Формирование экологических представлений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку данная проблема актуальна, это обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование экологических представлений у старших дошкольников». В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме. 2. Разобраться в сущности экологического воспитания. 3.Описать опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава I. Педагогические основы процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сущность экологического воспитания……………………………………5
Характеристика содержания программы экологического воспитания для дошкольников……………………………………………………….....................12
Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….20
Глава II. Опыт формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Роль наблюдения в формировании экологических представлений……..........23
2.2. Роль практических занятий в экологическом воспитании старших дошкольников…………………………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………..35
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая институт 2.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

- как каждый из ребят позаботиться о лесе на следующей неделе, когда пойдет со всеми в поход в лес.

      Определим организационно-методическую форму  проведения наблюдений:

      1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. 

      2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.           

       3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.           4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации. Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.  5. Подготовка и организация наблюдений.    

Подготовка  включает следующие моменты:      1.Содержание наблюдения и организация.       2. Время и место проведения наблюдения.       3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.     4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.        При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект.  1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе наблюдения. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.              2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так, категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными и испуганными животными.        3. Категорически запрещается проводить наблюдения с незнакомыми объектами – будь то незнакомый вид или экземпляр.      4. Желательно, чтобы объект, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Так, для запланированных наблюдений  нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. Дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.    5. Аналогичные требования предъявляются и к эстетической стороне объекта. Красивый объект, оказывая положительное воздействие на ребенка, вызывает у него желание общаться как можно дольше.       6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Программа экологического образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходиться возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным знаниям что – то новое. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть [6, с.18].       Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно. На этой основе возможно формирование обобщения. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются. 
В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.  
 Формирование у детей старшего дошкольного возраста более  сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения.

      Для фиксации, закрепления того, что  дети наблюдают, могут служить зарисовки и лепка объектов, игры, игрушки. 
 Согласно «Программе воспитания в детском саду» дети подготовительной к школе группы круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках на отдельных листах из которых составляют календарь природы. 
 Можно использовать и тематические рисунки. Так, после прогулки, на которой наблюдалось одно из сезонных изменений, воспитатель дает всем детям бумагу определенного формата и предлагает зарисовать то, что они видели и что делали в этот день. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. 

      Своеобразной  фиксацией наблюдений за растениями может быть приготовление с детьми старших групп гербария. На экскурсиях и прогулках в лесу, на лугу, в поле они знакомятся с разными растениями, собирают листья, цветы, засушивают их. Гербарий можно приготовить на темы по месту сбора растений (например, «Цветы нашего участка», «Цветы луга») или по времени цветения растений (например, «Весенние цветы», «Осенние цветы»).  
 Таким образом, для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Опыт педагогов показывает, что систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. 
 Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.  
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Роль практических занятий в экологическом воспитании старших дошкольников

      Осуществляя процесс экологического воспитания, нами проводились практические занятия  для детей старшего дошкольного  возраста. Первое занятие было посвящено наблюдению за аквариумными рыбками. Мы стремились вызвать желание у детей ухаживать за ними, беречь их; учить отличать меченосца от телескопа и выделять их общие признаки.

      В начале занятия  детям была загадана загадка: «Дом стеклянный, в нем жильцы – все отличные пловцы?». Ребята сразу дали ответ, пояснив, что это аквариум. Затем мы познакомились с двумя очень красивыми и интересными рыбками (меченосец и телескоп). Дети посмотрели, какого цвета чешуя у рыбок; как они передвигаются в воде. На вопрос, где находятся у них плавники, определили, что на теле: спине, грудке, брюшке и хвосте. Далее все вместе рассмотрели хвостовой плавник меченосца. Выяснили, что он длинный и черный, напоминает меч, поэтому его назвали меченосцем. Далее обратили внимание на хвостовой плавник телескопа – он большой и служит рыбке рулем. После этого дети наблюдали, как плавают рыбки, кто плавает быстрее, где и выяснили, что меченосец плавает быстрее, так как у него маленькие плавники, и он ими быстро двигает. А у телескопа плавники большие и свисающие, поэтому он плавает медленно.

      Затем мы с детьми определили, что должно быть в аквариуме, чтобы рыбкам было хорошо? Как за ними ухаживать? При помощи чего рыбки дышат в воде? Далее ребята рассуждали, как необходимо ухаживать за рыбками, сколько раз в день их кормить. Вместе с детьми мы насыпали рыбкам корм и наблюдали как они питаются. Во время наблюдения дети узнали чем рыбки видят корм и где у них находятся глаза. Обратили внимание на большие и выпуклые глаза телескопа, вот поэтому его так назвали. Ребята узнали, что ни в коем случае нельзя ловить рыбок руками и металлическими предметами, так их можно поранить, и они погибнут. Для этого есть специальные сачки. Дети рассмотрели сачки.

      В заключительной части занятия мы еще раз вспомнили с какими рыбками сегодня познакомились, где они живут, что им служит «одеждой», при помощи чего плавают, чем отличается меченосец от телескопа и как необходимо ухаживать за аквариумными рыбками.

      Следующее занятие было посвящено наблюдению за птицей (воробей). Мы стремились расширить знания детей об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года, вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать, воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

      В начале занятия мы сказали ребятам, что  у нас в гостях маленькая  птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.«  Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик! Другой никакой я не знаю. Зимовать не улетаю, А под крышей обитаю. Увидев добычу, я вмиг С крыши за нею слетаю. Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Дети отгадывают загадку. Затем воспитатель открывает домик, где сидит воробей и сообщает ребятам, что он хочет задать им несколько вопросов: Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. Воспитатель сообщает детям:

- Зимой  воробьи мало чирикают, а больше  молчат. 
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду. 
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Дети узнают, что воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Затем предлагает детям нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание). Далее педагог предлагает поиграть в игру «Тепло, холодно». (Проводится подвижная игра). Затем педагог предлагает детям взглянуть за окошко, и загадывает загадку о кормушке для птиц. Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос - для чего мы ее повесили? Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? Дети с охотой отвечают. Затем выясняем, что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? Педагог сообщает, что мы с вами сегодня пойдем гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек. В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать вот такого воробья из бумаги сами. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики проводит пальчиковую гимнастику «Воробей». Приступая к работе необходимо  приклеить своему воробью глазки по одному с каждой стороны головы. А затем приклеить крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (Дети выполняют работу под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей»). После окончания работы предлагается обыграть поделку.

 
 
 
 
 

Заключение 

      Дошкольный  возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.           Изучив литературу мы выяснили, что идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста с привитием им любви и бережного отношения к природе. 

          Сущность экологического воспитания  заключается в формировании у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство.

      Наблюдение  природы является неисчерпаемым  источником эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на детей. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

      Описывая  опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу о том, что старший дошкольный возраст – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции. Эмоции детей проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, красочными, необычными, непроизвольно привлекающими внимание предметами и объектами окружающей действительности. Положительные эмоции ребенка составляют основу его позитивного, созидательного отношения к миру природы. 
Эмоциональное развитие детей в процессе их взаимодействия с природным окружением оказывает самое непосредственное на их интеллектуальное развитие, на накопление необходимой информации о мире природы. Ведь неслучайно базовым компонентом познавательного отношения человека к окружающей действительности выделяется именно эмоциональный компонент.

      Мы  пришли к выводу о том, что для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться. Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру и формирования экологического воспитания.           Мы пришли к заключению о том, что экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязанности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью как детей, так и педагогов.                 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

      1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5.         2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.     3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.  4. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.  5. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - №7.               6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.           7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.        8. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - №7.        9. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр: Академия – 2000. – 176с.       10. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.     11.Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития    12. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Новая школа, 1993. – 16 с.         13. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.       14. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.           15. Николаева С. Н.Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений: - М.: Новая школа, 1993. – 32 с.            16. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.      17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.              18. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации». Дошкольное воспитание № 6, 2001.   19. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование экологических представлений старших дошкольников