Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

за счет собственных  и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и участвовать в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов и об обсуждении проектов по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном  порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

организовывать и проводить  в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить  в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной  власти РФ и се субъектов, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Закон предоставляет данное право лишь некоммерческим организациям. Однако это не значит, что правом требовать приостановления, прекращения экологически вредной деятельности не вправе на основании ст. 1065 ГК воспользоваться физические лица;

осуществлять другие предусмотренные  законодательством права. Так, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» представители общественных объединений имеют право доступа на территорию объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством. Статьей 24 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» установлено право доступа представителей общественных объединений в организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения.


Юридические лица имеют  право требовать возмещения вреда, причиненного их имуществу, в том числе в результате экологического правонарушения. Следует отметить, что данное право не предусмотрено ФЗ об охране окружающей среды. Однако вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в соответствии с гл. 59 ГК. Также, согласно ст. 1065 ГК, юридические лица вправе требовать, помимо возмещения вреда, прекращения или приостановления производственной деятельности, наносящей вред или создающей возможность нанесения вреда их имуществу.

Обязанности юридических лиц

Экологическими обязанностями  юридических лиц, руководствуясь действующим  законодательством, следует считать  обязанности, возлагаемые на них  как на хозяйствующие субъекты. Экологическими обязанностями хозяйствующих субъектов являются все предъявляемые к ним природоохранные требования. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридическое лицо обязано соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. Если в процессе хозяйственной деятельности юридическое лицо использует природные ресурсы, оно является природопользователем и приобретает соответствующие права и обязанности. Общие требования к хозяйствующим субъектам в области охраны окружающей среды установлены гл. 12 ФЗ об охране окружающей среды, более детальные — природоресурсным законодательством, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере соответствующей хозяйственной деятельности (например, Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Юридические лица обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые нанесли или могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан. В случае причинений вреда окружающей среде юридическое лицо, виновное в его причинении, обязано возместить нанесенный вред в соответствии с действующим законодательством.

3. Право природопользования

Право природопользования является одним из основополагающих прав граждан и юридических лиц в области охраны окружающей среды. Вследствие большого значения для жизнедеятельности человека и осуществления хозяйственной деятельности его следует рассмотреть отдельно. В процессе жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют с окружающей средой и используют природные ресурсы. Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей среды — экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Правоотношения в области природопользования подробно регламентированы природоресурсным законодательством, где установлены виды и порядок природопользования, права и обязанности субъектов природопользования, гарантии их осуществления и меры ответственности. Как правомочие конкретного субъекта право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочие владения, пользования и распоряжения предоставленными в пользование природными ресурсами.

Природопользование  подразделяется на общее и специальное. Для получения права специального природопользования необходимо получение разрешения соответствующего государственного органа в форме лицензии или иного документа. При общем природопользовании разрешения не требуется.

Право общего природопользования

При установлении основ общего природопользования законодатель исходит из следующих критериев:

1) субъектами  общего природопользования в  большинстве случаев являются физические лица, осуществляющие природопользование для собственных нужд;

       2) общее природопользование не  предполагает значительного воздействия на окружающую среду.

      Так, граждане имеют право свободно  находиться в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, лекарственные растения, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях. Граждане имеют право свободно использовать водные объекты для собственных нужд без применения технических средств и устройств. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Собственники, владельцы земельных участков могут свободно добывать общераспространенные полезные ископаемые и строить подземные сооружения для собственных нужд на глубину до 5 м, а также устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт.

Право специального природопользования

Право специального природопользования возникает на основании  разрешений, выдаваемых соответствующими государственными органами. Оно носит целевой характер и предполагает значительное воздействие на окружающую среду.

Права и обязанности  субъектов специального природопользования нашли детальное отражение в соответствующем законодательстве. Так, природопользователи вправе:

• осуществлять право пользования природными ресурсами  в пределах, установленных законодательством, соответствующим разрешением и договором (в случае его заключения), самостоятельно определяя формы своей деятельности;

• получать информацию о состоянии используемых природных ресурсов в предусмотренном законом порядке;

•  в соответствии с целевым назначением и разрешенным  использованием земельного участка  возводить строения и сооружения, проводить культуротехнические  и мелиоративные работы, сооружать пруды и иные закрытые водоемы с учетом установленных законодательством требований;

• при пользовании  недрами проводить за счет собственных средств, в рамках предоставленного горного отвода, без дополнительных разрешений геологическое изучение недр; обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;

•  осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

Установленные законодательством обязанности природопользователей призваны детализировать, подробно регламентировать порядок исполнения конституционно закрепленных обязанностей охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности природопользователей:

•  соблюдать  требования законодательства об охране окружающей среды, установленных нормативов, условия лицензий и заключенных  на их основе договоров;

•  осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природных ресурсов;

•  своевременно вносить установленные законодательством платежи за пользование природными ресурсами;

•  не допускать  нарушений прав иных природопользователей;

•  предоставлять  необходимую информацию о состоянии  природных ресурсов специально уполномоченным органам государственной власти в области охраны и использования соответствующих природных ресурсов, а в случаях, установленных законодательством, — иным субъектам;

•  выполнять  иные обязанности, предусмотренные  действующим законодательством.

4. Защита экологических прав

Закрепление в законодательстве прав граждан  было бы пустой декларацией без надлежащего  механизма их защиты. В соответствии с Конституцией защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону. Защита прав может осуществляться в административном и судебном порядке. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Способы защиты прав

Защита прав в области охраны окружающей среды  представляет собой не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность государственных  органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Так, надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также коммерческих и некоммерческих организаций осуществляет Прокуратура РФ. Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления; вносить протесты на противоречащие закону правовые акты в органы и должностным лицам, издавшим данные акты, либо в вышестоящие органы государственной власти, вышестоящим должностным лицам; вносить представления о нарушении закона в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые компетентны устранить допущенные нарушения; предъявлять в суд иски в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан либо интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Защиту прав в области охраны окружающей среды можно осуществлять как в административном, так и в судебном порядке. В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан» жалобы на действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или общественное объединение, должностному лицу. Срок, в течение которого жалоба подлежит рассмотрению, составляет один месяц.

Подсудность дел о защите экологических прав

Граждане  вправе обратиться за защитой своих  прав области охраны окружающей среды непосредственно в суд. Споры с участием граждан рассматривают суды общей юрисдикции. В соответствии с ГПК споры, возникающие из экологических правоотношений разрешают суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности, с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Например, при разрешении спора о причинении ущерба юридическому лицу в результате экологического правонарушения в наличии нарушение прав в сфере экономической деятельности. На практике подобные дела рассматривают как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции. В соответствии с письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.1992 № С-13/ПСЗ-113 «О мерах, принимаемых арбитражными судами, в связи с введением в действие Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», рассмотрению в арбитражных судах подлежат споры о возмещении вреда предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами-предпринимателями по искам: специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства; экологических и иных общественных объединений о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан; органов государственного экологического контроля о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Споры об обжаловании  выводов государственной экологической экспертизы, актов органов экологического контроля подлежат рассмотрению арбитражным судом в том случае, когда с заявлением об обжаловании обращаются юридические лица и граждане-предприниматели. В соответствии с вышеуказанным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ арбитражным судам подведомственны споры, связанные с возмещением имущественного ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, возникающие между организациями и гражданами-предпринимателями.

Информация о работе Экологическое право