Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа
Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
1.Значение организации эколого-развивающей среды на территории ДОУ.
2.Требования к озеленению участка детского сада.
3.Разбивка огорода и цветника на участке детского сада.
4.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с обитателями цветника, огорода.
5.Разработать графические модели экологических пространств ДОУ.
1.Значение организации эколого-развивающей среды на территории ДОУ.
2.Требования к озеленению участка детского сада.
3.Разбивка огорода и цветника на участке детского сада.
4.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с обитателями цветника, огорода.
5.Разработать графические модели экологических пространств ДОУ.
1.Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. С.Н.Николаева
Эколого-развивающая среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
О значении развивающей среды для формирования экологического сознания постоянно говорят практически все исследователи, работающие в области экологического образования дошкольников. Много методических материалов об этом публикует С. Н. Николаева (1993, 1995, 1998). В работе, посвященной этому вопросу (1993), она пишет следующее. «Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.»
Началом работы по экологическому воспитанию С. Н. Николаева считает правильную организацию развивающей среды. Среда «предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни животных и растений и специфики методики экологического воспитания дошкольников»
Привлекая детей к работе по благоустройству и озеленению территории, педагоги стремятся не только расширить знания дошкольников об окружающем мире, но и привить им интерес и уважение к труду взрослых, научить ценить и беречь окружающую природу.
Значение создания эколого-развивающей среды- осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства, создание в детском саду благоприятных условий для экологического воспитания детей и сохранения их здоровья. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
2. Обособленный земельный участок – обязательная составляющая территории дошкольного учреждения. К нему предъявляются следующие требования:
Не допускается расположение на участке посторонних учреждений, построек, сооружений, функционально не связанных с ДОУ.
Обязательно ограждение территории участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Основным приемом зонирования участка также может служить живая изгородь из кустарника.
Участок должен быть обеспечен инсоляцией в течение 5 ч светового дня, иметь достаточно тени, особенно в южных районах, и хорошо проветриваться.
В целях профилактики травматизма детей и обеспечения их безопасности к участку должны быть организованы удобные подходы с пешеходных дорог, а не с проездов улиц с движением автотранспорта.
Размер площади участка зависит от вместимости детского сада. Он определяется из расчета не менее 40 м2 на 1 место
Должна быть обеспечена удаленность земельного участка от шумных пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей, площадок мусоросборников, что является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнений воздуха территории ДОУ. Удаленность участка ДОУ от проездов автотранспорта, стоянок машин, от интенсивного пешеходного движения должна быть не менее 5 м. Защита будет более надежной, если эта полоса выполнена из зеленых насаждений.
Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБ.
Обязательно освещение участка детского сада в вечернее время. Уровень искусственной освещенности на земле должен составлять не менее 10 лк.
Необходима разработка комплекса мероприятий, предупреждающих затопление и загрязнение игровых площадок паводковыми и ливневыми водами. В условиях сурового климата в районах Крайнего Севера необходимо обеспечить ветро и снегозащиту территории.
При планировке участка следует бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место.
В зависимости от территориального расположения здания ДОУ деревья и кустарники могут располагаться по периметру всей территории участка, аллеями, группами. Здесь же высаживаются отдельные породы деревьев и кустарников. На территориях разных возрастных групп эти насаждения используются в целях обеспечения естественного затенения. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.
Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований:
-насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева;
-кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта;
- подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;
- для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками, например, шиповник, облепиха, бересклет.
-Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.
Деревья размещают группами или аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев или кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень, в течение всего дня, защищают детей от солнца. Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов.
При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. Групповые кустарники отделяют друг от друга тоже кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр, занятий детей, защитить их от ветра. Для этого используют : виноград (дикий, амурский), жимолость, клематисы, травянистые растения(душистый горошек, бобы садовые, настурция.
При архитектурно-планировочной организации участка для каждой группы детей предусматривают отдельную площадку размером 130 м2, изолированную от остальной территории деревьями и кустарниками и расположенную вблизи входов в помещение данной группы, а на каждой площадке,— затененный участок (размером 30 м2, если площадка предназначена для детей ясельного возраста, и 50 м2— для дошкольников).
На участке детского сада (яслей) рекомендуется прокладывать кольцевую или полукольцевую дорожку для езды на велосипеде с таким расчетом, чтобы она не пересекала площадок, предназначаемых для пребывания детей во время прогулок. По внешним границам участка создают защитные полосы из двух рядов деревьев и двух рядов кустарника.
3. Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 м2 на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1.5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1.5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий. На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50-60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1.5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.
Приемы используемые воспитателем для разбивки огорода ;
1 этап - подготовительный; Воспитатель-подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур,
Создание предметно развивающей среды. Родителям - предложить приобрести контейнеры, землю, семена для посадки. Дети - выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.
2 этап – реализация ; дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты отображают в рисунках. В процессе дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.
Воспитатель - подбирает метод. и художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян
Занятия с детьми: «Посев семян», «Первые всходы»
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.
Слушание и разучивание песенок об овощах.
Опытно-экспериментальная деятельность: - «Строение растений» - «Размножение, рост, развитие растений» - «Условия, необходимые для жизни растений»:
Земля ( свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.)
Вода и растения (насколько вода необходима для роста растений)
Солнце и растения (роль солнца в жизни растений)
Человек и растения (насколько растения нуждаются в уходе человека)
- материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности
-пополняет папку дидактическими играми по экологии
Организует конкурсы, выставки рисунков детей
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.
Дети - изготовление указателей с названиями растений, забора, домика.
Лепка , аппликация и т.д. Родители - участие в эстетическом оформлении «огорода»
3 этап-подведение итогов; анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Воспитатель – составляет отчет о проделанной работе; оформляет документацию. Проводит праздник овощей.
Приемы при разбивке цветника;
Вместе с воспитателем дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету.
На территории детского сада важно предусмотреть систему удобных дорожек, которые позволят детям подойти к клумбам, альпийским горкам и т. п. Дорожки можно посыпать песком, окрашенной древесной щепой, выложить камнем, плиткой. Пространства между плиткой можно, например, заполнить низкорослыми растениями.
Разнообразные цветники делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха. Цветники часто имеют неправильную форму. Обычно в центре цветника выращивают самые высокие многолетники, по направлению к его краям высота растений снижается. Специалисты считают, что большое количество правильных форм на участке создает неприятное впечатление.
Монотонность газона нарушают отдельно стоящие красивые растения. Их еще называют солитерами. А отдельно стоящие вазоны с цветами нарушают монотонность стены или дорожки. В качестве вазонов используются самые разные вещи – старые горшки, бочки, телеги, пни. В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковичные растения, или какие-то отдельные крупные растения. Осенью их можно вносить в помещение.
Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, небольшие фонтанчики, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.
4.
Возрастная группа |
Содержание знаний |
Растения (название культур) |
Формы организации |
Методы. Приемы | ||
цветник |
огород |
цветника |
огорода | |||
Младшая группа |
Знакомство детей с цветущими растениями цветника; помочь детям запомнить, как они называются; закрепить умение определять цвет |
представление о месте произрастания овощей; научить детей узнавать овощи в натуральном виде и на картинке формировать способности к обобщению ввести в словарь детей понятие «овощи» расширить знания малышей о пользе овощей. |
Ромашка Тюльпан |
Кабачки Фасоль Горох |
Игры иллюстрации, обсуждение содержания сказок, загадывание и заучивание загадок, подвижные игры, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях Демонстрационный материал |
Рассматривание овощей и цветов (обследование их на ощупь и вкус ) макет «мини - грядка» (глубокий ящик с землёй); картинки с изображением овощей и цветов лейка , ножницы; раздаточный материал; луковицы растений,
|
Средняя группа |
Понятие что такое-цветок! Расширить представление о том, что растения – живые существа. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. |
Обогатить словарь детей за счет обозначения качеств (цвет, форма, величины и структуры поверхности овоща) Развивать связную речь через составление описательных рассказов. Развивать творческое мышление с помощью зарисовки изменений в росте овощей. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений |
Ирис Астры Тюльпан |
Кабачок Морковь Свекла
|
Просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы Загадывание загадок, ребусов Заучивание и чтение стихотворений Чтение художественной, познавательной литературы (легенды, мифы о цветах) Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов настольно-печатные игры по экологии дидактические игры по экологии; Наблюдение за цветами |
Положительно-эмоциональное отношение к природе, к растениям (посадка, уход за ними) Труд на участке, Закупка рассады Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада Методический инструментарий Наглядный материал:
оснащение природным и бросовым материалом Изготовление цветов из бумаги Рисование цветов красками, карандашами, мелками |
Старшая группа |
наблюдение за ростом и развитием цветов; умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; знания о росте и развитии растений. понятие о жизненном цикле растений
|
как выращивают овощи на огороде. Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян |
Роза Тюльпан Нарцисс Астры |
Салат Морковь Укроп Репа |
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д. Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности Пополнить папку дидактическими играми по экологии Организация выставок, конкурсов: выставка рисунков детей Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями. |
Изготовление таблиц-указателей с названиями растений. Конструирование забора, домика. Лепка (на каркасе) с элементами конструирования ; аппликация сюжетная. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах. Слушание и разучивание песенок об овощах. |
Подготовительная к школе группа |
Сравнение растений: растения в целом; стебля, листьев, цветов. знания о росте растений в комнатных условиях. уход за растениями с условиями их содержания понятие «овощи и фрукты», названия различных овощей и фруктов, их полезные свойства; знания об организации сельскохозяйственного труда и его значении; Представление об приспособленности растений к изменениям в природе. понятия о смене времен года |
Какие бывают растения
Чем и зачем подкармливать растения
Какую пользу приносят Как правильно ухаживать за ними Откуда берутся семена Из чего состоят Что особенно важно для жизни растений |
Бархатцы Астры |
Огурец Горох. Укроп Редис Помидор |
Целевая прогулка на огород. Экскурсия в овощной магазин. работа в уголке природы, работа на земельном участке. наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
|
Прочитать книжки о растениях; Рассмотреть иллюстрации с изображением растений; Нарисовать картины с изображением растений; картины с изображением труда людей по выращиванию и сбору урожая; муляжи овощей; детские энциклопедии; книги, журналы, открытки по теме; натуральные овощи; детские рисунки по теме; - трафареты, шаблоны овощей.
|