Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:03, реферат
Целью данного реферата является не конкретный расчёт экономического ущерба наносимый транспортом, а рассмотрения факторов влияющие на него. То есть в работе показывается какой вред наносит транспорт окружающей среде и здоровью человека, а так же пути возможного уменьшения данного воздействия. Так же показана общая методика расчёта экономического ущерба и области его применения.
Введение 2
Транспорт как источник загрязнения 3
Автомобильный транспорт 4
Токсичные продукты выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания 4
Влияние на человека отработавших газов автомобилей 5
Нейтрализаторы 6
Отходы автотранспортных предприятий 7
Создание экологичных конструкций автомобилей 8
Альтернативные конструкции автомобилей 8
Применение улучшенных и альтернативных видов топлива 10
Водород — автомобильное топливо XXI в. 11
Водный, железнодорожный и авиационный транспорт 12
Общая характеристика энергоемкости транспорта. Энергосбережение на автомобильном и желенодорожном транспорте 13
Методы оценки экономического ущерба 14
Экономические потери связанные с технических состоянием автодорог. 15
Заключение 17
Список литературы: 18
Важное качество метанола состоит в том, что в отработавших газах в 2—3 раза меньше токсичных компонентов, чем при использовании бензина. Смесь метанол—бензин несколько снижает мощностные характеристики двигателей, но снижает концентрацию окиси углерода в выхлопных газах ( на 14- 72%) и повышает октановое число смеси с 88 до 95,8 (при добавлении 15% метанола). В качестве недостатков смеси как топлива отмечают склонность ее к расслоению, в особенности при попадании в смесь воды и при понижении температуры. Метанол ядовит.
Этанол имеет энергоемкость на 25—30% выше и, следовательно, требует пропорционально менее вместительного топливного бака. Экологические характеристики этанола близки к метанолу. У двигателей, работающих на этаноле, в отработанных газах еще меньше выделяется углеводородов. Однако в продуктах сгорания спирта содержатся совершенно новые загрязнители атмосферы, в том числе формальдегид.
Использование газового топлива в виде смеси пропана и бутана позволяет снизить на холостом ходу количество окиси углерода в 4 раза, а в рабочем режиме в 10 раз. Сегодня в мире эксплуатируется уже несколько сот тысяч таких автомобилей. Еще в 1970 г. Япония имела около 300 тыс. автомобилей на газовом топливе, в Италии — 500 тыс.
В нашей стране и в ряде других стран проводятся исследования по использованию природного газа в качестве автомобильного топлива. При этом токсичность отработанных газов уменьшается: по СО - в 2 - 4 раза; СН — в 1,1 —1,4; NO — в 1,2—2 раза. Мировые запасы природного газа примерно вдвое превышают мировые запасы нефти. Природный газ уже используется в качестве топлива примерно для четверти миллиона автомобилей в Италии, Канаде и Новой Зеландии. Главный недостаток, связанный с этим видом топлива, — громоздкость газового баллона. Он должен примерно в 5 раз превышать объем бензинового бака для эквивалентного пробега.
Идеальное топливо с точки зрения сохранения окружающей среды представляет водород, однако он значительно дороже бензина. Серьезную техническую и экономическую проблему представляет и размещение водорода в автомобиле и пока еще не найдено надежного и экономического пути использования водорода.
Водород — автомобильное топливо XXI в.
Использование водорода в качестве основного вида топлива может коренным образом изменить будущую техническую цивилизацию. Важнейшая проблема современности — охрана окружающей среды от загрязнения — будет практически решена.
Характеристики водорода
как моторного топлива
В мире производится около 50 млн т водорода в год, в основном путем конверсии жидкого и газообразного топлива.
Получают водород паровой конверсией углеводородов, электролизом воды или с помощью угля.
В результате сгорания водорода образуется водяной пар — рабочее тело паротурбинных установок. Поэтому его использование в энергетике потребует усовершенствований энергопроизводящих систем. Газообразный, даже сильно сжатый водород невыгоден, так как для его хранения нужны баллоны большой емкости. Более реальный вариант — жидкий водород, Правда, в этом случае необходима установка дорогостоящих криогенных баков со специальной термоизоляцией. Возможно хранение водорода в твердой фазе в составе металлогидридов, что безопаснее хранения бензина в цистернах. Связывать водород при определенных условиях могут интерметалличеекие соединения на основе редкоземельных металлов, титана, железа и др. В Институте металлургии РАН разработан интерметаллический сплав на основе никеля и редкоземельного металла лантана. Благодаря своей структуре сплав обладает некоторыми свойствами неметаллов и может поглощать (сорбировать) и удерживать газы, а при нагревании до 150*С — выделять их. При этом объем сорбируемого водорода в 500 тысяч раз превышает объем самого интерметалла.
В Великобритании предложен новый способ хранения водорода. Не исключено, что именно так будут заправлять автомобили буду¬щего, работающие на водородном топливе. Исследователи из уни¬верситета Ньюкасла предлагают свое решение проблемы: материал с нанопорами, диаметр которых в тысячу раз меньше толщины бумажного листа. Под большим давлением в эту «губку» закачивают водород, а чтобы его высвободить, достаточно «губку» нагреть. M. Томасу, одному из авторов разработки, удалось на практике доказать возможность поглощения большого количества водорода пористым материалом и выделения его в нужный момент.
В Институте водородной энергетики и плазменных технологий разработана принципиально новая схема водородного автомобиля. Окисление происходит не в двигателе внутреннего сгорания, а в электрохимическом генераторе, где и вырабатывается электрическая энергия» вращающая основной вал двигателя. трансформация энергии водорода в электроэнергию с помощью электрохимического генератора, основанная на полимерных мембранах, позволяет это делать при температуре кипения воды, что исключает синтез окислов азота из воздуха, неизбежно возникающий при высоких температурах в других системах. В итоге на выхлопе — чистая вода. Топливные элементы — это прорыв на пути к экологически чистому автомобильному двигателю. Основное горючее — водород — пропускают через полимерные мембраны с катализаторами, которые вызывают химическую реакцию с кислородом воздуха: водород превращается в воду, а химическая энергия его сгорания — в электрическую. Еще одно достоинство двигателя на топливных элементах — высокий КПД.
Рано или поздно человечество распрощается с двигателем внутреннего сгорания. Альтернатив ему изобретено немало, но наиболее перспективна силовая установка, использующая в качестве топлива водород.
Загрязнение среды обитания водным транспортом происходит по двум каналам: морские и речные суда загрязняют биосферу, во-первых, отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов (в основном дизельные двигатели) загрязняют газами атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.
Во всем мире разрабатываются системы механического сбора нефти и мусора с поверхности воды, химического воздействия на нефтяные пленки и биологического разложения пленок.
Хотя железнодорожный транспорт, точнее, его подвижной состав, оказывает неблагоприятное воздействие на все звенья биосферы, его влияние по сравнению с автомобильным существенно меньше, во-первых, потому, что это один из самых экономных видов транспорта по расходу топлива на единицу работы, и, во-вторых, в связи с широкой электрификацией железных дорог.
Серьезной альтернативой автомобилю и автобусу могут стать транспортные средства на магнитной подвеске. Основные преимущества этих средств с позиции экологии — отсутствие загрязнения воздуха и практическая бесшумность. Высокая скорость и плавность хода (отсутствие толчков и вибраций) позволяет полагать, что этот вид транспорта получит большое распространение во все видах сообщений: городском, пригородном и международном.
Специалисты считают, что в XXI в. на основе широкого применения сверхпроводников будут созданы бесшумные, безопасные поезда на магнитной подвеске, которые смогут успешно соревноваться по скорости с самолетами. В 1988 г. построили первые экспериментальные образцы «магнитопланов». Вагоны японского
магнитоплана весят около
17 т и рассчитаны на 44 пассажира.
Максимальная скорость поезда 400 км/ч.
Другой «магнитоплан» создан в ФРГ.
Он называется «трансрэпид». Вместимость
одного вагона, который весит около
100 т, — 96 человек. На трассе 40 км максимальная
скорость, показанная в ходе испытаний,
— 400 км/ч. Западногерманское
Общий выброс токсических веществ аппаратами гражданской авиации может быть приблизительно оценен объемом потребляемого авиацией топлива, который составляет примерно 4% общего расхода топлива на всех видах транспорта. Таким образом, доля загрязнений, вносимых авиатранспортом в атмосферу, невелика, и к тому же токсичные вещества рассеиваются в пределах больших пространств. Тем не менее во многих странах проводится работа по снижению содержания токсичных компонентов в отработавших газах в соответствии с жесткими нормами, разрабатываемыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Ведутся работы по уменьшению потребления топлива, а также поиск более экологически чистых видов топлива. Признается перспективным в качестве топлива для воздушного транспорта использовать водород.
Транспорт в промышленно развитых странах потребляет 12-17 % энергоресурсов, причем 50-60 % потребляемых всеми видами транспорта энергоресурсов приходится на автомобильный.
Энергоемкость перевозок
значительно различается в
Если принять показатель энергоемкости (удельный расход условного топлива на тонно-километр) для железнодорожного транспорта за единицу, то для морского транспорта он будет равен 1,17; для речного - 1,33; для воздушного -107,8; для автомобильного - 16,9. Средний удельный расход топлива на единицу транспортной работы по всем видам грузовых перевозок автомобилями с бензиновыми двигателями на транспорте общего пользования составляет 85 г/т*км, а с дизельными - 44 г/т*км; по пассажирским перевозкам для автобусов с бензиновыми двигателями -14,7 г/пасс-км, с дизельными - 10,8 г/пасс-км; при таксомоторных перевозках - 135 г/пасс-км.
Эффективность использования топлива и уровень загрязнения окружающей среды зависят от эксплуатационных факторов: дорожных условий, организации дорожного движения, профессионального мастерства водителей, технического состояния подвижного состава, культуры эксплуатации транспорта.
Основной грузо- и пассажирооборот внутри нашего государства и при международных перевозках осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. На долю автомобильного транспорта приходится около 30 % потребляемого в стране жидкого нефтяного топлива.
Сравнение характеристик
различных марок автобусов
Оптимизация структуры парка грузовых автомобилей позволит обеспечить снижение удельного расхода топлива на единицу грузооборота на 16-20 %. Разработка и внедрение прогрессивных технологических решений в системе автоперевозок может обеспечить относительное нижение расхода топлива на 20-25 %.
Расход топлива
автомобильным транспортом
При движении по извилистым участкам расход топлива возрастает на 10-20%, по участкам с уклоном более 30 % - в 2 раза для грузовых автомобилей и в 2,5 раза для легковых. Движение автомобиля с оптимальной скоростью снижает расход топлива до 50 %.
К основным мероприятиям по энергосбережению на автомобильном транспорте относятся: создание оптимальной плотности сети автомобильных дорог в экономически развитых районах, обеспечивающей организацию перевозок по рациональному маршруту; осуществление мер по рациональной организации дорожного движения; техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов; перевод автомобильного транспорта и тракторов на дизельное топливо и сжатый природный газ; разработка и внедрение экономичных двигателей; внедрение совершенной системы диагностики и регулирования; разработка и внедрение программ оптимальных режимов эксплуатации; разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла.
Одним из эффективных средств экономии топлива и энергии на тягу на железнодорожном транспорте является автоматизация управления движением поезда с помощью автомашиниста. При этом возможна оптимизация затрат энергии на тягу в каждой поездке и на каждом электропоезде независимо от квалификации машиниста. В депо, где эксплуатируются электропоезда с автомашинистом, экономия энергии достигает 10-12 % от общего ее расхода на тягу.
Существенно снизить энергозатраты на железнодорожном транспорте позволяет внедрение в электропоездах системы управления режимом работы каждого из моторных вагонов при прохождении электрички на участке дороги, где численность пассажиров резко снижается; отключение наружного освещения территории станции при отсутствии технологических операций по обработке поездов, очистке стрелок, маневровых и ремонтных работ.
Определение
экономического ущерба — сложная
комплексная задача, сопряженная
со значительными методическими
трудностями. Для каждого компонента
природы и каждого реципиента
необходимы индивидуальные методики расчета,
требующие непростых
В настоящее время разработаны три основных методических подхода к экономической оценке ущерба:
Указанные
методы различаются по своему функциональному
назначению. Оценки ущерба прямым счетом
и аналитическим методом
Разработка эмпирической методики, как правило, проходит следующие этапы:
Информация о работе Экономический ущерб, наносимый транспортом