Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:51, реферат
Экология в буквальном переводе значит «наука о доме». В самом широком смысле наш общий дом — Земля. За последние 200 лет, и особенно за последние 50, люди оказали на экологические показатели очень серьезное воздействие. Возникшие в результате этих воздействий изменения химического состава воздуха, питьевой воды, радиоактивного фона, в свою очередь, оказывают влияние на здоровье человека.
Известно, что ответные реакции растущего детского организма на воздействие экологических факторов разнообразны и характеризуются изменением темпа роста и развития, нарушениями гармоничности этих процессов. Динамизм окружающей среды вызывает либо адаптацию, либо дизадаптацию организма, создает предпосылки приспособления к его формам и функциям. Направления отклонений показателей физической подготовленности могут носить ориентировочный характер, однако наличие указанных отклонений по нескольким показателям является вполне достаточным для предположения о негативном влиянии факторов окружающей среды на уровень и состояние физической подготовленности изучаемой популяции. Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать такие выводы:
1. Уровень и динамика физической подготовленности школьников, проживающих на территориях с разной экологической нагрузкой, имеют возрастно-половые особенности:
-
учащиеся из "чистого" района
имеют достоверно лучшие
-
показатели физической
-
прирост показателей
2. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программ дифференцированного физического воспитания для учащихся общеобразовательных школ, проживающих на разных по экологическому состоянию территориях промышленного мегаполиса.
3.
Внедрение дифференцированных программ
физического воспитания может явиться
одним из путей улучшения здоровья школьников,
проживающих в условиях повышенного техногенного
загрязнения.
Литература
1. Антонова Е.В., Белицкая Э.И. Состояние здоровья детей как индикатор качества атмосферы промышленного города // Проблемы медицинской экологии и здоровья детей и подростков. Владивосток, 1991, с. 5-6.
2. Барков В.А. Влияние повышенной двигательной активности на физическое состояние подростков в различных радиоэкологических условиях // Экология и антропология: Ежегодник . Вып. 2. - Минск -Люблин-Лодзь: Международное издание, 1997, с. 113-116.
3. Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся // 4-я Всерос. науч.-практ. конф. "Образование и здоровье" /Тез. докл. Калуга, 1998, с. 30-31.
4. Виноградова Л.Г., Сироткина Н.Я. Диагностка двигательной подготовленности детей дошкольного возраста / Медико-биологические и психолого-педагогические проблемы здорового образа жизни. Валеологические аспекты /Сб. науч. тр. Владимир, 1998, с. 11-15.
5. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России). - Новосибирск, СОРАМН. 2002. - 230 с.
6. Громыко В.В., Вавилов Ю.Н., Лепейко В.Г. К оценке индивидуальной физической кондиции человека // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 10, с. 28-32, 58.
7. Корчагина Л.Б. Таблицы оценки физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ г. Москвы: Метод. реком. М. 1988. - 14 с.
8. Котляков В.М. // Вести Российской академии наук. 1994, т. 64, № 3, с. 217-220.
9. Кочуров Б.И. Пространственный анализ экологической ситуации: Автореф. докт. дис. М., 1994. - 39 с.
10. Лебедь М.В., Матвеев А.И. Физическое состояние детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 8, с. 46-48.
11. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. - Минск: Нар. асвета, 1980. - 128 с.
12. Обухов С.М., Барабанщиков А.Ю. Физическая подготовленность школьников г. Сургута / Совершенствование систем физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. /Общ. ред. С.И. Логинова. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2000, с. 160-163.
13. Савельев С.И. Научные основы гигиенической оценки и прогноза состояния здоровья населения в зависимости от региональных особенностей среды обитания: Автореф. докт. дис. М., 1998. - 52 с.
14. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. - М: СпортАкадемПресс, 2001. - 184 с.
15. Сидоренко Г.И. Задачи
гигиены окружающей среды по реализации
планов социально-экономического развития
страны // Актуальные гигиенические
проблемы охраны здоровья населения: Тез. докл. Ереван, 1987,
с. 3-7.
Приложение 1.
КОНЦЕПЦИЯ
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДАМИ И СРЕДСТВАМИ
ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное
динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности
человека, которая обеспечивает
ему физиологически
продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием
своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями
различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность
состояние организма и
физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным
факторам;
- наличие заболеваний, нарушений физического или психического
развития.
Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя
признать удовлетворительным, что подтверждается наличием
неблагоприятных тенденций
медико-демографических
показателей болезненности и смертности. Так, с 1986 по 1996 годы
уровень общей смертности в стране увеличился в 1,5 раза, а
численность преждевременно умерших превысила 3 млн. человек.
По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности
остаются болезни системы кровообращения, злокачественные
новообразования, травмы и
Численность населения страны в 1995 г. уменьшилась на 330 тыс.
человек или на 0,2%. За это же время число родившихся сократилось
на 0,3%, суммарный коэффициент рождаемости составил 1,4 против
2,14 - 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.
Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой
гигиенической культуры населения, что проявляется в резком
увеличении распространенности вредных привычек (курение,
наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание,
низкая двигательная
среды, условий труда, быта и отдыха.
Наряду с указанными причинами,
населения обусловлено также недостатками в организации
здравоохранения и утратой
Следует признать, что в этих
условиях изменить ситуацию
только реальное повышение в здравоохранении приоритета
профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и
совершенствование.
1. Обоснование проблемы
Сохранение и укрепление
продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной
смертности являются актуальными проблемами не только
здравоохранения, но и
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению
возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и