Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Оглавление

1.Значение организации эколого-развивающей среды на территории ДОУ.
2.Требования к озеленению участка детского сада.
3.Разбивка огорода и цветника на участке детского сада.
4.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с обитателями цветника, огорода.
5.Разработать графические модели экологических пространств ДОУ.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОЛОГИИ.docx

— 40.51 Кб (Скачать)

                                          План.

1.Значение организации эколого-развивающей среды на территории ДОУ.

2.Требования к озеленению участка детского сада.

3.Разбивка огорода и цветника на участке детского сада.

4.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с обитателями цветника, огорода.

5.Разработать графические модели экологических пространств ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. С.Н.Николаева

Эколого-развивающая среда,  должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

О значении развивающей среды для формирования экологического сознания постоянно говорят практически все исследователи, работающие в области экологического образования дошкольников. Много методических материалов об этом публикует С. Н. Николаева (1993, 1995, 1998). В работе, посвященной этому вопросу (1993), она пишет следующее. «Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.»

Началом работы по экологическому воспитанию С. Н. Николаева считает правильную организацию развивающей среды. Среда «предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни животных и растений и специфики методики экологического воспитания дошкольников»

Привлекая детей к работе по благоустройству и озеленению территории, педагоги стремятся не только расширить знания дошкольников об окружающем мире, но и привить им интерес и уважение к труду взрослых, научить ценить и беречь окружающую природу.

Значение создания эколого-развивающей среды- осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства, создание в детском саду благоприятных условий для экологического воспитания детей и сохранения их здоровья. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

 

 

 

2. Обособленный земельный участок – обязательная составляющая территории дошкольного учреждения. К нему предъявляются следующие требования:

Не допускается расположение на участке посторонних учреждений, построек, сооружений, функционально не связанных с ДОУ.

Обязательно ограждение территории участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Основным приемом зонирования участка также может служить живая изгородь из кустарника.

Участок должен быть обеспечен инсоляцией в течение 5 ч светового дня, иметь достаточно тени, особенно в южных районах, и хорошо проветриваться.

В целях профилактики травматизма детей и обеспечения их безопасности к участку должны быть организованы удобные подходы с пешеходных дорог, а не с проездов улиц с движением автотранспорта.

Размер площади участка зависит от вместимости детского сада. Он определяется из расчета не менее 40 м2 на 1 место

Должна быть обеспечена удаленность земельного участка от шумных пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей, площадок мусоросборников, что является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнений воздуха территории ДОУ. Удаленность участка ДОУ от проездов автотранспорта, стоянок машин, от интенсивного пешеходного движения должна быть не менее 5 м. Защита будет более надежной, если эта полоса выполнена из зеленых насаждений.

Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБ.

Обязательно освещение участка детского сада в вечернее время. Уровень искусственной освещенности на земле должен составлять не менее 10 лк.

Необходима разработка комплекса мероприятий, предупреждающих затопление и загрязнение игровых площадок паводковыми и ливневыми водами. В условиях сурового климата в районах Крайнего Севера необходимо обеспечить ветро и снегозащиту территории.

При планировке участка следует бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место.

 

В зависимости от территориального расположения здания ДОУ деревья и кустарники могут располагаться по периметру всей территории участка, аллеями, группами. Здесь же высаживаются отдельные породы деревьев и кустарников. На территориях разных возрастных групп эти насаждения используются в целях обеспечения естественного затенения. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.

 

Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований:

 

 -насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева;

 

 -кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта;

 

- подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;

 

- для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками, например, шиповник, облепиха, бересклет.

 

-Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами или аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев или кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень, в течение всего дня, защищают детей от солнца. Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов.

 

При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. Групповые кустарники отделяют друг от друга тоже кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр, занятий детей, защитить их от ветра. Для этого используют : виноград (дикий, амурский), жимолость, клематисы, травянистые растения(душистый горошек, бобы садовые, настурция.

 

При архитектурно-планировочной организации участка для каждой группы детей предусматривают отдельную площадку размером 130 м2, изолированную от остальной территории деревьями и кустарниками и расположенную вблизи входов в помещение данной группы, а на каждой площадке,— затененный участок (размером 30 м2, если площадка предназначена для детей ясельного возраста, и 50 м2— для дошкольников).

 

На участке детского сада (яслей) рекомендуется прокладывать кольцевую или полукольцевую дорожку для езды на велосипеде с таким расчетом, чтобы она не пересекала площадок, предназначаемых для пребывания детей во время прогулок. По внешним границам участка создают защитные полосы из двух рядов деревьев и двух рядов кустарника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 м2 на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1.5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1.5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий. На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50-60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1.5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.

Приемы используемые воспитателем  для разбивки огорода ;

1 этап - подготовительный; Воспитатель-подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур,

Создание предметно развивающей среды. Родителям - предложить приобрести контейнеры, землю, семена для посадки. Дети - выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

2 этап – реализация ; дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты отображают в рисунках. В процессе дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

Воспитатель - подбирает  метод. и художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян

Занятия с детьми: «Посев семян», «Первые всходы»

Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.

Слушание и разучивание песенок об овощах.

Опытно-экспериментальная деятельность: - «Строение растений» - «Размножение, рост, развитие растений» - «Условия, необходимые для жизни растений»:

Земля ( свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.)

Вода и растения (насколько вода необходима для роста растений)

Солнце и растения (роль солнца в жизни растений)

Человек и растения (насколько растения нуждаются в уходе человека)

 

- материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

-пополняет  папку дидактическими играми по экологии

Организует  конкурсы, выставки рисунков детей

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

Дети - изготовление указателей с названиями растений, забора, домика.

Лепка , аппликация и т.д. Родители - участие в эстетическом оформлении «огорода»

3 этап-подведение итогов; анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Воспитатель – составляет  отчет о проделанной работе; оформляет документацию. Проводит  праздник овощей.

 

Приемы при разбивке цветника;

Вместе с воспитателем дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки,  высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету.

На территории детского сада важно предусмотреть систему удобных дорожек, которые позволят детям подойти к клумбам, альпийским горкам и т. п. Дорожки можно посыпать песком, окрашенной древесной щепой, выложить камнем, плиткой. Пространства между плиткой можно, например, заполнить низкорослыми растениями.

Разнообразные цветники делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха. Цветники часто имеют неправильную форму. Обычно в центре цветника выращивают самые высокие многолетники, по направлению к его краям высота растений снижается. Специалисты считают, что большое количество правильных форм на участке создает неприятное впечатление.

Монотонность газона нарушают отдельно стоящие красивые растения. Их еще называют солитерами. А отдельно стоящие вазоны с цветами нарушают монотонность стены или дорожки. В качестве вазонов используются самые разные вещи – старые горшки, бочки, телеги, пни. В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковичные растения, или какие-то отдельные крупные растения. Осенью их можно вносить в помещение.

Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, небольшие фонтанчики, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Возрастная группа

Содержание знаний

Растения (название культур)

Формы организации

Методы. Приемы

цветник

огород

цветника

огорода

Младшая группа

Знакомство детей с цветущими растениями цветника; помочь детям запомнить, как они называются; закрепить умение определять цвет

представление о месте произрастания овощей;

научить детей узнавать овощи в натуральном виде и на картинке

формировать способности к обобщению

ввести в словарь детей понятие «овощи»

расширить знания малышей о пользе овощей.

Ромашка

Тюльпан

Кабачки

Фасоль

Горох

Игры иллюстрации, обсуждение содержания сказок, загадывание и заучивание загадок, подвижные игры, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео

и аудиозаписях

Демонстрационный материал

Рассматривание овощей и цветов (обследование их на ощупь и вкус )

макет «мини - грядка» (глубокий ящик с землёй);

картинки с изображением овощей и цветов

лейка , ножницы; раздаточный материал; луковицы растений,

 

Средняя группа

Понятие что такое-цветок! Расширить представление о том, что растения – живые существа.

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Обогатить словарь детей за счет обозначения качеств (цвет, форма, величины и структуры поверхности овоща) Развивать связную речь через составление описательных рассказов. Развивать творческое мышление с помощью зарисовки изменений в росте овощей.

Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений

Ирис

Астры

Тюльпан

Кабачок

Морковь

Свекла

 

Просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы

Загадывание загадок, ребусов

Заучивание и чтение стихотворений

Чтение художественной, познавательной литературы (легенды, мифы о цветах)

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов

настольно-печатные игры по экологии

дидактические игры по экологии; Наблюдение за цветами

Положительно-эмоциональное отношение к природе, к растениям

(посадка, уход за ними)

Труд на участке,

Закупка рассады

Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада

Методический инструментарий

Наглядный материал:

 

оснащение природным и бросовым материалом

Изготовление цветов из бумаги

Рисование цветов красками, карандашами, мелками

Старшая группа

наблюдение за ростом и развитием цветов; умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать

умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; знания о росте и развитии растений. понятие о жизненном цикле растений

 

 

 

как выращивают овощи на огороде.

Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян

Роза

Тюльпан

Нарцисс

Астры

Салат

Морковь

Укроп

Репа

Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д.

Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Пополнить папку дидактическими играми по экологии

Организация выставок, конкурсов: выставка рисунков детей

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

Изготовление таблиц-указателей с названиями растений.

Конструирование забора, домика.

Лепка (на каркасе)

с элементами конструирования ;

аппликация сюжетная.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.

Слушание и разучивание песенок об овощах.

Подготовительная

к школе группа

Сравнение растений: растения в целом; стебля, листьев, цветов.

знания о росте растений в комнатных условиях.

уход за растениями с условиями их содержания

понятие «овощи и фрукты», названия различных овощей и фруктов, их полезные свойства;

знания об организации сельскохозяйственного труда и его значении;

Представление об приспособленности растений к изменениям в природе.

понятия о смене времен года

Какие бывают растения

 

Чем и зачем подкармливать растения

 

Какую пользу приносят

Как правильно ухаживать за ними

Откуда берутся семена

Из чего состоят

Что особенно важно для жизни растений

Бархатцы

Астры

Огурец

Горох.

Укроп

Редис

Помидор

Целевая прогулка на огород.

Экскурсия в овощной магазин.

работа в уголке природы, работа на земельном участке.

наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

 

 

Прочитать книжки о растениях;

Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

Нарисовать картины с изображением растений;

картины с изображением труда людей по выращиванию и сбору урожая;

муляжи овощей;

детские энциклопедии;

книги, журналы, открытки по теме;

натуральные овощи;

детские рисунки по теме;

- трафареты, шаблоны овощей.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"