Формирование представлений о млекопитающих у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности (13, с. 33).
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Оглавление

1. Экологиче6ское воспитание дошкольников в современном ДОУ 3
2.Формирование представлений о млекопитающих 6
3. Занятия как основная форма экологического воспитания в ДОУ 13
Заключение 21
Список использованных источников 22
29

Файлы: 1 файл

млекопитающие.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

   Автор программы, Николаева Светлана  Николаевна (кандидат наук в области  педагогики, ст. научный сотрудник  Института семьи и воспитания  РАО) создала систему, способную  помочь педагогам реализовать  на практике новые подходы  к экологическому воспитанию.  Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ. С тех пор программа была доработана и расширена. Каждый педагог самостоятельно строит работу с детьми по данному направлению, но при этом опирается на темы, предлагаемые С.И. Николаевой: 

- Неживая  природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года), 

- Многообразие  растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и  комнатные), 

- Многообразие  животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка  природы, птицы – перелётный  и зимующие), 

- Рост  и развитие животных и растений, связь со средой обитания, 

- Сообщество  животных и растений (лес, водоёмы,  луг как экосистема), 

- Человек  и природа во взаимодействии (использование  и охрана). 

   Актуальность экологического воспитания  в наше время особенно обострилась, и поэтому появилась необходимость воспитывать осознанное отношение к природным явлениям и объектам уже с младшего возраста.

В детских  садах используются разные методы «погружения  в природу», в рамках программы  это могут быть: уголки природы  в группах, зимний сад, экологический музей, комната или кабинет природы, мини-ферма, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, экологическая тропа и др. Ребята с удовольствием участвуют в занятиях, играх и прогулках, посвящённых миру природы,  

   Процесс обучения «юных экологов» предполагает не только передачу знаний о мире вокруг нас, но и формирование внимательного отношения к природе. В ходе занятий дошкольники начинают осознавать себя частью природы и заботиться о ней всеми доступными способами. Ребята учатся любить и понимать, беречь и охранять окружающую их природу.

   Содержание программы отражает  биоцентрический взгляд на природу,  прослеживает взаимосвязь организма  со средой обитания в разных  аспектах как закономерные проявления  морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

   В последнее время идет интенсивный  творческий процесс в регионах  России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 2. 

Занятие в первой младшей  группе  

«Мир  живой природы. Прогулка по лесной полянке» 

Задачи:

Продолжать  приобщать детей к народной поэзии; развивать мелкую моторику и руку ребенка на материале детского фольклора; учить детей сопровождать свой показ выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами; учить эмоциональной речи; уточнить яркие особенности зверей, насекомых, земноводной лягушки, деревьев; создать хороший настрой, радость общения со сверстниками.

Материал:

Домик, кукла Катя, деревья (ель, рябина, береза), игрушки (заяц, волк, лиса), сделанные  из бумаги на жесткой проволоке бабочка  и пчела.

Предварительная работа:

Заучивание  потешей и песенок в утренние часы приема, использование в утренних гимнастиках, на занятиях; наблюдения за деревьями на прогулках, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

В группе, перед кукольным уголком поставлен  домик, в окошечко видна кукла  Катя. На противоположной стороне расставлены деревья: ель, береза, рябина. За деревьями приготовлены игрушки: заяц, волк, лиса, лягушка, пчелка, бабочка.

Дети  и воспитатель стоят по середине группы.

- за  морями,

(взмахнуть  правой рукой четко  вправо) - за горами,

(взмахнуть  левой рукой четко влево)

- за  железными

(правую  руку согнуть в  локте над головой)

- столбами 

(строить  крышу теремка:  левую руку согнуть  в локте, пальцы  обеих рук соединить  – крыша)

- на  пригорке – теремок,

 на  дверях висит замок.

 ты  за ключиком иди

(выглядывать  из теремка)

- и замочек  отомкни.

(руки  через стороны  опустить вниз)

 Воспитатель:

- Кто  же в тереме живет? А вот  кто! (выносит куклу Катю)

- Катя, Катя маленька,

- Катенька  удаленька.

- пройди, Катя, горенкой;

- топни,  Катя, ноженькой.

Воспитатель:

- Решила  Катя пойти в лес погулять.

(ведет  детей к елочке, куклу усаживает  на стул)

- во  сыром бору ёлонька, 

(встать  прямо, прямые  и жесткие руки  внизу чуть развести  в стороны)

- под  елонькой травонька, 

(наклонившись  и расставив ноги  пошире, кистями «гладить  травку» из стороны в сторону)

- на  травоньке тропонь,

  на  тропоньке идет Катенька,

(идти  по кругу)

- по  ельнечку, по березничку,

(топающий  шаг)

- по  часту леску, по орешнечку. 

(воспитатель  берет куклу и  подходит вместе  с детьми к рябине)

- ветер  пышет, ветер пышет,

он рябинушку  колышет.

(покачивать  руками над головой)

Воспитатель:

- Посмотрите, какая красивая бабочка сидит  на рябинушке!»

- бабочка-коробочка,  полети на облачко,

  там  твои детки на березовой ветки.

(положить  кисть одной руки  на запястье другой; поднимая руки вверх и вниз, то в одну сторону, то в другую, помахивая кистями)

Воспитатель:

(берет  куклу и бабочку) 

- Побежала  Катенька за бабочкой, а бабочка  на березку села. Присела и  Катенька отдохнуть, да вспомнила  песенку про березку»

- во  поле березка стояла,

(поднять  руки вперед и  вверх)

- во  поле кудрявая стояла.

(развести  руки чуть в  стороны, оставляя  их вверху)

- люли-люли  стояла,

люли-люли стояла.

(качать  руками над головой)

- некому  березу заломати,

некому  кудряву заломати,

(развести  руки чуть в стороны, пожимая плечами)

- люли-люли  заломати,

люли-люли заломати.

(руки  в замке, имитация  движения «рубить  дерево»)

- я пойду  березу заломаю,

я пойду  кудряву заломаю,

(идти  по кругу)

- люли-люли  замолаю,

люли-люли заломаю.

(имитация  движения «рубить дерево»)

Воспитатель:

- А кто  же это там за дерево спрятался?  Летом - серый, а зимой - белый.  Конечно же это Заинька. Воспитатель берет зайца и сажает его по середине группы вместе с куклой на стул. Дети встают в круг.

- вышла  Катя на лужок, 

(дети  стоят по кругу)

- заглянула  под кусток,

(дети  наклоняются вперед)

- увидала  зайчика,

поманила  пальчиком 

(дети  «манят» зайчика)

- зайка,  зайка, попляши,

твои  лапки хороши.

(«фонарики»)

- стал  наш заинька плясать,

нашу  Катю забавлять.

(руки  на поясе, выставление ног вперед на пятку)

Воспитатель достает волка: «Вдруг из леса бежит  серый, лохматый».

- волк-волчек, шерстяной бочек,

через ельник бежал, в можжевельник попал,

(дети  бегут широким  шагом)

- зацепился  хвостом,

ночевал под кустом

(присаживаются,  а потом ложатся)

Воспитатель: - Нагулялась Катя, решила пойти домой отдохнуть (воспитатель относит куклу в домик)»

Вопросы в конце занятия  к детям:

Кого  встретила кукла Катя в лесу? (по ходу ответов, уточняются яркие особенности  зверей, насекомых, земноводной лягушки).

Мимо  каких деревьев проходила Катя? (во время ответов уточняются особенности  деревьев).

В ходе обобщающей беседы воспитатель обращает внимание на поэтические слова, описывающие  тот или иной образ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятия во второй младшей группе

Покажи  отгадку»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто  больше назовет волшебных  слов».

Детям предлагается как можно больше назвать  животных.

     «Зоологическое  лото».

«Выбери млекопитающих животных».

Необходимо  отобрать картинки только с млекопитающими животными.

     Игровое упражнение «Как звери  в лесу живут».

     Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.).

          Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

     Проведение  с детьми различных игр и игровых  упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

Информация о работе Формирование представлений о млекопитающих у детей дошкольного возраста