Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - формирование экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1) проанализировать источники литературы по данной теме;
2) дать характеристику сущности экологического воспитания дошкольников;
3) изучить методы и формы экологического воспитания дошкольников;
4) изучить психофизиологические особенности дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экологические проблемы современности. Воспитание экологической культуры…………………………………………………………………………...5
2. Сущность экологического воспитания дошкольников, его значение в формировании экологической культуры……………………………………….8
3. Психофизиологические особенности дошкольников………………..12
4. Методы и формы экологического воспитания дошкольников……...16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

экологич воспитание.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


Министерство  общего  и  профессионального  образования

                                         Свердловской  области

               Государственное  бюджетное   образовательное  учреждение

                          Среднего  профессионального   образования

                             «Северный  педагогический  колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  РЕФЕРАТ

 

 

 

 

         Тема: « ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

             

 

 

 

                                                                                Исполнитель:

                                                                                Карнаух Ю.А.

                                                                                Студентка №45 группы,

                                                                                    Специальность  0313                        

                                                                               « Дошкольное образование»

 

                                                                                  Руководитель:

                                                                                  Капустина И.Г.,

                                                                                  Преподаватель

                                                                                  естественнонаучных    

                                                                                  дисциплин                          

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Серов

                                                    2012

 

                                                Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Экологические проблемы современности. Воспитание экологической культуры…………………………………………………………………………...5

2. Сущность экологического воспитания  дошкольников, его значение в  формировании экологической культуры……………………………………….8

3. Психофизиологические  особенности дошкольников………………..12

4. Методы и формы  экологического воспитания дошкольников……...16

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                             Введение

 

В настоящее время  современное общество оказалось  перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая  культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с  природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее.

Поэтому важнейшим показателем  уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного  развития ребенка – правильно  организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях  под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает  интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в  себе большие возможности для  всестороннего развития детей. Продуманная  организация обучения, прогулок, специальных  наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать  красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Цель работы  - формирование экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

1) проанализировать источники  литературы по данной теме;

2) дать характеристику  сущности экологического воспитания  дошкольников;

3) изучить методы и  формы экологического воспитания  дошкольников;

4) изучить психофизиологические  особенности дошкольников.

Структура реферата представлена: введением, четырьмя теоретическими вопросами, которые раскрывают экологическое  воспитание дошкольников.

В первом вопросе раскрываются экологические проблемы современности, в первую очередь освещены причины экологического кризиса. Так же здесь отражены основные тезисы воспитания экологической культуры у населения, для чего это нужно.

В параграфе 2 представлены сущность экологического воспитания дошкольников, его значение в формировании экологической культуры, здесь показана основная направленность и значение экологического воспитания дошкольников.

Параграф 3 посвящен психофизиологическим особенностям дошкольников, здесь отражены основные показатели физического развития ребенка, что имеет значение для физического развития ребенка.

В четвертом вопросе отражены методы и формы экологического воспитания дошкольников. В нем показано, каким образом нужно добиваться того, чтобы у дошкольников происходило формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды.

1. Экологические  проблемы современности. Воспитание экологической культуры

 

Экологический кризис - что  это такое? Наверное, стоит, и это  может быть засчитано как хороший тон, перед тем как что-либо объяснять определиться с терминологией. Слово экология происходит от двух греческих слов - “экос”- происходит от греческих слов “ойкос” - дом, и “логос” - изучаю. Таким образом, в грубом переводе “домоведение” это наука о собственном жилище, каковым и является наша земля для каждого населяющего ее существа. В строгом понимании вопроса различаются различные экосистемы. В частности есть экосистемы локальные и глобальные, замкнутые и незамкнутые, самодостаточные и внешне зависимые. Углубление в вопрос позволяет сказать, что любое сообщество живых организмов и систем может носить название экосистемы. При этом следует учитывать, что и наша Земля, несмотря на широко распространенное заблуждение, является незамкнутой экосистемой. Она напрямую зависима от энергии, которую получает из космоса. В настоящее время люди лишь приближаются к пониманию разнообразия форм этой энергии. Воспринимаемая как данность, она, тем не менее, является тем базисом, на которое опирается все разнообразие форм жизни на Земле. Оборвись эта связь, и все живое будет поставлено на грань вымирания. Но даже не обрыв, а лишь небольшое нарушение баланса, способно привести к необратимым изменениям.

 Кризис. Слово происходит  от греческого “кризис” или “кринейн”, что в буквальном переводе означает - принимать решение. Исходя из того сдвига семантического поля слова, которое произошло в результате широкого его употребления, можно констатировать, что принятие любого решения уже само по себе есть занятие неприятное. Но что делать, если в доме действительно не все ладно и “принятие решения по наведению порядка в доме”, как мы теперь можем перевести словосочетание “экологический кризис”, уже давно должно было состояться. В противном случае, нерадивые хозяева рискуют быть погребены грузом собственного невежества и преступной халатности.

 Что же указывает  на необходимость принятия такого  решения? Может не стоит особенно  беспокоиться и зря расходовать  драгоценные ресурсы? Что конкретно  может указывать на приближающуюся катастрофу?

 Вот лишь неполный  список указывающих на общее  неблагополучие:

  • глобальное потепление,
  • сдвиг климатических зон,
  • озоновые дыры,
  • частично обратимое загрязнение окружающей среды,
  • неуничтожимые радиоактивные отходы,
  • эрозия и сокращение площадей плодородных почв,
  • демографический взрыв,
  • истощение невозобновляемых минеральных ресурсов,
  • энергетический кризис,
  • резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней,
  • недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части населения планеты,
  • истощение ресурсов мирового океана и его загрязнение.

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории  Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее.

 Технические возможности  человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.

 Казалось бы, человек  становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться.

Напряженная экологическая  обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Основы экологической  культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.

В настоящее время  требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми  качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

2. Сущность экологического воспитания дошкольников, его значение в формировании экологической культуры

 

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Дани-лов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры.

Информация о работе Экологическое воспитание детей дошкольного возраста