Экономический ущерб, наносимый транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:03, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является не конкретный расчёт экономического ущерба наносимый транспортом, а рассмотрения факторов влияющие на него. То есть в работе показывается какой вред наносит транспорт окружающей среде и здоровью человека, а так же пути возможного уменьшения данного воздействия. Так же показана общая методика расчёта экономического ущерба и области его применения.

Оглавление

Введение 2
Транспорт как источник загрязнения 3
Автомобильный транспорт 4
Токсичные продукты выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания 4
Влияние на человека отработавших газов автомобилей 5
Нейтрализаторы 6
Отходы автотранспортных предприятий 7
Создание экологичных конструкций автомобилей 8
Альтернативные конструкции автомобилей 8
Применение улучшенных и альтернативных видов топлива 10
Водород — автомобильное топливо XXI в. 11
Водный, железнодорожный и авиационный транспорт 12
Общая характеристика энергоемкости транспорта. Энергосбережение на автомобильном и желенодорожном транспорте 13
Методы оценки экономического ущерба 14
Экономические потери связанные с технических состоянием автодорог. 15
Заключение 17
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

экономический ущерб, наносимый транспортом -Сушкова А.В.docx

— 72.83 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский Государственный Университет

 

 

 

Реферат на тему:

«Экономический ущерб, наносимый  транспортом»

 

 

 

                                                       Выполнила: студентка 2 курса 6 группы

                                                         Сушкова Алеся

Преподаватель: Жилко Вячеслав Владимирович

 

 

 

 

 

 

                                                            Минск-2011

 

 

Содержание:

Введение 2

Транспорт как источник загрязнения 3

Автомобильный транспорт 4

Токсичные продукты выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания 4

Влияние на человека отработавших газов автомобилей 5

Нейтрализаторы 6

Отходы автотранспортных предприятий 7

Создание экологичных конструкций автомобилей 8

Альтернативные конструкции автомобилей 8

Применение улучшенных и альтернативных видов топлива 10

Водород — автомобильное топливо XXI в. 11

Водный, железнодорожный и авиационный транспорт 12

Общая характеристика энергоемкости транспорта. Энергосбережение на автомобильном и желенодорожном транспорте 13

Методы оценки экономического ущерба 14

Экономические потери связанные с технических состоянием автодорог. 15

Заключение 17

Список литературы: 18

 

Введение

Важнейшим условием эффективного функционирования экологической сферы является обеспечение  обязательного возмещения субъектами хозяйствования вреда от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Закон «Об охране окружающей среды» определяет вред, причиненный окружающей среде как «имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства» (ст. 1 Закона). Однако в научной и учебной литературе для обозначения этого явления более распространено понятие «ущерб», компенсация которого требует его экономической оценки.

Загрязнение и истощение окружающей среды  в результате антропогенной деятельности наносит ущерб (вред, урон), условно  говоря, трем сферам: состоянию экологических  систем, хозяйственным объектам и  здоровью людей. Исходя из этого, различают  три вида ущерба: экологический, экономический  и социальный.

Социальный  ущерб — это ущерб, наносимый  прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, загрязненными химическими  веществами, продуктами питания, плохим качеством питьевой воды, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения, нарушению благополучия жизнедеятельности.

Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах. Неблагоприятные последствия для  них могут наступить даже при  незначительных отклонениях от оптимального состояния, а при достижении критического уровня происходят необратимые изменения  в экосистемах.

Под экономическим  ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические  или возможные потери народного  хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.

То есть что бы оценить экономический  ущерб нужно в первую очередь рассмотреть влияние на экологию, а так же пути возможного уменьшение этого воздействие.

Целью данного  реферата является не конкретный расчёт экономического ущерба наносимый транспортом, а рассмотрения факторов влияющие на него.  То есть в работе показывается какой вред наносит транспорт окружающей среде и здоровью человека, а так же пути возможного уменьшения данного воздействия.  Так же показана общая методика расчёта экономического ущерба и области его применения.

 

Транспорт как источник загрязнения

 С точки зрения оценки видов и источников загрязнения окружающей среды транспортом могут рассматриваться два подхода: традиционный, охватывающий только собственно транспортные технологические процессы, и комплексный, включающий весь возможный круг факторов, связанных с транспортом. При традиционном подходе учитывают поступление загрязняющих веществ в биосферу непосредственно в результате функционирования подвижного состава, например, выработавшие газы транспортных двигателей, попадающие в воздух, сброс в воду стоков с судов и т. п. Сюда относят случающиеся время от времени аварии транспортных средств с рассеиванием в биосфере их грузов –токсичных, агрессивных, радиоактивных и прочих веществ. Подобное загрязнение происходит из за технического несовершенства транспортных средств или ошибок персонала. Комплексный подход отличается от традиционного тем, что дополнительно учитывает загрязнение биосферы или ее изменение в результате транспортного строительства и эксплуатации транспортных предприятий, к которым должны отнести ремонтные заводы, депо, базы, гаражи, доки, карьеры, заправочные станции, шпато-пропиточные и асфальтовые заводы, вокзалы, аэропорты и другие постоянные сооружения, включая и транспортные поселки. Во многих странах, и в первую очередь индустриально развитых и густонаселенных, нарастает загрязнение поверхности Земли (включая и плодородные почвы) механическими примесями в виде золы, пыли, шлаков, некондиционных строительных материалов, пустой породы, извлекаемой при добыче минеральных строительных материалов. Такое загрязнение особенно велико в районах размещения крупных транспортных узлов и промышленных предприятий. Большие площади земли заняты свалками отходов.

При сжигании в транспортных и промышленных участках угля, мазута, нефти и других видов  топлива, содержащие серу, с продуктами сгорания в воздух выбрасывается, в  частности, сернистый ангидрид, который, соединяясь с атмосферной влагой, образует сернистую и серную кислоты, попадающие в конечном счете и  в почву, и в воды. Подобные агрегатные вещества оказывают сильное вредное  влияние прежде всего на растительный мир, угнетая леса. Скапливаясь в  воздухе, они угрожают  
также животному миру и человеку.

Возросло  загрязнение среды обитания и  в первую очередь гидросферы углеводородами, преимущественно нефтью и нефтепродуктами. Из буровых, с судов, заводов и  других объектов в океан поступает нефти в десятки раз больше нормального естественного уровня. Все больше удельный вес в загрязнении среды приобретают бытовые отходы крупных городов. Среди таких отходов в первую очередь следует назвать моющие вещества, получившие в последнее время огромное распространение не только в быту, но и в промышленности, и на транспорте

Отмеченное  явление прямой результат выброса  в атмосферу городов больших  количеств тепла промышленными  предприятиями, домами жилых массивов и транспортными средствами. В  результате над каждым городом образуется как бы тепловой купол. Одной из причин потепления считают также “парниковый  эффект”, когда атмосфера городов, в большей степени (чем в сельских местностях) загрязненная углекислым газом, относительно лучше пропускает излучение Солнца к Земле и  существенно хуже инфракрасное (тепловое) излучение от Земли в мировое  пространство. Наряду с промышленностью  и энергетикой крупным “поставщиком”  углекислого газа в атмосферу  городов является автомобильный  транспорт.

Следует отметить, что преобладающие количество оксидов углерода (91,9%) и оксидов  азота (70,8 %) а атмосфере от автотранспорта. Кроме того , от автотранспорта в  атмосферу поступают свинец и  бенз(а)пирен, являющиеся чрезвычайно  токсичными для живых организмов.

Вклад автотранспорта в суммарном выбросе по Минску составил 73,7%.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт  относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объема вредных выбросов в атмосферу (Вклад автотранспорта в суммарном выбросе по Минску составляет 73,7%.) Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям при продолжающемся уведкченин транспортных потоков и плохих дорожных условиях приводит к постоянному возрастанию загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов. Уровни загрязнения воздуха оксида-ми азота и углерода, углеводородами и другими вредными веществами на большинстве автомагистралей в 5—10 раз превышают предельно допустимые концентрации.

Большинство сортов применяемого ныне бензина содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец (0,41 — 0,82 г/л). Бензин с такой присадкой называют этилированным. Применение этой присадки позволяет сократить потребление топлива, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.

Основными причинами  сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией  автотранспорта, являются:

  • отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;
  • выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;
  • слабый контроль за качеством реализуемого моторного топлива;
  • недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;
  • въезд на территорию городов большегрузного транспорта;
  • отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей среды на транспорте.

Решение экологических  проблем автотранспорта требует  значительных финансовых средств, изыскать которые на предприятиях-изготовителях сейчас практически невозможно. Поэтому необходимо создать и запустить экономические механизмы, стимулирующие приобретение и эксплуатацию экологически чистых транспортных средств, мобилизацию средств на их производство.

Токсичные продукты выхлопных газов двигателей внутреннего  сгорания

В камерах сгорания тепловых двигателей могут преимущественно образовываться различные соединения (табл. 1), на механизм образования которых и их количество влияют различные факторы, в числе которых структура фронта пламени, температура процесса и давление, соотношение топлива и окислителя в исходной смеси.

 

 

Таблица 1. Состав отработанных газов двигателей

Вещество

Бензиновый

Дизель

02, об. %

0,05-8,0

2,0-18,0

С02, об. %

5-12,5

1-12

Н20, об. %

3-13,0

0,5-10

N2, об. %

74-77

76-78

N0*, об. %

0,05-0,5

0,1-1,0

СО, об. %

0,1-10

0,01-0,5

СХНУ, об.%

0,2-2,0

0,01-0,5

Альдегиды, об. %

0-0,2

0-0,05

Сажа, мг/м3

До 100

До 20000

S02, мг/м3

До 0,003

До 0,015

Бенз(а)пирен, мкг/м3

25

10


 

Вещества, содержащиеся в выхлопных газах ДВС, можно  классифицировать по следующим признакам:

а) продукты полного и неполного сгорания топлив (С02, СО, 
углеводороды, в том числе полициклические ароматические, 
сажа);

б) вещества, образующиеся в результате протекания побоч- 
ных процессов (оксиды азота — по термическому механизму);

в) вещества, образование которых определяется примесями, 
содержащимися в топливе (соединения серы, свинца, других тя- 
желых металлов), воздухе (кварцевая пыль, аэрозоли).

Влияние на человека отработавших газов автомобилей

По воздействию  на организм человека компоненты отработавших газов подразделяются на:

токсичные — оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения;

канцерогенные — бенз(а)пирен;

раздражающего действия — оксиды серы, углеводороды.

Оксид углерода в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает:

  • слабое отравление через 1 ч (С = 0,05 об. %);
  • потерю сознания через несколько вдохов (С = I об.%).

Оксиды азота — смесь различных оксидов: N02, N203, N204. Наибольшую опасность представляет N02.

Воздействие оксидов  азота на человека приводит к нарушению  функций легких и бронхов. Воздействию  оксидов азота в большей степени  подвержены дети и люди, страдающие сердечно - сосудистыми заболеваниями.

Оксиды азота  в воздухе в зависимости от концентрации вызывают:

  • раздражение слизистых оболочек носа и глаз (С - 0,001 об.%);
  • начало кислородного голодания (С Щ 0,001 об.%);
  • отек легких (С = 0,008 об. %).

Сернистый ангидрид— бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде, образуя сернистую кислоту. Длительное воздействие даже относительно низких концентраций сернистого ангидрида увеличивает смертность от сердечно - сосудистых заболеваний, способствует возникновению бронхитов, астмы и других респираторных заболеваний.

Сернистый ангидрид в воздухе  в зависимости от степени кон. цснтрации вызывает.

9 раздражение слизистой оболочки глаз, кашель (С = 0,001 % об.);

  • раздражение слизистой оболочки горла (С — 0,002 об. %);
  • отравление через 3 мин (С = 0,004 об. %):
  • отравление через 1 мин (С = 0,01 об. %).

Углеводороды — группа соединений типа СХНУ. Обладают неприятным запахом. В результате фотохимических реакций углеводородов с оксидами азота образуется смог.

Бензапирен — полициклический и ароматический углеводород (ПАУ), При нормальных атмосферных условиях — кристаллический продукт, плохо растворимый в воде. Попадая в организм человека, ПАУ постепенно накапливается до критических концентраций и стимулирует образование злокачественных опухолей.

Информация о работе Экономический ущерб, наносимый транспортом