Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:44, контрольная работа
Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, поскольку они проникают в различные сферы общественной жизни, во многом определяют особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика природопользования
На тему: Экологическое налогоооблажение
Введение
Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, поскольку они проникают в различные сферы общественной жизни, во многом определяют особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Однако не стоит забывать, что самой первой необходимостью для каждого из нас должна быть среда, в которой мы живем. В настоящее время человечество уже действительно осознало важность бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.
Сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Ведь всё, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Но, к сожалению, в современном рыночном мире бороться за окружающую среду приходится экономическими методами, с помощью экономических рычагов. А экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.
В Республике Казахстан уязвимая окружающая среда, и в результате антропогенных нагрузок практически на всей территории страны нарушена способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что в настоящее время ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего прогресса не только промышленности, но и всей социально-экономической системы страны. Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды.
Развитие промышленного
Таким образом, уже сегодня необходимо
наметить основные приоритеты, способные
обеспечить экологическую безопасность
и улучшение условий жизни
человека при осуществлении различных
направлений реформ, что и составляет
основу экологической функции
Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в первой Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20 века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами, что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей.
В связи с большими различиями
в структуре и методах
Из развитых стран Европы наиболее богатый опыт в этой области накоплен скандинавскими странами. С середины 90-х годов интерес к экологическим налогам и платежам стали проявлять и более крупные европейские государства, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию. Определённым толчком к согласованному введению экологических налогов и их гармонизации стало принятие в 1994 г. специальной Директивы ЕС по упаковочным отходам. Сложность достижения аналогичных результатов в области налогов на выбросы вредных веществ, в том числе парниковых газов, объясняется тем, что условием их согласованного введения является достижение единодушной поддержки со стороны всех стран - членов Евросоюза. В странах с трансформируемой экономикой заслуживает внимания опыт Польши, Венгрии и Эстонии. Заметен прогресс в данной области и ряда новых индустриальных государств, включая Тайвань, Корею, Малайзию, Таиланд, Сингапур. Хотя в последней группе предпочтение по-прежнему отдаётся командно-контрольным рычагам. В настоящее время экологические налоги занимают существенное место в налоговых системах большинства стран Евросоюза. В этих странах в области налоговой политики реализуется ресурсосбережения, повышения уровня экоэффективности и решения одновременно с экологическими широкого круга социальных проблем. Что касается природоохранных направлений современной налоговой политики, то они сегодня охватывают различные уровни экономики, включая глобальный, а также концентрируются на приоритетных с точки зрения загрязнения секторах. Основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги - это налоги, которые служат преимущественно охране окружающей среды.
2. Правовая природа природоресурсных платежей.
Итак, экологическим налогом (платежом, сбором) можно назвать налог, базой налогообложения которого является физическая единица, если в процессе ее производства осуществляется негативное воздействие на окружающую природную среду. Причем указанные налоги направлены на уменьшение использования ресурсов и загрязнения окружающей среды. Систему природоресурсных платежей представим на рисунке. (Рис.1)
Рисунок 1 - Система природоресурсных платежей
По правовой природе различают платежи, имеющие налоговую и неналоговую природу (Рис.2). Соответственно, обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан (Налоговым Кодексом РК). Неналоговые платежи устанавливаются иными нормативными актами.
Рисунок 2 – Правовая природа платежей
3. Система экологических платежей в Республике Казахстан
На основе нормативных актов в области экологического налогообложения и Налогового Кодекса РК, рассмотрим экологические платежи, в настоящее время существующие в Казахстане.
3.1 Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников
Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников взимается за виды специального водопользования из поверхностных источников с изъятием воды из них или без ее изъятия. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешительного документа, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда. Специальное водопользование без оформленного разрешительного документа рассматривается как водопользование с превышением фактических объемов забора воды над установленными лимитами. Виды специального водопользования устанавливаются водным законодательством Республики Казахстан. Региональные органы уполномоченного государственного органа в области использования и охраны водного фонда ежеквартально не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения сведения о плательщиках платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом.
Плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие пользование водными ресурсами поверхностных источников (далее - первичные водопользователи):
1) с применением стационарных, передвижных
и плавучих сооружений по
2) с применением гидравлических электростанций;
3) с применением
4) для нужд водного транспорта.
Объектами налогообложения являются:
1) объем воды, забранной из поверхностного
водного источника, за
- объема воды, аккумулируемого плотинами и другими подпорными гидротехническими и водорегулирующими сооружениями;
- потерь воды на фильтрацию и испарение в каналах, осуществляющих межбассейновую переброску стока, и во внерусловых водохранилищах, осуществляющих регулирование стока, подтвержденных уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда на основании проектных данных водохозяйственных систем;
- объема природоохранного и (или) санитарно-эпидемиологического попуска, утвержденного уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
- объема вынужденного водозабора в оросительные системы, осуществляемого в целях предотвращения наводнений, затоплений и подтоплений, подтвержденного уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда;
2) объем выработанной
3) объем перевозок водным
Плата не распространяется на сплав древесины без судовой тяги, рекреацию, применение землеройной техники, осушение болот.
Ставки платы устанавливаются местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы на основании методики расчета платы, утвержденной уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда.
При превышении фактических объемов
забора воды над лимитами водопользования,
установленными уполномоченным государственным
органом в области
Порядок исчисления и уплаты:
Сумма платы исчисляется
Плательщики (кроме налогоплательщиков,
применяющих специальный
Сумма платы уплачивается в бюджет по месту специального водопользования, указанному в разрешительном документе.
Особенности исчисления и уплаты платы отдельными категориями налогоплательщиков:
1. Налогоплательщики,
2. Физические и юридические лица
вносят плату за объем
3. Предприятия теплоэнергетики размер платы за воду, расходуемую для производства теплоэнергии для жилищно-эксплуатационных и коммунальных нужд, определяют по ставкам, предусмотренным для организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.
4. Предприятия теплоэнергетики,
забирающие воду на
3.2 . Плата за эмиссии в окружающую среду
Плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. Специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
Эмиссии в окружающую среду
без оформленного в установленном
порядке разрешительного
Территориальные органы уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения сведения о плательщиках платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом.