Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:10, лабораторная работа
Проблема экологизации всех сфер антропогенной деятельности в настоящих условиях является актуальной проблемой общества. Происходящие изменения в окружающей среде под влиянием антропогенной деятельности заставляют ученых разных областей науки и технике во всем мире заниматься разработкой и анализом методик связанных с защитой и охраной природных ресурсов, изучением процессов связанных с устойчивостью биосферы, выявлением определяющих факторов, негативно влияющих на экосистемы.
Введение 3
Построение вариационного ряда 7
Группировка вариационного ряда 8
Количество классов 8
Определение длинны каждого интервала 8
Определение границ каждого интервала 8
Определение эмпирической частоты 9
Определение расчетных статистических характеристик 10
Определение мер положения 10
Меры рассеивания 11
Характеристики формы кривой распределения 12
Графическое изображение вариационных рядов 13
Проверка статистических гипотез 15
Заключение 23
Список литературы 24
Министерство образования и науки
Вологодский
Государственный технических университет
Факультет «Промышленного менеджмента»
Кафедра
«Безопасности и
Практическая работа
Тема «Обработка данных натурных наблюдений методами математической статистики»
Дисциплина
«Экология»
Выполнила студентка группы ИМ-11
Меньшикова Мария Олеговна
Проверил
к.т.н. Коваленко С.Н.
2011 год
Содержание 2
Введение 3
Построение вариационного ряда 7
Группировка вариационного ряда 8
Количество классов 8
Определение длинны каждого интервала 8
Определение границ каждого интервала 8
Определение эмпирической частоты 9
Определение расчетных статистических характеристик 10
Определение мер положения 10
Меры рассеивания 11
Характеристики формы кривой распределения 12
Графическое изображение вариационных рядов 13
Проверка статистических гипотез 15
Заключение 23
Список
литературы 24
Проблема экологизации всех сфер антропогенной деятельности в настоящих условиях является актуальной проблемой общества. Происходящие изменения в окружающей среде под влиянием антропогенной деятельности заставляют ученых разных областей науки и технике во всем мире заниматься разработкой и анализом методик связанных с защитой и охраной природных ресурсов, изучением процессов связанных с устойчивостью биосферы, выявлением определяющих факторов, негативно влияющих на экосистемы.
Основополагающим направлением изучения процессов, происходящих в природной среде, и их тенденции к изменчивости является мониторинг.
Мониторинг
окружающей среды – это комплекс
мер, направленных на получение исходной
информации об изучаемом объекте, ее
обработка и анализ. Начальным
этапом мониторинга выступает
Вторым
альтернативным направлением в изучении
изменяющихся природных условий
является так называемый экспедиционный
метод, т.е. проведение научных исследований
за ограниченный временной промежуток
с конкретно поставленными
При организации технических наблюдений экспериментатору приходится иметь дело со следующими факторами: выбором , поверкой и установкой прибора для наблюдения, проведение самих наблюдений, оценкой точности измеряемой величины. Полученные в ходе натурного эксперимента результаты подвергаются всесторонней обработке и анализу.
На современном этапер развития науки и техники при изучении природных явлений, процессов и тенденций их к изменению можно выделить следующие последовательно применяемые этапы исследования:
Следует отметить, что не одна даже самая современная математическая обработка результатов эксперимента не исправит халатности в получении данных натурных наблюдений и наоборот качественные результаты натурных исследований можно испортить не умелым применением математического аппарата.
Целью
расчетно-графического задания является
выработка у студентов
По рядам результатов натурных наблюдений на основе теории вероятности математической статистики необходимо получить основные характеристики расчетных параметров, отработать методику расчета и найти пути практического применения полученных результатов.
Перед
тем, как приступить к выполнению
задания, необходимо дать характеристику
полученных опытным путем количественных
величин конкретного
Расчетно-графическое задание основывается я на данных натурных наблюдений и заключается в выполнении следующих этапов обработки:
а) количество классов;
б) определение длинны каждого интервала;
в) определение границ каждого интервала;
г) определение эмпирической частоты.
а) определение мер положения;
б) меры рассеивания;
в) характеристики форм кривой распределения.
(Операция
заключается в расположении
Допустим, что в результате натурного эксперимента получены следующие количественные значения концентрации конкретного загрязняющего вещества (примерами могут служить номеруемые загрязняющее вещества в окружающей среде; биогены, нефтепродукты, тяжелые металлы и т.д.) в определенном пункте контроля. Целью расчета является получение основных статических характеристик и их … подбор генеральной совокупности по рузультатам натурных наблюдений.
Имеется ряд данных натурных наблюдений (Х1, Х2, …, Хn)
Исходные данные: | |
1 | 20,51 |
2 | 23,36 |
3 | 27,08 |
4 | 18,52 |
5 | 17,83 |
6 | 16,98 |
7 | 23,14 |
8 | 17,23 |
9 | 16,41 |
10 | 16,76 |
11 | 15,48 |
12 | 19,82 |
13 | 21,18 |
14 | 18,19 |
15 | 18,12 |
16 | 17,06 |
17 | 23,78 |
18 | 24,84 |
19 | 19,72 |
20 | 17,32 |
21 | 23,42 |
22 | 19,08 |
23 | 26,78 |
24 | 18,19 |
25 | 18,17 |
26 | 15,43 |
27 | 15,32 |
28 | 21,26 |
29 | 27,41 |
30 | 19,15 |
Вариационный ряд: | |
1 | 15,32 |
2 | 15,43 |
3 | 15,48 |
4 | 16,41 |
5 | 16,76 |
6 | 16,98 |
7 | 17,06 |
8 | 17,23 |
9 | 17,32 |
10 | 17,83 |
11 | 18,12 |
12 | 18,17 |
13 | 18,19 |
14 | 18,19 |
15 | 18,52 |
16 | 19,08 |
17 | 19,15 |
18 | 19,72 |
19 | 19,82 |
20 | 20,51 |
21 | 21,18 |
22 | 21,26 |
23 | 23,14 |
24 | 23,36 |
25 | 23,42 |
26 | 23,78 |
27 | 24,84 |
28 | 26,78 |
29 | 27,08 |
30 | 27,41 |
Деление вариационного ряда на части
Количество классов на которые необходимо разделить вариационный ряд, определяется различными способами: с помощью таблиц или формул; в подавляющем большинстве случаев количество интервалов зависит от объема выборки.
Для
определения классов используем
формулу Старжесса:
где, К – количество классов; N – объем выборки или количество значений в ряду, N=30
.
Определение
размаха или амплитуды
;
где, R – размах, мг/л; h – длина каждого интервала.
1. Хmin + h = X1 – [Xmin ; X1] – границы 1 интервала;
2. Х1 + h = X2 – [X1 ; X2] – границы 2 интервала;
…………………………………………………………
К. ХК-1 + h = XК – [XК-1 ; XК] – границы К-го интервала.
1. 15,32 + 2,02 = 17,34 – [15,32;17,34] – границы первого интервала;
2. 17,34 + 2,02 = 19,36 – [17,34;19,36] – границы второго интервала;
3. 19,36 + 2,02 = 21,38 – [19,36;21,38] – границы третьего интервала;
4. 21,38 + 2,02 = 23,40 – [21,38;23,40] – границы четвертого интервала;
5. 23,40 + 2,02 = 25,42 – [23,40;25,42] – границы пятого интервала;
6. 25,42 + 2,02 = 27,44 – [25,42;27,44] – границы шестого интервала.
Частота – это количество значений, попавших в каждый интервал. Расчеты выполняем в виде табл.1.
Таблица 1
К | Границы интервалов | ni | ||
1 | [15,32 – 17,34] | 9 | 16,33 | 146,97 |
2 | [17,34 – 19,36] | 8 | 18,35 | 146,80 |
3 | [19,36 – 21,38] | 5 | 20,37 | 101,85 |
4 | [21,38 – 23,40] | 2 | 22,39 | 44,78 |
5 | [23,40 – 25,42] | 3 | 24,40 | 73,20 |
6 | [25,42 – 27,44] | 3 | 26,43 | 78,29 |
∑ | 30 | 591,89 |
Информация о работе Обработка данных натурных наблюдений методами математической статистики