Контрольная работа по "Основам экологии и экономии природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды возникло в начале 70-х гг. 20 века и развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Этому способствовали отношения общества и природы. Возникали серьезные проблемы, несущие глобальную угрозу жизни и существованию цивилизации. В биосфере планеты, за долгий период времени, произошли необратимые изменения и задача - сохранения природной среды, естественной среды жизнедеятельности человека, стала носить всеобщий, интернациональный характер.

Оглавление

Введение
1. Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы в РБ (1992- 2012)
1.1 Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.
1.2 Фонды охраны природы.
1.3 Порядок формирования средств республиканского и местных фондов охраны природы.
1.4 Государственные целевые бюджетные фонды.
2. Экологические платежи в мировой практике, регулирование рационального природопользования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Расписание автобуса №1,№1А.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

 • строительство,  техническое перевооружение реконструкцию   ремонт природоохранных объектов;

 • создание  и обустройство заповедников, заказников, старинных парков и т.д;

 • научно-исследовательские  работы, связанные с охранной  природы и др.

Республиканский дорожный фонд формируется за счет:

 • налога  на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в органах ГАИ (кроме легковых автомобилей, прицепных устройств к ним и мотоциклов, приобретаемых гражданами в частную собственность);

 • 20% отчислений  пользователей автомобильных дорог,  зарегистрированных на территории соответствующих областей (кроме Минской);

 • платы  за проезд тяжеловесных и крупногабаритных  транспортных средств по автомобильным  дорогам общего пользования;

 • налога  с продаж автомобильного топлива;

 • платы  за проезд автотранспортных средств на дороге Брест – Минск – граница Российской Федерации;

прочие поступления.

  В местные  (областные) дорожные фонды зачисляются  80 % отчислений пользователей автомобильных  дорог общего пользования, зарегистрированных  на территории соответствующих  областей, кроме Минской.

  Норматив  отчислений по Минской области  устанавливается ежегодно в Законе  о бюджете на текущий год.

  Распорядителем  средств республиканского дорожного  фонда является Комитет по  автомобильным дорогам при Министерстве  транспорта и коммуникаций, а  местных дорожных фондов –– облисполком.

  Средства  фондов направляются:

 • на содержание, ремонт, реконструкцию и модернизацию  дорог общего пользования;

 • строительство  и реконструкцию объектов дорожного  сервиса;

 • приобретение  оборудования, дорожных и специальных автотранспортных средств;

 • затраты  на управление дорожных хозяйством  и др.

  Республиканский  фонд «Энергосбережение» образуется  за счет поступлений в виде:

 • платежей  за перерасход топлива, электрической  и тепловой энергии против  установленных норм и потребления;

 • сумм  экономических санкций за несвоевременную  установку приборов учета расхода  топливно – энергетических ресурсов, использование топлива, электрической  и тепловой энергии без утвержденных  норм их расхода, нарушение  правил пользования электрической и тепловой энергией;

 • добровольных  взносов юридических и физических  лиц;

 • других  платежей.

  Распорядителем  средств является совет фонда,  направления его расходования  определяются сметой расходов, разрабатываемой  Государственным комитетом по  энергосбережению и энергетическому надзору.

  Средства  фонда расходуются:

 • на осуществление  мероприятий и реализацию программ  по энергосбережению;

 • долевое  участие в разработке и внедрении  энергосберегающих технологий, оснащении  средствами учета, контроля и регулирования потребления энергии и топлива;

 • осуществление  мероприятий, связанных с развитием  малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых  источников энергии и вторичных  энергетических ресурсов и др.

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки образуется за счет:

 • отчислений  в фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки  юридических лиц;

 • поступлений  от производителей сельскохозяйственной продукции за пользование техникой, полученной на условиях долгосрочной аренды;

 • прочих  поступлений.

 Средства  фонда используются:

 • на выдачу  субсидий для поддержания фиксированных  розничных цен на продовольственные  товары;

 • закупку сельскохозяйственной техники с целью передачи ее на условиях долгосрочной аренды предприятием сельского хозяйства и др.

  Средства  местных жилищно – инвестиционных  фондов используются:

    •  на предоставление займов и  ссуд гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений;

    •  строительство жилых помещений  для переселения граждан из  сносимых и переоборудуемых для  других целей не пригодных  для проживания жилых домов;

    •  строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

         Экономические  методы управления  процессом природопользования принадлежат   к наиболее распространенным  в мировой практике. Это – платежи за ресурсы и загрязнения,  предоставление услуг в налогообложении предприятий, предоставление на льготных  условиях кратко- и долгосрочных кредитов для реализации проектов относительно  обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, освобождение от налогообложения фондов охраны  окружающей среды; передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды на долгосрочных договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для принятия мер с  гарантированным снижением выбросов и сбросов загрязняющих веществ, на развитие экологически безопасных технологий и производства, инвестиции на охрану природы, создание государственного и региональных экологических фондов.

Одним из наиболее важных экономических методов является оплата за ресурсы.  Научной основой  для определения размеров такой  оплаты служит их экономическая оценка, в основу которой положена дифференцированная рента.

В общем виде различают шесть видов платежей за ресурсы:

1. Платежи за  право пользования природными  ресурсами.

2. Оплата за  воспроизводство и охрану природных  ресурсов.

3. Рентные платежи  за эксплуатацию лучших природных  ресурсов или за качество, или  за местом их расположения относительно рынка.

4. Штрафные платежи  за превышение нормы использования  природных ресурсов.

5. Компенсационные  платежи за добычу природных  ресурсов из целевого использования  или ухудшения их качества, вызванное   деятельностью этих предприятий.

6. Оплата предприятий  за использование среды для  размещения  отходов производства.

Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер  экономического характера. И если методы административно-правового воздействия исходят из отношений власти и подчинения, то экономические меры опираются на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В мировой практике регулирования экологических отношений применяется большое число разнообразных мер экономического стимулирования. Некоторые источники называют порядка 80 вариантов экономического воздействия в сфере охраны окружающей среды. В странах с высокоразвитой промышленностью и богатым эколого-правовым наследием эти варианты условно образуют две теоретические разновидности – ценовое (налоговое) регулирование и собственно рыночные механизмы. Все инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на принудительные (платежи за природопользование), поощрительные (льготы по налогообложению) и компенсационные (природоохранные фонды).

    В  условиях социально-экономического  развития стран бывшего социалистического  лагеря превалирующей формой  стимулирования рационального природопользования  выступает установление платежей за использование ресурсов природы. Следствием этого является недостаточная экономическая заинтересованность субъектов права природопользования в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Повышение материальной заинтересованности природопользователей возможно посредством создания для последних таких условий, в которых соблюдение экологических требований при использовании природных ресурсов становится выгодным, а их нарушение приводит к значительным финансовым затратам. В условиях современного развития общественных отношений в сфере защиты окружающей среды это осуществимо только при наличии баланса в экономическом механизме стимулирования рационального природопользования, под которым понимается система структурных элементов, необходимая для направления действия таких экономических факторов, как возможность извлечения прибыли, наличие благоприятного налогового и инвестиционного режимов, повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках  на достижение разумного баланса в экологических и экономических интересах общества. Экономический механизм является составной частью общего механизма регулирования общественных экологических отношений и является одним из наиболее мощных его регуляторов.

 Достижение  приемлемого баланса в экономическом механизме природопользования невозможно при абсолютном доминировании принудительных экономических инструментов. Поэтому необходимо дальнейшее правовое развитие системы поощрений за снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем расширения в природоресурсном законодательстве перечня действий, которые будут являться основанием для предоставления налоговых льгот за рациональное природопользование. Критерии и условия соотносимости тех или иных действий с природоохранными целями должны моделироваться законодательными предписаниями. Последние обязаны учитывать, что платежи, выполняя дуалистическую функцию: фискальную (перераспределение дохода от эксплуатации ресурсов окружающей среды) и стимулирующую, все же основным мотивом должны иметь стимулирование рационального, бережного использования природных благ. Фискальная мотивация может присутствовать, но должна носить сугубо целевой характер – полученные денежные средства подлежат аккумулированию в природоохранных фондах с последующим направлением на цели охраны окружающей среды, воспроизводства и восстановления используемых природных ресурсов. Для этого необходимо отойти от практики фискального назначения взимания платежей за природопользование, закрепив приоритет экологических целей при установлении данных платежей.

В расчете налогооблагаемой базы платежей за природопользование присутствует экономический показатель ущерба, наносимого окружающей среде  в процессе использования ресурсов природы. В качестве такового выступает  плата за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Данный вид платы – регулирующая составляющая, основной задачей которой является стимулирование природопользователей через взимание повышенных ставок платы к более экономному и рациональному использованию природных ресурсов. Установленный в национальных правовых системах некоторых стран порядок изъятия налога за использование природных ресурсов  может быть подвергнут критике из-за включения суммы налога в себестоимость и цену продукции, что может расцениваться как перекладывание платы за природопользование с непосредственного пользователя ресурсами на плечи потребителя конечного продукта. Таким образом, нарушается основной принцип платного природопользования – «загрязнитель платит», который реализуется только в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия. Мы склонны не согласиться с имеющимся мнением, что законодатели реалистично подошли к экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный налог, не компенсированный в ценах продукции, являлся бы непосильным бременем. В основе нашего понимания рассматриваемой ситуации лежит убеждение о невозможности оправдания компромисса в отношениях с природой. Последующие материальные затраты на восстановление благоприятной окружающей среды не сравнимы с потенциальными  выгодами в краткосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать  современной экономике вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды.

Эколого-экономический  аспект охраны природы стал формироваться  относительно недавно, своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революции. Производственный процесс и жизнь человека сопряжены с образованием вредных веществ и отходов, которые попадают в окружающую природную среду. Из-за этого некоторые свойства природной среды изменяются, что приводит к изменению условий жизнедеятельности человека с одной стороны и с другой стороны - уменьшаются производственные возможности.

Поэтому природоохранная  деятельность - это необходимое условие  производственной деятельности предприятия, целью которой является обеспечение охраны окружающей среды от негативного влияния деятельности человека, а также поддержание, восстановление и улучшение ее качеств и защита здоровья людей от негативного воздействия этой хозяйственной деятельности.

Для выполнения природоохранных задач на уровне предприятия создаются службы охраны природы, деятельность которых является неотъемлемой частью производственной деятельности предприятия.

Следует отметить, что  эффективная охрана окружающей среды  должна сочетаться с экономической эффективностью производства, то есть необходимо создать такие условия природоохранной деятельности, когда само предприятие будет заинтересовано в финансировании мероприятий по охране природы и это будет экономически выгодно для самого предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

   1.  Закон  Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ. с изм. и доп. от 22 декабря 2011 г. № 326-З

   2. Постановление   Совета Министров Республики  Беларусь 28.06.2004 N765.

   3. Приложение  к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2004 N 765.

4 "О бюджете Республики Беларусь на 2011 год: Закон РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011 г., № 3, 1/12220.

5. "О бюджете Республики  Беларусь на 2012 год: Закон РБ от 30 декабря  2011 г. № 330-З.

6. Шимова О.С. Экология и экономика природопользования: Часть 2. Курс лекций.2-e  стер. изд. - Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 184 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам экологии и экономии природопользования"