Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - формирование экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1) проанализировать источники литературы по данной теме;
2) дать характеристику сущности экологического воспитания дошкольников;
3) изучить методы и формы экологического воспитания дошкольников;
4) изучить психофизиологические особенности дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экологические проблемы современности. Воспитание экологической культуры…………………………………………………………………………...5
2. Сущность экологического воспитания дошкольников, его значение в формировании экологической культуры……………………………………….8
3. Психофизиологические особенности дошкольников………………..12
4. Методы и формы экологического воспитания дошкольников……...16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

экологич воспитание.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

4. Методы и  формы экологического воспитания дошкольников

 

Очень важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высокого стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный подход к душе человека, пусть еще и совсем юного, - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.

В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды.

Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость  создания определенных условий, главной  особенностью которых является привнесение  объектов живой природы в предметное окружение ребенка. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Можно выделить четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности и развитию у дошкольника интереса к познанию окружающего, а также непосредственно познавательных процессов.

Метод создания и поддержания  необходимых условий для жизни  живых существ - главный метод  экологического воспитания детей.  Данный метод направлен на формирование у них практических навыков и  умений. Отслеживание объектов - результатов выращивания позволяет корректировать складывающиеся навыки и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствует выработке у детей их практических навыков и умений. При использовании данного методы развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление.

Наблюдение - метод чувственного познания природы. Данный метод обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.

Метод «отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми.

Словесно-литературный метод  выделяется в самостоятельный из метода отраженной природы в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме  и степени сопровождает любую  деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике воспитателем они используются в  комплексе в рамках той или иной конкретной технологии.

Формы экологического воспитания представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей  дошкольного возраста. В настоящее  время проводится совершенствование  занятий в различных аспектах. Осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск нетрадиционных форм организации детей. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия первично-ознакомительного типа посвящаются ознакомлению детей  с видами животных, растений, условиями  жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и тундры, жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Занятия углубленно-познавательного  типа направлено на выявление и показ  детям связи между растениями, животными и внешней средой, к в которой они нуждаются (зависимость жизни и роста растений от факторов внешней среды; приспособленность животных к среде обитания, их маскировочная окраска, способы передвижения, защита от врагов). К ним относятся длительное наблюдение (цикл), элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих связи, целенаправленная, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе. Занятия проводятся в качестве закрепительных мер, когда необходимо уточнить и расширить понятия и представления детей в результате наблюдений за живым объектом» [7, С. 45].

Занятия обобщающего  типа - целью их является выделение  ряда существенных признаков для  группы знакомых объектов, и на их основе формируют обобщенное представление. Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

Занятия комплексного типа решают разные задачи развития детей  и строятся на разных видах деятельности. Они особенно полезны в работе со старшими дошкольниками. Например, в конце осени проводится итоговое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне.

Таким образом,исследователи выделяют четыре группы методов использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности, развитию познавательного интереса и как следствие познавательных процессов детей. Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные,  обобщающие,  комплексные.

Заключение

 

Казалось бы, человек  становится все менее зависим  от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться.

Напряженная экологическая  обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях  формировало у обучающихся представления  об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ  экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

 

Экологическое образование  дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов  и систем организма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять воспитание дошкольников, следить за их физическим и психическим развитием.

Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость  создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Формы экологического воспитания представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей  дошкольного возраста. В настоящее время проводится совершенствование занятий в различных аспектах. Осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск нетрадиционных форм организации детей.

На основании данного реферата можно ознакомиться с сущностью, методами и формами экологического воспитания дошкольников, также здесь изучены их психофизиологические особенности. Поставленные задачи в реферате выполнены.

 

Список литературы

 

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2005
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
  4. Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч. 1., М., 2008
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
  6. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  8. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
  9. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.
  10. Программа «Радуга» / Доронова Т.Н.М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание детей дошкольного возраста