Платежи за пользование природными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:33, доклад

Краткое описание

Экономическое содержание. Россия — одна из богатейших стран мира по природным ресурсам, среди которых основную долю занимают руда, нефть, газ, лес. Учитывая, что природные ресурсы в основном являются невозобновляемыми, обеспечение рационального природопользования реализуется главным образом через налоговый механизм.

Файлы: 1 файл

Платежи за пользование природными ресурсами.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

Обязанность по внесению платы  предусмотрена также специальными законами — Федеральным законом  от 04.05.99 № 96-ФЗ и Федеральным законом  от 24.06.98 № 89-ФЗ (далее — Закон  № 89-ФЗ).

 

Кто является плательщиком

 

Круг лиц, обязанных вносить  плату, определен в постановлении  № 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие  на окружающую среду, в отношении  которого установлена плата. В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая  обязанность.

 

Понятие предпринимательской  деятельности без образования юридического лица появилось в гражданском  законодательстве только с вступлением  в силу части первой Гражданского кодекса — с 1 января 1995 года, а  постановление № 632 было утверждено еще в 1992 году. В Федеральном законе от 04.05.99 № 96-ФЗ и Законе № 89-ФЗ, принятых после введения в действие части  первой Гражданского кодекса, сказано, что плата взимается как с  юридических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в  Определении Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О была разъяснена правовая природа платы. В частности, судьи  пришли к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный  характер и признаются не налогом, а  фискальным сбором. Они взимаются  и с юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых  связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Внесение платы, по сути, является условием получения  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие  на окружающую среду. Сами платежи рассматриваются  как компенсация нанесенного  ущерба и затрат государства на проведение мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды.

 

Таким образом, Конституционный  суд уточнил список плательщиков экологических платежей. Ими считаются  субъекты, которые осуществляют хозяйственную  и иную деятельность, оказывающую  негативное воздействие на окружающую среду: российские и иностранные  юридические лица любой формы  собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. Решения  Конституционного суда обязательны  для применения на всей территории России органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Об этом говорится в статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ.

 

Организации, имеющие филиалы  или представительства, вносят плату  за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками  экологических платежей. Но они могут  уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.

 

Ответственность за неуплату и непредставление расчета

 

Штрафных санкций за непредставление  расчета платы за негативное воздействие  на окружающую среду, а также за его  подачу позднее установленного срока  не предусмотрено. Однако такие действия организации или индивидуального  предпринимателя вполне могут быть квалифицированы как сокрытие или  искажение экологической информации. За подобные нарушения статьей 8.5 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа: для граждан — от 500 до 1000 руб., для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

 

Ответственность предусмотрена  только за несвоевременное перечисление платы в бюджет (ст. 8.41 КоАП РФ). На должностных лиц организации или на индивидуального предпринимателя может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 6000 руб., на организацию — от 50 000 до 100 000 руб. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о его наложении. Так сказано в статье 32.2 КоАП РФ. Если штраф не был внесен в этот срок, к нарушителю применяется ответственность, установленная статьей 20.25 КоАП РФ: административный штраф в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест до 15 суток.

 

В пункте 1 статьи 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.

 

Кроме того, при возникновении  задолженности по экологическим  платежам пени на сумму недоимки не начисляются. Это следует из пункта 31 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626.

 

Те, кто применяет спецрежимы в виде УСН и ЕНВД, не освобождаются от экологических платежей

В пунктах 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ перечислены налоги, от уплаты которых  освобождаются организации и  индивидуальные предприниматели, применяющие  УОН, В этих же пунктах сказано, что  иные налоги и сборы уплачиваются данной категорией налогоплательщиков в соответствии с законодательством  РФ. Плата за негативное воздействие  на окружающую среду не относится  к налоговым платежам, а является сбором. Поэтому от ее уплаты «упрощенцы»  не освобождены.

 

Аналогичная ситуация с организациями  и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими ЕНВД. В пункте 4 статьи 346.26 НК РФ приведен перечень налогов, платить  которые такие налогоплательщики  не должны. Иные налоги и сборы, не поименованные  в данном пункте, исчисляются и  уплачиваются в общем порядке.

 

Таким образом, организации  и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН или уплачивающие ЕНВД, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в общеустановленном , порядке. Подобные разъяснения, касающиеся плательщиков ЕНВД, содержатся в письме Минфина России от 11.07,2007 № 03-11-04/3/262.

 

Кто платит за отходы, образовавшиеся у арендатора

 

В особом порядке определяется плательщик «мусорных» платежей при  аренде помещений. Прежде всего, нужно  учитывать, что отходы образуются в  процессе хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи  в аренду офисных помещений арендодателем. Изначально собственником отходов  является именно арендатор. Он и обязан уплачивать экологические платежи.

 

В договоре аренды стороны  могут предусмотреть переход  права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю. Тогда вносить плату за размещение отходов будет арендодатель.

 

Отсутствие условия о  передаче отходов собственнику помещения  в арендном договоре не означает, что  плательщиком автоматически признается арендатор. Рассмотрим возможные ситуации.

 

1.Арендатор заключает  договор со специализированной  организацией на вывоз мусора  без перехода права собственности  на отходы к вывозящей стороне.  В договоре отсутствуют условия,  характерные для посреднических  договоров. В этом случае плату  вносит арендатор.

 

2.Арендатор заключает  договор на вывоз мусора, согласно  которому специализированная организация,  выступая посредником, размещает  отходы от своего имени, но  по поручению их собственника. Платить экологические платежи  должен посредник.

 

3.Арендатор заключает  договор со специализированной  организацией на вывоз мусора  с условием перехода права  собственности на отходы к  вывозящей стороне. Плату вносит  исполнитель договора.

 

4.Арендатор передает право  собственности на отходы сторонней  организации. К ней же переходит  обязанность уплачивать экологические  платежи.

 

5.Арендатор оставляет  отходы в контейнере арендодателя, но в договоре аренды об  этом не говорится. В подобной  ситуации нужно руководствоваться  пунктом 4 статьи 4 Закона № 89-ФЗ. Отходы,брошенные владельцем или иным образом оставленные с целью отказаться от права собственности на них, могут стать собственностью лица, в собственности, во владении или в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект с брошенными отходами. Для этого новый владелец должен приступить к их использованию.То есть отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. Чтобы избежать разногласий, в договорах аренды целесообразно четко фиксировать, кто собственник отходов и кто вносит плату за их размещение. Такие же рекомендации дает Ростехнадзор в письме от 02.08.2007 № 04-18/1038. Аналогично определяется плательщик экологических платежей при субаренде помещений.

 

Как отчитаться и когда  заплатить

 

Система взимания экологических  платежей построена по декларационному  принципу. То есть организация, осуществляющая негативное воздействие на окружающую среду, должна самостоятельно рассчитывать и вовремя вносить экологические  платежи. При сдаче отчетности автоматически  ставится отметка о ее приеме, никаких дополнительных согласований не требуется. Если указанные мероприятия проведены, к организации не может быть применена административная ответственность, в том числе за сокрытие экологической информации.

 

Алгоритм действий добросовестного  плательщика экологических сборов состоит из четырех этапов:

 

1.постановка на учет  в качестве плательщика.Учет плательщиков территориальные органы Ростехнадзора осуществляют самостоятельно. Но плательщик вправе обратиться в свое территориальное управление Ростехнадзора, чтобы его поставили на учет. Бланк свидетельства, выдаваемого плательщикам при постановке на учет, пока не утвержден;

 

2.получение в территориальном  управлении Ростехнадзора соответствующих разрешений и лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов (в зависимости от вида осуществляемого негативного воздействия).В этих разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов производства и потребления. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух транспортными средствами не требуется;

 

3.исчисление экологических  платежей и сдача отчетности. По окончании отчетного периода  заполняется расчет платы за  негативное воздействие на окружающую  среду утвержденной формы и  представляется в территориальное  управление Ростехнадзора. Как указано в приказе Ростехнадзора от08.06.2006 № 557, отчетным периодом признается календарный квартал. Поэтому платежи рассчитываются, и отчетность сдается ежеквартально. Величина платы исчисляется на основании нормативов и лимитов, установленных в соответствующих разрешениях, выдаваемых территориальными органами Ростехнадзора, либо с помощью расчетных методик.

 

Последние носят рекомендательный характер и используются при отсутствии разрешений Ростехнадзора, например, для определения норматива образования отходов по организациям различных видов деятельности. В частности, рассчитать нормы накопления твердых бытовых отходов по организациям и предприятиям Москвы можно с помощью распоряжения Правительства г. Москвы от 03.11.98 № 1219-РП. Плательщик также вправе обратиться в специализированные организации, оказывающие услуги по расчету экологических платежей.

 

Отчитываться нужно по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204. Она применяется, начиная с отчетности за III квартал 2007 года. В этом же приказе установлены сроки, в которые представляется отчетность: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Заполненный расчет платы представляется в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту госрегистрации передвижного загрязняющего объекта. По каждому субъекту РФ сдается отдельный расчет. Если на территории одного субъекта РФ эксплуатируется несколько вредных объектов, плата по ним отражается в одном расчете. Допустим, производственные площади предприятия расположены в Московской области, а несколько автомобилей зарегистрированы в Рязанской области. Предприятие должно подать два расчета платы: один — в территориальное управление Ростехнадзора по Московской области, другой — в управление по Рязанской области.

 

Передавать расчет на проверку в ФГУ «Центр лабораторного анализа  и технических измерений» или  предварительно согласовывать его  с сотрудниками территориальных  управлений Ростехнадзора не требуется. Расчет представляется в одном экземпляре и направляется по почте или сдается лично. Плательщик может оформить расчет в двух экземплярах и оставить у себя один из них с отметкой о приеме отчетности. Отказ в принятии расчета платы недопустим. Такие разъяснения приведены в письме Ростехнадзора от 04.09.2007 №04-09/1242. Одновременно с расчетом на бумажном носителе территориальные органы требуют представить его и в электронном виде. Формат электронной отчетности надо уточнять в местном управлении Ростехнадзора;

 

4) перечисление платежей. Сроки внесения платы установлены  в приказе Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557. Они совпадают со сроками отчетности. Платеж перечисляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Реквизиты платежного поручения можно узнать в территориальном управлении Ростехнадзора или на его сайте. •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1.

Восстановленная стоимость  объекта основных средств, включенных в 9 амортизационную группу по состоянию на 01 января отчетного года составляет 2.000.000 руб. Срок полезного использования объекта составляет 30 лет. Определить ежемесячную норму амортизационных отчислений и сумму амортизационных отчислений за январь отчетного года.

Решение.

Коэффициент амортизации.

К= 1/360=0,002778

Среднемесячные амортизационные  отчисления.

2.000.000*0,002778=5556 руб.

Задача 2.

Организация предоставила в  рекламных целях физическому  лицу услуги по ремонту квартиры на безвозмездной основе. Признается ли доходом работы и оказание услуги физическому лицу в натуральной форме?

Информация о работе Платежи за пользование природными ресурсами