Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Требования, предъявляемые при защите прав

В целях защиты прав в области охраны окружающей среды возможно предъявление следующих требований.

1. О возмещении  вреда окружающей среде. Иски  в суд о возмещении вреда  окружающей среде вправе предъявлять  граждане, некоммерческие организации,  осуществляющие деятельность в  области охраны окружающей среды,  специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, прокурор. В соответствии с п. 2 ст. 79 ФЗ об охране окружающей среды иски о возмещении вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет, но в законе не указано событие, с которого начинается течение данного срока.

2. О возмещении  вреда здоровью и имуществу  граждан, имуществу юридических  лиц. Иски могут быть предъявлены физическими и юридическими лицами, прокурором. В соответствии со ст. 46 ГПК органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов других лиц, либо неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом. ФЗ об охране окружающей среды не наделяет органы исполнительной власти правом требовать в судебном порядке возмещения вреда здоровью и имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц. Данные права предоставлены органам государственной власти некоторыми иными законами, но применительно к более узкой сфере правоотношений. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обращения с отходами, вправе предъявлять иски о возмещении ущерба здоровью человека в результате нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе представлять и защищать законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Однако следует отметить, что данная норма не распространяется на иные формы некоммерческих организаций. Следовательно, данные иски вправе подавать в суд общественные объединения, осуществляющие соответствующую деятельность.

3. Об обжаловании  решений и действий органов  государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Лицом, чьи права и свободы нарушены, либо в случаях, установленных законом, иными лицами в соответствующий суд подается заявление. Заявление подается в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, либо в течение месяца со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего государственного органа, должностного лица в удовлетворении жалобы, либо  в течение месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен письменный ответ. Рассмотрение заявления осуществляется в течение десяти дней в суде общей юрисдикции, в течение двух месяцев — в арбитражном суде. В случае признания заявления обоснованным суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствия к их осуществлению.

4.  Об оспаривании  нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан в области охраны окружающей среды. Дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти разрешает Верховный Суд РФ. Дела об оспаривании нормативных актов субъектов РФ рассматривают, соответственно, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономных округов, автономной области. Дела об оспаривании нормативных актов органов местного самоуправления подсудны, соответственно, районным судам. Решением суда нормативный акт может быть признан недействующим полностью или в части.

Так, решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03—49 признаны недействующими п. 2 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а также п. 9 данного Порядка в части взыскания сумм платежей с природопользователей в без акцептном порядке.

5.  Об ограничении,  приостановлении, прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Данные иски могут быть предъявлены физическими и юридическими лицами, прокурором.

Защита прав граждан в юридических лиц  в области охраны окружающей среды является обязанностью государства. В последние полтора десятилетия российское экологическое законодательство развивается наиболее интенсивно. По мере роста правосознания граждан совершенствуется и правоприменительная практика защиты прав в сфере охраны окружающей среды.

Заключение

Государственная экологическая  стратегия РФ: обеспечение экологической  безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических  прав государства всего мира в  лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Хотя закрепленные экологические  права в документах, актах и законах РФ являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

1. Экологическое право. Курс лекций и практикум. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. М., 2007 г.

2. Учебник. Экологическое право. Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ С. А. Боголюбова. М. «Высшее образование», 2006 г.

3.  Экология. Учебное пособие. А.В. Маринченко. М., 2006 г.

1 Некоммерческой организацией, согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческой организации», является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это 
служит достижению целей, ради которых она создана. Она может быть создана в форме общественной или религиозной организации (объединения), некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, социального, благотворительного или иного фонда, ассоциации, союза, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Порядок создания и деятельности некоммерческих 
организаций регламентируется гражданским законодательством, а также законодательством об общественных объединениях (см. гл. 4 части первой ГК, Федеральный закон от19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях).




Информация о работе Экологическое право