Формирование экологических представлений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку данная проблема актуальна, это обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование экологических представлений у старших дошкольников». В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме. 2. Разобраться в сущности экологического воспитания. 3.Описать опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава I. Педагогические основы процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сущность экологического воспитания……………………………………5
Характеристика содержания программы экологического воспитания для дошкольников……………………………………………………….....................12
Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….20
Глава II. Опыт формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Роль наблюдения в формировании экологических представлений……..........23
2.2. Роль практических занятий в экологическом воспитании старших дошкольников…………………………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………..35
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая институт 2.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, предпосылки для реализации настоящей программы — организация в детском саду  работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой (которая в настоящее время является частью любой основной программы детского сада), экологизация всех видов детской деятельности, создание среды для общения детей с природой, подготовка педагогов, сотрудничество детей, родителей и педагогов, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения. Экологическое образование рассматривается  не как отдельное направление работы дошкольного учреждения, а как неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Характеристика  детей старшего дошкольного  возраста.

      Дошкольное  детство — большой отрезок  жизни ребенка. Условия жизни  в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к

самостоятельности [5, с.23] .

      У старших дошкольников развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предложения, рассказывают об увиденном. 

      Развивается эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные  периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и сочная зелень летом, покой заснеженных деревьев и  кустов зимой и т.д. А с каким трепетом и интересом старшие дошкольники рассматривают каждую прожилку листьев деревьев, с какой нежностью определяют гладкость или шероховатость поверхности листа и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием и хорошими условиями жизни. Старшие дошкольники учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность.

      Особый  интерес старшие дошкольники  проявляют к жизни животных: охотно наблюдают за их проявлениями. В ситуациях контакта: добровольно участвуют в уходе за ними, понимают их желания, потребности, проявляют готовность их удовлетворить; стремятся правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать). С небывалым интересом и любопытством любуются красотой их проявлений (силой, ловкостью, грациозностью и т.д.).

  Дети проявляют интерес и к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются их проявлениями, полетом. Охотно старшие дошкольники участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. С особым интересом семилетки наблюдают за гнездостроительной деятельностью птиц, выращиванием птенцов; проявляют готовность считаться с  птенцами: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых. Старшие дошкольники проявляют восторженное, бережное отношение к потомству.

      С особым интересом наблюдают за разными  насекомыми, рассматривают цветы, слушают  стрекотание кузнечиков. Любуются разноцветьем луга, полетом насекомых, красотой водной поверхности (водоема), растениями, вечерним туманом, слушают шорохи и звуки обитателей (Кваканье лягушек и др.).

      В старшем дошкольном возрасте начинает складываться наглядно-образная форма мышления.       

      Сама  природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различные формы работы в этом направлении.           Детей 6-го года жизни знакомят с явлениями живой и неживой природы, как на занятиях, так и в повседневной деятельности - в процессе наблюдений н 

      Учитывая  конкретность мышления и небольшой  опыт у детей данного возраста, в экологическом воспитании рекомендуется использовать наглядный материал.            Особое место в экологическом воспитании старших дошкольников имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом, как и на предыдущих возрастных этапах, являются наблюдения. Педагог организует циклы наблюдений за объектами природной зоны детского сада.        В уголке природы старших дошкольников знакомят с комнатными растениями, живыми обитателями уголка, учат распознавать их, ухаживать за ними. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие.          К сожалению, многие из детей приходят в детский сад с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Занятие любви к природе продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии.  Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.           При правильной организации работы по экологическому воспитанию у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы, делать выводы, обобщать и пытаться самостоятельно искать на них ответы .  В старшей группе начинаются вводиться длительные наблюдения и эксперименты, в процессе которых устонавливаютя общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.     Но только лишь экологического воспитания в стенах дошкольного учреждения недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в работе по экологическому воспитанию следует уделять и разъяснительной работе с родителями.    Таким образом, педагог организовывая работу по экологическому воспитанию в старших группах должен хорошо знать программу не только своей, но и всех предыдущих групп. Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, педагогу нужно стремиться к тому, чтобы дети старшего возраста входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.  

Глава II. Опыт формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Роль  наблюдения в формировании экологических  представлений.

      Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности, способность любоваться красотой природного мира.   В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.                     Наблюдение является одним из ведущих методов экологического воспитания дошкольников. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства [3 ,с.36].    Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).  

       Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.                                                                                      
 Наблюдение — это специально организованное воспитателем,  целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.       Классификация наблюдений:        Наблюдения можно классифицировать по разным принципам.    1. По характеру объектов, используемых в наблюдении:      - за растениями;             - за животными;             - за объектами неживой природы;          - наблюдения, объектом которых является человек.       2. По месту проведения наблюдений:         - в групповой комнате;          - на участке;            - в лесу, в поле.            3. По количеству детей:            - индивидуальные (1 – 4 ребенка);          - групповые (5 – 10 детей); - коллективные (вся группа).     4. По причине их проведения:         - случайные;            - запланированные;           - организованные в ответ на вопрос ребенка.       5. По характеру включения в педагогический процесс:     - эпизодические (проводимые от случая к случаю);      - систематические.           6. По продолжительности:          - кратковременные (от 5 до 15 минут);         - длительные (свыше 15 минут).          7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:    - однократные;            - многократные, или циклические;         8. По месту в цикле:            - первичные;            - вторичные;            - заключительные и итоговые.         9. По характеру мыслительных операций:        - констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);   - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта );           - обобщающие (в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельности).        10. По способу применения в аудитории:       - демонстрационные;           - фронтальные.  

      Опыт  формирования экологических представлений  у детей старшего дошкольного  возраста показывает, что в процессе наблюдений у дошкольников накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями [5, с.12] .  

      Говоря  об опыте формирования экологических представлений и о том, как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас; научить эмоционально откликаться на любые проявления животных и растений, их красоту, мы хотим привести примеры занятий, которые были включены воспитателями  ДОУ в работу по экологическому воспитанию. Тема первого занятия «Почему не нужно ловить бабочек». Цель которого заключается в том, чтобы разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения. На занятии воспитатель с детьми рассматривает в баночке или на фотографии, рисунки крупных бабочек с красивыми крыльями. Ребята отвечают на такие вопросы как: Чем они им нравятся? Что они сделают, когда увидят такую бабочку на лугу? Кто из ребят ловил бабочек? Каких и для чего? Что они потом с ними делали? Многие дети говорят, что только рассмотрели насекомых и потом отпустили их на волю. Тогда воспитатель объясняет, что многие бабочки не могут жить после того как побывали в руках у людей. На тонких крылышках есть мелкая «пыль» - особые чешуйки. Она стирается даже при легком прикосновении. Кроме того, для полета бабочки очень важны два передних крылышка. Они очень нежны, легко повреждаются. Со сломанным крылом бабочка далеко не улетит. Так стоит ли ради минутного удовольствия губить бабочку? И воспитатель поясняет, лучше пусть она летает, переносит с цветка на цветок пыльцу. Во время полета ею могут полюбоваться многие люди. А если она попадет в руки человека, ее больше никто не увидит.

      Воспитатель обращает внимание детей на то, что красота бабочки – не главная причина, по которой необходимо ее беречь. Эти насекомые собирают нектар и переносят пыльцу с цветка на цветок. Если  мы будем уничтожать бабочек, кто станет опылять растения? Их вырастет меньше. Ведь в природе все тесно связано друг с другом. Исчезнут бабочки – исчезнут многие растения и птицы, которые ими питаются. Воспитатель подчеркивает, что люди ловят в первую очередь самых красивых, самых больших бабочек и жуков. В этом вас убедит и Красная книга. Когда – то таких насекомых было много, но люди их отлавливали, уничтожали их дома. Теперь они стали редкими и оказались под охранной. Затем педагог показывает детям насекомых, которые подлежат охране в их регионе. И в конце занятия вместе с детьми делают вывод: как необходимо относиться к животным? Почему именно так?

      Следующее занятие «Лес в жизни человека». Цель такого занятия – уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Занятие проводится в форме посещения выставки и беседы во время ее осмотра и после.

      В специальном помещении на несколько  дней организуется выставка «Лес в  жизни человека». Изолированно друг от друга создаются композиции: «Дары  леса», «Что делают из древесины?», «Бумажно-картонные изделия», «Лес и наше здоровье», «Лес глазами художников», «Как заботиться о лесе?».

        В экспозиции «Дары леса» могут  быть банки с грибами, связки  сущеных грибов, пакеты с орехами  и др. Упаковка на всех экспонатах  прозрачная и с отчетливыми  этикетками.

      В экспозиции «Что делают из древесины?» может быть любая мебель, посуда, разделочные доски, богородская игрушка и другие вещи из дерева.

      В третьей экспозиции, посвященной  бумаге, могут быть: писчая, бархатная  и другая бумага, продукция из бумаги и картона: книги, альбомы т.д.

      В экспозиции «Лес и наше здоровье»  могут быть представлены: лесные лекарственные  травы в пакетиках и на открытках, иллюстрации с изображением разных форм отдыха в лесу. Цель этой экспозиции – показать значение леса для здоровья человека.

      Очень важной является экспозиция «Лес глазами  художников», так как она позволяет  показать детям, что лес ценен  не только материальными благами. Во время ее осмотра может звучать  запись птичьих голосов, лесных шорохов.

      В последней экспозиции дети должны увидеть как люди (особенно лесовики) заботятся о лесе. Они могут увидеть картины «Лесник спасает зайцев», «Помощь зимующим птицам» и др. Целесообразно повесить плакат с изображением знаков – правил поведения в лесу, охраняемых растений и Красную книгу.

  Во время занятия воспитатель предлагает детям пойти на выставку, которая организованна в детском саду для них  и сообщает, что она – про лес. Все экспозиции осматриваются поочередно: воспитатель называет экспозицию, затем дает возможность детям самим осмотреть экспонаты, позволяя их трогать руками. Затем коротко беседует с детьми, уточняя, что и почему здесь представлено. Завершить занятие целесообразно несколькими предложениями:

- привести  на выставку родителей и посмотреть ее еще раз вместе с ними;

Информация о работе Формирование экологических представлений старших дошкольников