Экологическое налогоообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, поскольку они проникают в различные сферы общественной жизни, во многом определяют особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды.

Файлы: 1 файл

КОнтрольная работа.docx

— 63.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Экономика природопользования

                 На тему: Экологическое налогоооблажение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди глобальных проблем современности  одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, поскольку  они проникают в различные  сферы общественной жизни, во многом определяют особенности устойчивого  развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Однако не стоит забывать, что самой первой необходимостью для каждого из нас должна быть среда, в которой мы живем. В настоящее время человечество уже действительно осознало важность бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения  между природой и обществом. Ведь всё, что человек мог и может  создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Но, к сожалению, в современном  рыночном мире бороться за окружающую среду приходится экономическими методами, с помощью экономических рычагов. А экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

В Республике Казахстан уязвимая окружающая среда, и в результате антропогенных  нагрузок практически на всей территории страны нарушена способность природной  среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что в настоящее время ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего прогресса не только промышленности, но и всей социально-экономической системы страны. Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды.

Развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие  на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные  пространства. Существующие экологические  платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду  взимаются в размерах, не достаточных  ни для финансирования государственных  программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Кроме того, неразрешенность вопроса  о правовом статусе платежей за негативное влияние на окружающую среду в  течение длительного времени  приводит к многочисленным судебным спорам.

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные  обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни  человека при осуществлении различных  направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов являются экологические налоги или так называемые "экологические платежи".

 

 

 

 

 

 

 

  1. История налогообложения

 

Экологические налоги в той  или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые  необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в первой Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20 века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами, что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей.

В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа.   Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

Из развитых стран Европы наиболее богатый опыт в этой области  накоплен скандинавскими странами. С середины 90-х годов интерес к экологическим налогам и платежам стали проявлять и более крупные европейские государства, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию. Определённым толчком к согласованному введению экологических налогов и их гармонизации стало принятие в 1994 г. специальной Директивы ЕС по упаковочным отходам. Сложность достижения аналогичных результатов в области налогов на выбросы вредных веществ, в том числе парниковых газов, объясняется тем, что условием их согласованного введения является достижение единодушной поддержки со стороны всех стран - членов Евросоюза. В странах с трансформируемой экономикой заслуживает внимания опыт Польши, Венгрии и Эстонии. Заметен прогресс в данной области и ряда новых индустриальных государств, включая Тайвань, Корею, Малайзию, Таиланд, Сингапур. Хотя в последней группе предпочтение по-прежнему отдаётся командно-контрольным рычагам. В настоящее время экологические налоги занимают существенное место в налоговых системах большинства стран Евросоюза. В этих странах в области налоговой политики реализуется ресурсосбережения, повышения уровня экоэффективности и решения одновременно с экологическими широкого круга социальных проблем. Что касается природоохранных направлений современной налоговой политики, то они сегодня охватывают различные уровни экономики, включая глобальный, а также концентрируются на приоритетных с точки зрения загрязнения секторах. Основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги - это налоги, которые служат преимущественно охране окружающей среды.

 

2. Правовая природа природоресурсных платежей.

Итак, экологическим налогом (платежом, сбором) можно назвать налог, базой налогообложения которого является физическая единица, если в процессе ее производства осуществляется негативное воздействие на окружающую природную среду. Причем указанные налоги направлены на уменьшение использования ресурсов и загрязнения окружающей среды. Систему природоресурсных платежей представим на рисунке. (Рис.1)

 

Рисунок 1 - Система природоресурсных платежей

По правовой природе различают  платежи, имеющие налоговую и  неналоговую природу (Рис.2). Соответственно, обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан (Налоговым Кодексом РК). Неналоговые платежи устанавливаются иными нормативными актами.

Рисунок 2 – Правовая природа платежей

 

 

 

 

 3. Система экологических платежей в Республике Казахстан

На основе нормативных актов в области экологического налогообложения и Налогового Кодекса РК, рассмотрим экологические платежи, в настоящее время существующие в Казахстане.

3.1 Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников

Плата за пользование водными ресурсами  поверхностных источников взимается за виды специального водопользования из поверхностных источников с изъятием воды из них или без ее изъятия. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешительного документа, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда. Специальное водопользование без оформленного разрешительного документа рассматривается как водопользование с превышением фактических объемов забора воды над установленными лимитами. Виды специального водопользования устанавливаются водным законодательством Республики Казахстан. Региональные органы уполномоченного государственного органа в области использования и охраны водного фонда ежеквартально не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения сведения о плательщиках платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом.

Плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие пользование водными ресурсами поверхностных источников (далее - первичные водопользователи):

1) с применением стационарных, передвижных  и плавучих сооружений по механическому  и самотечному забору воды  из поверхностных и морских  вод;

2) с применением гидравлических  электростанций;

3) с применением водохозяйственных  сооружений для ведения рыбного  хозяйства;

4) для нужд водного транспорта. 

Объектами налогообложения являются:

1) объем воды, забранной из поверхностного  водного источника, за исключением:

- объема воды, аккумулируемого плотинами и другими подпорными гидротехническими и водорегулирующими сооружениями;

- потерь воды на фильтрацию и испарение в каналах, осуществляющих межбассейновую переброску стока, и во внерусловых водохранилищах, осуществляющих регулирование стока, подтвержденных уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда на основании проектных данных водохозяйственных систем;

- объема природоохранного и (или) санитарно-эпидемиологического попуска, утвержденного уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

- объема вынужденного водозабора в оросительные системы, осуществляемого в целях предотвращения наводнений, затоплений и подтоплений, подтвержденного уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда;

2) объем выработанной электроэнергии;

3) объем перевозок водным транспортом; 

Плата не распространяется на сплав древесины без судовой  тяги, рекреацию, применение землеройной  техники, осушение болот.

Ставки платы устанавливаются местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы на основании методики расчета платы, утвержденной уполномоченным государственным органом в области использования и охраны водного фонда.

При превышении фактических объемов  забора воды над лимитами водопользования, установленными уполномоченным государственным  органом в области использования  и охраны водного фонда, ставки платы, предусмотренные пунктом 1 настоящей  статьи, в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

Порядок исчисления и  уплаты:

Сумма платы исчисляется плательщиками  самостоятельно исходя из фактических  объемов водопользования и установленных  ставок.

Плательщики (кроме налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый  режим для крестьянских или фермерских хозяйств) уплачивают в бюджет текущие  суммы платы за фактические объемы водопользования не позднее 25 числа  второго месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании ежемесячных  лимитов водопользования, установленных  уполномоченным государственным органом  в области использования и  охраны водного фонда.

Сумма платы уплачивается в бюджет по месту специального водопользования, указанному в разрешительном документе.  

Особенности исчисления и уплаты платы отдельными категориями  налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, применяющие  специальный налоговый режим  для крестьянских или фермерских  хозяйств, производят уплату платы  в сроки, установленные статьей 446 Налогового Кодекса РК.

2. Физические и юридические лица  вносят плату за объем перевозок  водным транспортом на водных  объектах, имеющих подпорные гидротехнические  и водорегулирующие сооружения, за тонну/километр перевезенных  грузов.

3. Предприятия теплоэнергетики  размер платы за воду, расходуемую  для производства теплоэнергии для жилищно-эксплуатационных и коммунальных нужд, определяют по ставкам, предусмотренным для организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.

4. Предприятия теплоэнергетики,  забирающие воду на технологические  нужды для охлаждения агрегатов  (возвратное водопотребление) в  пределах лимита забора воды, размер платы определяют по  ставкам, предусмотренным для  организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные  и коммунальные услуги. За безвозвратное  водопотребление размер платы  определяется по ставкам, установленным  для промышленных предприятий.

 

3.2 . Плата за эмиссии в окружающую среду

Плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. Специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Эмиссии в окружающую среду  без оформленного в установленном  порядке разрешительного документа  рассматриваются как эмиссии  в окружающую среду сверх установленных  нормативов эмиссий в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Территориальные органы уполномоченного  государственного органа в области  охраны окружающей среды и местные  исполнительные органы областей, городов  республиканского значения и столицы  ежеквартально не позднее 15 числа  второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым  органам по месту своего нахождения сведения о плательщиках платы и объектах обложения по форме, установленной уполномоченным органом.

Информация о работе Экологическое налогоообложение