросы в атмосферный  воздух загрязняющих и иных веществ;

—сбросы загрязняющих и  иных веществ и микроорганизмов  в поверхностные и подземные  водные объекты, а также на водосборные  площади;

—загрязнение недр и почв;

—размещение отходов производства и потребления;

—загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

—иные виды негативного  воздействия на окружающую среду.

 

Надо заметить, что плата  установлена не за все перечисленные  виды вредного воздействия. В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ говорится, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие  на окружающую среду (далее — плата) устанавливается законодательством  РФ. Соответствующий федеральный  закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться  постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — постановление  № 632). Как указано в Определении  Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О, данное постановление сохраняет  силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции РФ. В  постановлении № 632 закреплен порядок  определения платы за выбросы  в атмосферу загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных источников, сбросы в водные объекты, а также  за размещение отходов производства и потребления. Нормативы платы  приведены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.

Информация о работе Платежи за пользование природными ресурсами