Контрольная работа по «Экологическому менеджменту»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Многие экологические проблемы сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается, прежде всего, экономическими соображениями. Быть лидером здесь трудно - попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке. эти страны пытаются убедить остальной мир принятии аналогичных мер.

Оглавление

Введение 3

Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности 4


Практическое задание 1 12

Практическое задание 2 13

Заключение 16

Список литературы 19

Приложение 20

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

МУРОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного  образовательного учреждения

  высшего профессионального  образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

Контрольная работа  

по курсу: «Экологический менеджмент» 

Вариант № 20. 
 
 

            Выполнил  студент: Прохорова Т. В.

            Группа: Эз-126

            Курс: 2

            Проверил  преподаватель: Радионова Е.В. 
             
             
             
             
             
             

                МУРОМ – 2007 г 
             

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение            3

Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности                                                                             4 

Практическое  задание 1                12

Практическое  задание 2                13

Заключение                  16

Список литературы                          19

Приложение                               20

Введение

      Взаимодействие общества  и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества.  Однако,  как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

      Расширяя  и  усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным  «эффектом  бумеранга»:  разрушение  природы оборачивается экономическим yщepбoм и социальным уроном. Природа не в состоянии собственными  сипами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие,  воссоздавать изъятые у неё блага  в  соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса.  Вопрос о сохранении  природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится  угрожающе  опасным.  И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям,  то теперь оно само вынуждено приспосабливаться,  видоизменяя  свою  жизнедеятельность и,  прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества.  И нет в мире политической системы,  которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.

      Многие экологические проблемы  сейчас  перешагнули  рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается, прежде всего, экономическими соображениями.  Быть  лидером здесь трудно  -  попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке.  эти страны пытаются убедить остальной мир принятии аналогичных мер.

Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности 

В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы экономического регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.

Деградация  окружающей среды, истощение ресурсов, повышение уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные ресурсы (в широком смысле, включая чистоту окружающей среды) могут давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство. В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются стимулы для их эффективного использования.

В соответствии с воззрениями ряда экономистов, рыночные регуляторы в принципе достаточны для обеспечения эффективного природопользования. Для их эффективного функционирования важно четкое определение прав собственности.

В соответствии с теоремой Р. Коуза рыночная экономика  добивается эффективного использования  природных ресурсов благодаря четкой системе прав собственности, закрепленной законодательно. В процессе переговоров между собственником и лицом, осуществляющим природопользование, определяется объем выплаты компенсаций собственнику за нанесение ущерба его собственности. Этот приведет к уменьшению производства и загрязнения до уровня, при котором чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных экстернальных издержек. В противном случае соответствующие расходы вынужден нести собственник, компенсируя производителю сокращение объемов его производства до уровня социального оптимума.

Положения теоремы Коуза построены в  рамках общих представлений классической школы. Поэтому они в значительной степени абстрактны. В частности, теорема не учитывает особенностей институциональной структуры общества; различий в уровнях жизни и затрат в различных странах, регионах, социальных группах (это особенно важно в связи с невозможностью транспортировать многие природные ресурсы); сложности идентификации природопользователя; высокий уровень трансакционных издержек при реализации прав собственности как собственником, так и пользователем ресурсов; различный уровень монополизации производства и реализации продукции.

В результате рынок не регулирует эффективно процессы природопользования. В то же время надо отметить, что теорема Коуза показывает одну из важнейших причин неэффективности современной системы регулирования природопользования.

К основным причинам провалов рынка в сфере  природопользования следует отнести:

  • наличие экстерналий (внешних эффектов);
  • локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;
  • урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;
  • долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов.

Провалы рынка в рационализации природопользования требуют активной государственной  политики, направленной на их корректировку. Государственное регулирование  природной среды имеет относительно короткую историю. Поиск эффективных государственных регуляторов в области природопользования начался фактически в 60-х годах ХХ столетия, когда многие страны столкнулись с обострением экологической ситуации. В странах с рыночной экономикой были созданы централизованные административные системы управления охраной окружающей среды. Стал реализовываться принцип, введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. - "загрязнитель платит". Одновременно государства начали субсидирование природоохранной деятельности.

В 80-х  годах инструментарий государственного регулирования природопользования расширился. В то же время в его  применении до сих пор отсутствует  системность. Эффективно функционирующей  модели государственного регулирования  природопользования в мире нет.

В этом механизме можно выделить две  группы инструментов: макроэкономические регуляторы и мероприятия, прямо  направленные на регулирование природопользования. Макроэкономические регуляторы могут  не иметь в явном виде природоохранных  целей. Они направлены на структурную перестройку, изменение курса национальной валюты, сокращение бюджетного дефицита, регулирование внешнеэкономических отношений и др.

К мероприятиям с четко выраженной экологической  ориентацией относятся:

  • введение "экологических" налогов;
  • установление штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • введение платности природопользования; принятие природоохранных стандартов и нормативов;
  • разработка и реализация отраслевых и региональных экологических программ.

Следует отметить существенное, хотя и косвенное воздействие макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий. Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.

Своеобразную  проблему представляет собой антимонопольное регулирование в отраслях, связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Монополистические структуры, располагающие большими возможностями лоббирования своих интересов, уделяют проблеме восстановления природной среды минимальное внимание, уменьшая издержки и присваивая монопольную ренту. В то же время государство не может осуществлять в сфере природоемких производств стандартные антимонопольные инструменты: принудительное расчленение, ограничение слияний и поглощений, ограничение капитала предприятий некоторой максимальной величиной, поскольку данные производства требуют больших капитальных затрат, высокой степени концентрации капитала.

В современной  системе государственного регулирования  природопользования можно выделить:

  • введение и расширение практики платного природопользования;
  • систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • установление платы за загрязнение окружающей среды;
  • развитие рынка природных ресурсов;
  • совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости;
  • создание экологических фондов;
  • реализацию экологических программ;
  • продажу прав на загрязнение;
  • внедрение системы экологического страхования;
  • введение "зеленых" налогов;
  • совершенствование системы субсидий.

Введение  платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.

Среди платежей за природные ресурсы можно  выделить плату за право пользования  природными ресурсами и за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.

Другим  способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций за нерациональной использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование отходов, почворазрушающую обработку земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами сверх допустимых нормативов.  
К системе экономического стимулирования рационального природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.

Создание  рынка природных ресурсов целесообразно  в условиях их дефицитности и возможности  получения средств от их продажи  на мировом или национальном рынках. Купляпродажа природных ресурсов может происходить в виде конкурсов, аукционов на право их разработки или аренды при соответствующем экологическом контроле со стороны государства. Рынок природных ресурсов должен предусматривать создание ипотечной системы, позволяющей владельцам ресурсов закладывать их получения инвестиций или иных целей.

В развитии системы ценообразования в сфере  природопользования следует учитывать  два важных аспекта.

Во-первых, цена продукции должна возможно более  полно учитывать степень ее экологической безопасности. Экологически чистая продукция должна быть привлекательна для потребителя в ценовом отношении по сравнению с продукцией, производство которой связано с загрязнением окружающей среды. Но производство такой продукции не всегда обходится дешевле, поэтому целесообразно, при наличии заменителей, применять механизм косвенных налогов на экологически опасную продукцию.

Во-вторых, развитие прогрессивных в перспективе, безотходных технологий оказывается  первоначально более дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Особенно, если цены на природные ресурсы низкие. Поэтому определенное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет в цене экологической составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.

Информация о работе Контрольная работа по «Экологическому менеджменту»