Эколого-гигиеническая характеристика условий проживания детей и подростков в Волгоградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:51, реферат

Краткое описание

Экология в буквальном переводе значит «наука о доме». В самом широком смысле наш общий дом — Земля. За последние 200 лет, и особенно за последние 50, люди оказали на экологические показатели очень серьезное воздействие. Возникшие в результате этих воздействий изменения химического состава воздуха, питьевой воды, радиоактивного фона, в свою очередь, оказывают влияние на здоровье человека.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Р1 ОМЗ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

МОУ « Волжский институт экономики педагогики и права» 
 

Факультет заочного обучения 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Тема: «Эколого-гигиеническая характеристика условий  проживания

  детей и подростков  в Волгоградской  области» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Волжский 2010»

      Экология  в буквальном переводе значит «наука о доме». В самом широком смысле наш общий дом — Земля. За последние 200 лет, и особенно за последние 50, люди оказали на экологические показатели очень серьезное воздействие. Возникшие в результате этих воздействий изменения химического состава воздуха, питьевой воды, радиоактивного фона, в свою очередь, оказывают влияние на здоровье человека.

      Конечно, ни воспитатель детского сада, ни педагог младшей школы не могут серьезно противодействовать людям и организациям, нарушающим природный экологический баланс. Однако воспитать у ребенка привычку бережно относиться к природе, привить сознание того, что, он, ребенок ... часть этой природы и зависит от состояния окружающей среды самим фактором своего земного существования, вполне реальная педагогическая задача. Из этого ребенка вырастет взрослый с грамотным отношением к экологии.

      Экологическое воспитание начинается с мелочей. На прогулках, на экскурсиях обратите внимание детей на соотношение растений и животных в каком-либо отдельно взятом уголке леса, парка, сада. Расскажите о том, что Солнце — источник жизни на Земле. Зеленые растения поглощают 1% солнечной энергии, достигающей Земли. Травоядные животные получают эту энергию с растительной пищей, плотоядные животные и люди получают энергию с растительной и животной пищей. Если вы будете энергию называть просто энергией, то для детей это останется пустым звуком. Пойдите по антропотехническому пути. Антропотехника — это условное сравнение самого себя с энергетической, работающей, конструкцией. Например, если у вас замерзли пальцы, то вы можете перераспределить тепло организма и подышать на них. Тепловая энергия — самый простой пример для пояснений единства организма и среды. Предложите детям почувствовать теплоту собственного тела, например дотронуться пальцами до подмышечных впадин. Дальше свяжите это тепло с теплом Солнца, которое знакомо каждому ребенку. Для того чтобы было понятнее, как растения хранят тепло, возьмите маленький пучок сухой травы — сена и подожгите. Объясните, что так же это сено «сгорает» в желудке коровы. Конечно, оно горит без огня, но все равно выделяет тепло, которое поддерживает жизнь. Живая здоровая корова вырабатывает молоко. Тепло, которое было в солнечных лучах, потом в траве, потом в корове, с молоком приходит к человеку. Предложите детям нарисовать, как они поняли энергетическую взаимосвязь Космоса и Земли. Рисунки очаруют вас блеском детского абстрактного мышления.

      Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок  захочет получить в нем активную роль, особенно если вы подтолкнете  его к этой мысли. Вот после  этого начинается педагогический простор  для внедрения в детские умы  понятий бережного отношения  к природе, охране каждой травинки — кладовой солнца, каждой капли воды и глотка воздуха.

     Формирование  и обеспечение полноценного здоровья людей, являющегося важнейшим фактором социально -экономического развития страны, связано с неотложным решением вопросов охраны окружающей среды, оздоровления условий жизни, труда и отдыха населения. Сегодня в России наблюдается прогрессирующее превышение смертности над рождаемостью: коэффициент рождаемости (10,7 на 1000 человек) самый низкий, а коэффициент смертности (12,2 на 1000 населения) самый высокий со времени Великой Отечественной войны. За последние пять лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15 %.

     По  предварительным итогам первой всероссийской  диспансеризации детей, проведенной  Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что 54% обследованных детей нуждаются в том или ином лечении, на 40% выросла заболеваемость новорожденных, каждый двенадцатый новорожденный имеет низкую массу тела, и число таких детей ежегодно растет. Коэффициент жизнеспособности населения в России по данным ВОЗ ЮНЕСКО составляет 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6).

     Одной из причин заболеваемости, согласно приведенным  данным, является то, что более половины территории России характеризуется неблагоприятными эколого-гигиеническими для здоровой жизни условиями - около 60% источников питьевого водоснабжения не соответствуют нормативным требованиям, более 20% почвы не отвечает гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям и содержанию токсических веществ и более 60 - 70% населения постоянно проживают на экологически пораженных территориях с неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановкой [10, 11]. Поэтому долевой вклад экологического компонента в ухудшение здоровья и развития основных патологий россиян составляет не 20 - 30%, как считалось раньше, а 40 - 60% и выше [5]. Указанное сопряжено с тем, что около 1/3 больничных коек страны и почти 1/2 врачей заняты лечением заболеваний, вызванных неблагоприятным воздействием факторов риска окружающей среды.

     Один  из основных путей устранения экологически обусловленных причин заболеваний - разработка комплекса мер, направленных на снижение и исключение неблагоприятного влияния факторов окружающей среды  на здоровье населения [1]. Однако при современном состоянии экономики и финансов природоохранные мероприятия внедряются поэтапно и основной медико-экологический эффект будет отсроченным. Кроме того, при существующих технологиях и очистном оборудовании обозначился предел экономической эффективности природоохранных мероприятий. Таким образом, параллельно со снижением и предотвращением загрязнения должна действовать система мер, поддерживающих и улучшающих состояние здоровья населения в сложившейся ситуации.

     Наиболее  чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети. Их здоровье представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, медицинских, экологических факторов. К сожалению, предотвратить отрицательное воздействие этих факторов на детский организм не всегда возможно. Так, по данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, только 2% детей сегодня рождаются здоровыми. Треть детей, поступающих в 1-й класс, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза - число нарушений психического здоровья [3].

     Одним из методов улучшения состояния  здоровья детей является совершенствование  медико-педагогических подходов к воспитанию культуры здоровья с помощью физических упражнений. Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочь подрастающему поколению адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, связанным со значительным ускорением ритма жизни, резким уменьшением двигательной активности, существенным обострением экологической обстановки как главного регулятора состояния и функций организма детей. По результатам экспертных оценок, систематические занятия физическими упражнениями дают возможность снизить уровень заболеваемости детей, подростков и молодежи на 10 - 15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд рублей в год.

     В числе факторов, снижающих при  определенных условиях отрицательные  воздействия окружающей среды на здоровье детей, определяющим является физическое воспитание, так как доказано, что двигательная активность способствует формированию потенциала адаптивных способностей человека. Кроме того, физическую активность можно рассматривать как филогенетический детерминированный фундамент для широкого круга морфофункциональных характеристик и свойств человека [2].

     Оценка  оздоровительной эффективности  занятий физическими упражнениями - одна из задач, решив которую, можно  приступить к разработке экспериментальных методик. Диагностика физической подготовленности как одного из показателей физического состояния детей является основой эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей.

     Физическая  подготовка школьников, как и физическое развитие, подчиняется общим биологическим закономерностям возраста, пола и во многом зависит от природных данных и состояния здоровья. Показатели физической подготовленности школьников, особенно результаты выполнения физических упражнений, в большей мере отражают влияние процесса физического воспитания по сравнению с показателями физического развития. В связи с этим важны постоянный учет и изучение результатов физической подготовленности школьников, на основе которых можно судить об эффективности учебного процесса по физическому воспитанию и своевременно вносить коррективы в организацию, содержание и методику занятий.

     Объективным методом оценки количественных параметров движений является тестирование, которое  позволяет получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения в современных условиях [4, 6, 13, 14].

     Результативность  тестирования зависит от выбора контрольных  упражнений. Они должны быть прежде всего едиными в течение всех лет обучения учащихся в школе, с тем чтобы можно было сравнивать, анализировать показатели физической подготовленности с 1-го по 11-й класс. Тесты для оценки физической подготовленности должны адекватно оценивать физические возможности детей, иметь высокую валидность и надежность, состоять из минимального количества простых в выполнении и не требующих сложного технического оборудования тестовых упражнений, которые по своей направленности должны охватывать по возможности большее число физиологических систем и мышечных групп и для которых могут быть обеспечены регламентация и точность измерения результатов, предоставлять лицам с различными морфофункциональными особенностями относительно равные условия, учитывать экологические факторы среды [7].

     Большое число работ посвящено изучению уровня и особенностей физической подготовленности детей школьного возраста . В то же время имеющиеся в литературе данные недостаточно полно отражают картину взаимосвязи возрастно -полового формирования и развития физических качеств с факторами окружающей среды. В зонах экологического напряжения, с одной стороны, рекомендуют ограничить двигательный режим, а с другой стороны, снижение двигательной активности ведет к гиподинамии, эффекты которой в условиях повышенного экологического загрязнения не установлены .

     Волгоград относится к одним из наиболее индустриально развитых регионов России. По многим показателям экологическая ситуация в городе остается неудовлетворительной. По-прежнему в промышленных районах отмечаются случаи высокого загрязнения атмосферного воздуха, растет отрицательное влияние автотранспорта; загрязнение многих водных объектов превышает допустимые нормативы. Анализ динамики общей распространенности заболеваний за последние годы в городе Волгограде свидетельствует о 7 - 10%-ном ежегодном приросте. Показатель общей заболеваемости детей традиционно выше (1872,8%), чем у взрослых, - 1444,06%. У детей наиболее распространены заболевания органов дыхания (47,8%). Регистрируется много заболеваний органов чувств и нервной системы (10,5%), инфекционные и паразитарные патологии составляют 8,0%. Настораживает стабильный рост заболеваний костно-мышечной системы. С 1991 г. уровень патологий увеличился более чем в 7 раз и достиг 35,7%. Возросло количество детей с болезнями органов пищеварения. За последние 3 года показатель заболеваемости увеличился на 22%, и эта тенденция имеет место на протяжении 10 лет. Значителен уровень экозависимой заболеваемости населения. В связи с изложенным становится особенно актуальным поиск путей оздоровления детей, проживающих на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой, профилактики и снижения риска экологически обусловленных патологических реакций.

     Результаты  исследований позволяют говорить о наличии возрастно-половых особенностей развития физических качеств у мальчиков и девочек, проживающих на одинаковых по экологическому состоянию территориях города. Так, у мальчиков из "чистой" зоны более высокие результаты (от р<0,05 до р<0,001), чем у их сверстниц, во всех тестах с 1-го по 11-й класс, кроме наклона вперед, где у девочек с 11 до 16 лет результаты лучше, чем у ребят: от р<0,01 до р<0,001.

     У мальчиков из "грязной" зоны результаты выше, чем у девочек и девушек, в беге на 30 и 1000 м (7 - 16 лет), 3х10 м (10 - 16 лет). Мальчики уступают им только в  гибкости с 12 до 16 лет.

     Данные, приведенные в таблице, показывают, что экологические условия проживания детей и подростков оказывают  существенное влияние на величину прироста показателей физической подготовленности за время обучения в школе. Так, у  мальчиков из "чистой" зоны за эти годы на значительно большую величину возрастают результаты, характеризующие уровень развития таких качеств, как быстрота, ловкость, выносливость и сила, чем у ребят из "грязной" зоны. Разница в показателях прироста составляет соответственно 3,9; 9,8; 4,2 и 375,5%. В то же время у учащихся из "грязной" зоны показатель прироста в наклоне вперед, характеризующем уровень развития подвижности в тазобедренных суставах, на 60,7% больше, чем у мальчиков "чистой" зоны. Несколько иная картина наблюдается у девушек. Так, девушки из "чистой" зоны только в беге 3х10 м имеют больший прирост показателей (9,2%); в двух других тестах (бег 30 м и 1000 м) разница в приросте показателей оказалась несущественной; а в подтягивании и в наклоне вперед они уступают девочкам из "грязной" зоны на 13,4 и 7,1% соответственно.

     Таблица также свидетельствует о том, что мальчики как из "чистой", так и из "грязной" зоны имеют  более существенные приросты в показателях  физической подготовленности, чем их сверстницы по всем тестам, кроме наклона вперед.

     Прирост показателей физической подготовленности у  учащихся 7 -16 лет  общеобразовательных  школ, расположенных  в разных по экологическому состоянию районах г. Волгограда, %

Физические качества (тест) Мальчики Девочки
«чистая»  зона «грязная» зона «чистая» зона «грязная» зона
Быстрота (бег 30 м) 36,8 32,9 28,6 28,8
Ловкость (бег 3x10 м) 39,0 29,2 33,3 24,1
Выносливость (бег 1000 м) 44,7 40,5 31,0 30,6
Сила (подтягивание) 890,9 515,4 176,1 189,5
Гибкость (наклон вперед) 100,0 160,7 195,5 202,6

Информация о работе Эколого-гигиеническая характеристика условий проживания детей и подростков в Волгоградской области