Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава
I. Педагогические основы процесса экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
- Сущность
экологического воспитания……………………………………5
- Характеристика
содержания программы экологического
воспитания для дошкольников……………………………………………………….....................12
- Характеристика
детей старшего дошкольного возраста……………….20
Глава
II. Опыт формирования экологических представлений
у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Роль
наблюдения в формировании экологических
представлений……..........23
2.2. Роль
практических занятий в экологическом
воспитании старших дошкольников…………………………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………..35
Литература……………………………………………………………………...37
Приложение……………………………………………………………………39
Введение
Природа
оставляет глубокий след в душе ребенка,
воздействуя на его чувства своей
яркостью, многообразием, динамичностью.
Они открывают для себя новый мир: стараются
все потрогать руками, рассмотреть, понюхать,
если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники
с огромным интересом смотрят на окружающий
мир, но видят не все, иногда даже не замечают
главного. Но нужно обладать терпением,
нужно иметь внимательный глаз и чуткую
душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного
полевого цветка или игру красок во время
заката, буйное цветение сирени, заслушаться
звонким пением птиц. А если рядом воспитатель,
который удивляется вместе с ними, учит
не только смотреть, но и видеть, дети захотят
узнать еще больше.
Дошкольный возраст – это важный этап
формирования экологических представлений,
являющихся основой экологических знаний
о природной среде и бережном к ней отношении.
Разнообразие объектов природы позволяет
воспитателю организовать интересную
и полезную деятельность детей. Проблема
экологического воспитания дошкольника
относится к числу коренных проблем теории
воспитания и имеет первостепенное значение
для воспитательной работы. Все выдающиеся
мыслители и педагоги прошлого придавали
большое значение природе как средству
воспитания детей: Я. А. Коменский видел
в природе источник знаний, средство для
развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский
был за то, чтобы «вести детей в природу»,
чтобы сообщать им все доступное и полезное
для их умственного и словесного развития.
И в настоящее время, как никогда, остро
стоит вопрос экологического воспитания
дошкольников. Как же приучить их беречь
и охранять природу, все живое, окружающее
нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым
вводить малыша в окружающий мир природы
так, чтобы каждый день открывал в нем
что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем,
чтобы каждый его шаг был путешествием
к истокам чудес в природе, облагораживал
сердце и закалял волю.
О необходимости и возможности формирования
системных знаний о природе у дошкольников
говорили такие исследователи, как И. Р.
Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова,
П. Г. Саморукова. Столь ранее
приобщение детей к экологическим проблемам
объясняется двумя причинами: резким ухудшением
экологической обстановки в мире, и осознанием
того факта, что базис личности закладывается
в первые семь лет жизни. Компоненты, которые
не были внесены в структуру личности
в дошкольном возрасте, впоследствии либо
не воспринимаются, либо воспринимаются
с большим трудом и репродуцируются с
малым коэффициентом надежности.
Ребенок, полюбивший природу, не будет
бездумно рвать цветы, разорять гнезда,
обижать животных. Ни один дидактический
материал не сравнится с природой по разнообразию
и силе развивающего воздействия на ребенка.
Восприятие природы помогает развить
такие качества, как жизнерадостность,
эмоциональность, чуткое, внимательное
отношение ко всему живому.
Поскольку данная проблема актуальна,
это обусловило выбор темы нашего исследования:
«Формирование экологических представлений
у старших дошкольников».
В настоящей курсовой работе нами ставятся
следующие задачи: 1. Изучить литературу
по проблеме. 2. Разобраться в сущности
экологического воспитания. 3.Описать
опыт экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.
- Сущность
экологического воспитания.
Для
дошкольной педагогики экологическое
воспитание - это новое направление,
которое появилось на рубеже 80-х
и 90-х годов и в настоящий момент проходит
этап становления. Его базовой основой
является традиционно сложившийся программный
раздел «Ознакомление детей с природой»,
смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать
маленьких детей в различных явлениях
природы, главным образом доступных непосредственному
наблюдению: научить различать растения
и животных, давать им некоторые характеристики,
в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные
связи. В последнее десятилетие работа
дошкольных учреждений сосредоточилась
на воспитании у детей бережного отношения
к живому - ознакомление с природой приняло
природоохранную окраску. В этот период
закладываются основы взаимодействия
с природой. При помощи взрослых ребенок
начинает осознавать ее как общую ценность
для всех людей.
Идеи ознакомления дошкольников с природой
получили развитие в теории и практике
советского дошкольного воспитания в
статьях, методических работах (О. Иогансон,
А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И.
Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
Долгое время большим подспорьем для практиков
дошкольного воспитания были методические
пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации
З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей
училось по учебнику С.А. Веретенниковой. В
начале 1970-х годов начали проводиться
педагогические исследования, которые
в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального
обоснования методики экологического
воспитания дошкольников. Это было связано
с новыми идеями, инициированными Академией
педагогических наук. Детскими психологами
(В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась
необходимость:
1) усложнения содержания обучения - привнесения
в него теоретических знаний, отражающих
закономерности окружающей действительности;
2) построения системы знаний, усвоение
которых обеспечивало бы эффективное
умственное развитие детей.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать
временем развития двух значимых с точки
зрения экологии процессов: углубления
экологических проблем планеты до кризисного
состояния и их осмысление человечеством.
За рубежом и в России в этот период происходило
становление нового образовательного
пространства - системы непрерывного экологического
образования. В нашей стране формировалась
общая Концепция непрерывного экологического
образования, начальным звеном которой
является сфера дошкольного воспитания. Николаевой
С.Н. доказано, что становление экологической
культуры в период дошкольного детства
возможно, если: - дети будут включены в
целенаправленный, систематический педагогический
процесс, называемый экологическим воспитанием,
в основу которого положены адаптированные
на дошкольный возраст ведущие идеи экологии
отражающие закономерные взаимосвязи
в природе и связи человека с природой;
- будет использована система методов
и технологий экологического воспитания,
построенная на типичных для дошкольного
периода видах деятельности (практических,
познавательных и творческих), вызывающих
у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих
усвоение экологических знаний, формирование
практических умений осознанно и бережно
взаимодействовать с объектами природы; -
в пространстве жизнедеятельности детей
будет создана эколого-развивающая среда,
позволяющая организовать систематический
эколого-педагогический процесс - содержательное
взаимодействие дошкольников с объектами
природы; - у воспитателей дошкольников
развивается профессиональная экологическая
культура, включающая: представления об
экологических проблемах планеты, страны,
региона проживания, понимание влияния
загрязнения окружающей среды на здоровье
и жизнь людей, гражданскую ответственность
и практическую готовность к их разрешению
[15,с.23].
В процессе целенаправленного педагогического
воздействия у детей можно сформировать
начала экологической культуры – осознанно
правильного отношения к явлениям, объектам
живой и неживой природы, которые составляют
их непосредственное окружение в этот
период жизни. Осознанно – правильное
отношение вырабатывается при условии
тесного контакта и различных форм взаимодействия
ребенка с растениями и животными, имеющимися
в помещении, на участке детского сада
и в доме ребенка.
Большинство педагогов связывают экологическое
воспитание детей дошкольного возраста
лишь с привитием им любви и бережного
отношения к природе. Между тем психолого
– педагогические исследования последних
десятилетий позволяют определить и конкретизировать
предмет, содержание этого направления
дошкольной педагогики – связать их с
исходными понятиями экологии. Именно
привнесение научно – экологического
подхода позволяет переориентировать
ознакомление детей с природой на экологическое
воспитание и уже в дошкольном возрасте
начать формирование экологической культуры.
Экологическое воспитание можно рассматривать
как процесс формирования осознанно –
правильного отношения детей к объектам
природы, с которыми они непосредственно
контактируют. Такое отношение включает
интеллектуальный, эмоциональный и действенный
компоненты. Их сочетание составляет нравственную
позицию ребенка, которая проявляется
в разных формах его самостоятельного
поведения [15,с.3].
Осознанно – правильное отношение к природе
строится на: совокупности знаний и активных
проявлений ребенка; понимании связи растений
и животных с внешними условиями, их приспособленности
к среде обитания; понимании специфики
живого и его самооценки, зависимости
жизни и состояния организма от воздействия
факторов внешней среды, деятельности
человека, а так же желании практически
сохранить, поддержать или создать для
него нужные условия; эмоциональном отклике,
радости на любые проявления животных
и растений, их красоту. Важно при этом,
что красота рассматривается с экологических
позиций: красота гармонично развивающегося,
здорового живого организма, что бывает
лишь при наличии хороших условий, полноценной
среды обитания[13, с.3] .
Исходным звеном воспитания осознанно
– правильного отношения дошкольников
к природе является система конкретных
знаний, отражающая ведущие закономерности
живой природы: многообразие видов, их
приспособленность к среде обитания, изменения
в процессе роста и развития. Возможность
усвоения таких знаний детьми 5 – 7 лет
доказана педагогическими исследованиями
Игнаткиной Л.С., Комаровой И.А., Николаевой
С.Н., Саморуковой П.Г., Кондратьевой Н.Н.,
Христовской Т.В., Терентьевой Е.Ф. Экологическое
воспитание осуществляется методами,
которые позволяют продемонстрировать
дошкольникам морфофункциональную приспособленность
растений и животных к среде обитания,
зависимости, существующие в природных
сообществах, связь человека с природой,
результаты воздействия его деятельности
на природу ближайшего окружения. К таким
методам относятся: систематизированное
наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдения,
направленное общение, труд в природе,
моделирующая деятельность. Критерием
сформированности осознанно – правильного
отношения к природе, результатом экологической
воспитанности является действенная готовность
детей участвовать в создании необходимых
условий для живых существ, находящихся
в сфере детской досягаемости, готовность
предотвратить их гибель или разрушение
условий их жизни.
Началом работы по экологическому воспитанию
детей в детском саду является правильная
организация зоны природы – той части
помещения и участка дошкольного учреждения,
на которой содержатся какие – либо животные
и которая подвергается озеленению. К
зоне природы относятся: групповые уголки
природы, специальная комната или холл
с объектами природы, зимний сад, теплица,
площадка природы, экологическая тропа,
озелененные места на участке. При этом
не имеет значение, сколько объектов может
создать на своей территории детский сад.
Важны два условия: наличие таких объектов
и их правильное оформление [15,с.4] . Правильная
организация зоны природы предполагает
понимание работниками дошкольных учреждений
двух моментов: экологического подхода
к жизни растений и животных и специфики
методики экологического воспитания детей. Говоря
о специфике методике экологического
воспитания дошкольников, следует отметить,
что характерной чертой ее является непосредственный
контакт ребенка с объектами природы,
живое общение с растениями и животными,
наблюдение и практическая деятельность
по уходу за ним, осмысление увиденного
в процессе обсуждения. Опосредованное
познание природы (через книги, слайды,
картинки, беседы и т.д.) имеет второстепенное
значение: его задача расширить и дополнить
те впечатления, которые ребенок получает
от контакта с объектами природы. Становится
ясной та роль, которая отводится в экологическом
воспитании созданию зоны природы, - рядом
с ребенком должны быть сами объекты природы. Экологически
правильное содержание комнатных растений
– это соответствующие их индивидуальным
потребностям размещения в пространстве
помещения с учетом степени освещенности
места: полив в необходимых количествах:
подбор земли нужного состава. Экологически
правильное содержание животных – это
создание для них индивидуальных условий,
максимально копирующих естественную
среду их обитания: отведение достаточно
большого пространства, оснащение помещений
соответствующей атрибутикой из природного
материала. Такие условия – наиболее гуманный
способ содержания животных, что важно
с точки зрения нравственного воспитания
детей. В этих условиях животные активны,
поэтому можно организовать наблюдение
за разными сферами их жизни: питание,
передвижение, выращивание потомства
и др [15,с.6].
Следует остановиться на некоторых формах
работы экологического воспитания старших
дошкольников. Возможность чувственного
познания, накопления конкретных сведений
о растениях, животных, явлениях неживой
природы выдвигает наблюдение в разряд
наиболее значимых методов. С его помощью
ребенок познает не только внешние параметры
объектов природы (окрас, строение, запах
и пр.), но и их связь со средой.
Важным методом экологического воспитания
является слово, его правильное использование
в различных формах работы с детьми. Словесный
метод включает: чтение рассказов, вопросы
к тексту, пояснения воспитателя, пересказ
детей, беседа о прочитанном – все это
разные формы речевой деятельности, которые
позволяют ребенку понять новую информацию
и обнаружить свое понимание чаще всего
недоступных для наблюдения явлений природы,
их взаимосвязи между собой. Особое внимание
следует уделять такой форме работы, как
занятия комплексного, обобщающего и углубляющее
– познавательного типа, на которых у
детей формируют обобщенные представления
о явлениях природы, понимание взаимосвязей
в природе и т.д. Ключевое значение имеет
практическая деятельность дошкольников.
Самостоятельный или совместный с воспитателем
труд в уголке природы, на участке детского
сада по поддержанию необходимых условий
для жизни животных и растений позволяет
приобрести детям умения, правильные способы
практического взаимодействия с природой.
Индивидуальные проявления детей в практической
деятельности – это показатель степени
их экологической воспитанности и экологической
культуры [13,с.7].
Таким образом, именно в период дошкольного
детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления
о разных формах жизни, т.е. у него формируются
первоосновы экологического мышления,
сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие
для всех людей проблемы и беспокоятся
по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить
взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание и воспитание
Красотой немыслимы без чувства восхищения
природой. Для этого необходимо уметь
направить взгляд ребенка на Красоту,
помочь увидеть ее, услышать. Очень важно
еще в детстве научиться замечать и видеть
Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой
для этого нужно всего лишь небольшое
усилие - и Красота откроется.
- Характеристика
содержания программы
экологического воспитания
для дошкольников.
Современные
проблемы взаимоотношений человека с
окружающей средой могут быть решены только
при условии формирования экологического
мировоззрения у всех людей, повышения
их экологической грамотности и культуры,
понимания необходимости реализации принципов
устойчивого развития [4, с. 23].
Важным условием перехода современного
общества к «устойчивому развитию» является
экологическое образование. В «Концепции
устойчивого развития России» особо подчеркивается
необходимость формирования всеми доступными
средствами экологического мировоззрения
граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации
«Об охране окружающей природной среды»
и «Об образовании» созданы предпосылки
правовой базы для формирования системы
экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации
по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития» (с учетом Декларации
Конференции ООН по окружающей среде и
развитию, подписанной Россией), соответствующие
постановления Правительства возводят
экологическое образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные документы
подразумевают создание в регионах страны
системы непрерывного экологического
образования, первой ступенью которой
является дошкольная. Именно в дошкольном
возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, формируется его отношение к
окружающему миру.
В связи с этим в 90-е годы в России было
создано значительное количество программ,
направленных на экологическое воспитание
дошкольников. Рядом психологов созданы
авторские программы, в которых представлены
психологические аспекты экологического
образования дошкольников.
Творческий поиск педагогов и психологов
в целом ряде программ направлен на развитие
в детях эстетического отношения к природе
и окружающему миру. В настоящее время
практически все страны рассматривают
раннее образование детей, его качество,
содержание и методику работы с дошкольниками
с позиций идей устойчивого развития.
В последние годы дошкольное образование
многих стран мира выстраивается на основе
идей образования в интересах устойчивого
развития, основой которого является экологическое
образование. В программе «Наш дом – природа»
нашли отражение все три области устойчивого
развития: экология – экономика – социальная
сфера (включая культуру). Программа
Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» является
авторской программой, обеспечивающей
преемственность в экологическом образовании
дошкольников с начальной школой по предметам
«Окружающий мир», «Природоведение». Программа
нацелена на воспитание гуманной, социально
активной и творческой личности ребенка
5-6 лет, с целостным взглядом на природу,
с пониманием места человека в ней. В соответствии
с программой дети получают представления
о взаимосвязях в природе, которые и помогают
им обрести начала экологического мировоззрения
и культуры, ответственного отношения
к окружающей среде и своему здоровью. Особое
внимание в ней уделяется формированию
целостного взгляда на природу и место
человека в ней. У детей формируются первые
представления о существующих в природе
взаимосвязях и на этой основе — начала
экологического мировоззрения и культуры,
ответственного отношения к окружающей
среде, к своему здоровью. Поскольку экология
— это, прежде всего, наука о взаимоотношениях
живых организмов друг с другом и окружающей
средой, акцент делается на развитии у
детей элементарных и вполне научных представлений
о существующих в природе взаимосвязях
(особенно в старшем дошкольном возрасте).
Дети учатся понимать, насколько тесно
природные компоненты связаны между собой,
и как живые организмы зависят от среды
обитания. Человек рассматривается как
неотъемлемая часть природы. Такой подход
позволяет подвести детей к элементарному
пониманию проблемы взаимоотношений человека
с окружающей средой и последствий деятельности
людей. Программа имеет эмблему в виде
дома-природы, что отчасти объясняет ее
название (см. Приложение № 2). Важное значение
в программе придается нравственному
аспекту: развитию представлений о самоценности
природы, эмоциональному положительному
отношению к ней, выработке первых навыков
экологически грамотного и безопасного
поведения в природе и быту. Дети приобретают
также первоначальные умения, позволяющие
им участвовать в посильной практической
деятельности по охране природы родного
края [19, с.124]. Программа построена на принципах
развивающего обучения и направлена на
развитие личности ребенка в целом: умения
сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего
мира. Приоритет в обучении отдается не
простому запоминанию и не механическому
воспроизведению знаний, а пониманию и
оценке происходящего, совместной практической
деятельности воспитателя и детей. Структура
программы «Наш дом — природа». Программа
включает комплекс блоков, последовательность
которых отражает логику содержания предлагаемых
знаний, позволяет постепенно переходить
от более простых к более сложным (расширение
и усложнение знаний):
- Блок занятий
«Я и природа»
- Блок занятий
«Вода»
- Блок занятий
«Воздух»
- Блок занятий
«Солнце»
- Блок занятий
«Камни, песок, глина»
- Блок занятий
«Почва»
- Блок занятий
«Растения»
- Блок занятий
«Животные»
- Блок занятий
«Лес»
- Блок занятий
«Человек и природа» (см. Приложение №
3). Каждый блок включает две части: обучающий
(первоначальные сведения о природе) и
воспитывающий компонент (понимание значения
природы, ее эстетическая оценка, бережное
к ней отношение) [18, с.125]. . Программа
ориентирует воспитателя на системный
подход в экологическом образовании старших
дошкольников. Все ее разделы связаны
друг с другом, а завершающие темы являются
обобщением предыдущих. Так блок занятий
«Лес» (сообщество) изучается после блоков
«Растения», «Животные», «Почва», которые
дают дошкольникам отдельные представления
о живых организмах и их связи с окружающей
средой. В целом можно выделить четыре
уровня программы. Первый уровень — ребенок
вводится в мир природы с позиции целостного
восприятия окружающего мира. Принцип
целостности реализуется также через
представление «ребенок — часть природы»
(блок «Я и природа»). Педагоги знакомят
детей с разнообразием компонентов окружающего
мира. Сравнивая по специально разработанным
рисункам обычный дом человека и «дом-природу»,
ребенок узнает о том, что вокруг него
есть воздух, вода, растения, животные,
почва, солнце, которые все тесно связаны
друг с другом и с человеком. Второй уровень
предполагает более подробное ознакомление
с отдельными компонентами природы: сначала
неживой (блоки «Вода», «Воздух»), затем
- с компонентом, включающем живую и неживую
природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами
живой природы (блоки «Растения», «Животные»).
При этом каждый блок начинается с обращения
к материалу первого блока «Я и природа».
Третий уровень возвращает ребенка к целостному
восприятию природы, но на более высоком
уровне: на основе полученной информации
осмысливаются наиболее доступные для
понимания ребенком взаимосвязи между
компонентами живой и неживой природы
на примере леса (блок занятий «Лес»). Четвертый
уровень (обобщающий): блок занятий «Человек
и природа», в котором на конкретных примерах
рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений
людей с природой (в первую очередь, самого
ребенка) и возможные пути их решения.
На основе сформировавшихся в процессе
занятий представлений и эмоционально-положительного
отношения к природе ребенок самостоятельно
(под руководством взрослого) формулирует
правила поведения в природе, оценивает
действия человека (в том числе и собственные)
с позиции безопасности для природы и
для себя лично. Каждый блок занятий состоит
из комплекса взаимосвязанных тем, отражающих
на доступном для дошкольника уровне содержание
трех основных направлений экологии —
биологической, социальной, прикладной,
и реализуется через различные виды деятельности
ребенка. Например, изучая блок «Вода»,
дети знакомятся с водой в природе, свойствами
и состояниями воды, водными животными
и растениями, необходимостью экономить
воду дома, некоторыми причинами и последствиями
загрязнения рек, морей, способами их охраны.
Все темы связаны друг с другом. Так, тема
о свойствах воды связана с темой «Водные
животные и растения» и помогает объяснить
приспособленность водных организмов
к среде обитания. . В содержании программы
«Наш дом — природа» отражены все четыре
компонента, отмеченные в «Концепции общего
экологического образования»: познавательный,
ценностный, нормативный, деятельностный.
В таблице № 1 приводятся примеры характеристик
компонентов содержания в различных блоках
программы. Таблица № 1. Компоненты содержания
в программе «Наш дом - природа»
Компоненты |
Познавательный |
Ценностный |
Нормативный |
Деятельностный |
Блоки
занятий |
Вода
(«Волшебница вода») |
Вода в окружающем
нас мире (водоемы, виды осадков), свойства
воды, состояния воды, элементы круговорота
воды, водные животные и растения, их
приспособленность к водной среде |
Значение воды
в жизни человека и живых организмов,
водоемов как среды обитания живых организмов,
ценность чистой воды |
Правила поведения
во время отдыха на берегах водоемов,
бережное отношение к водным животным
и растениям, выбор мест для купания,
рациональное использование воды в
быту (дома и в детском саду) |
Экскурсия на ближайший
водоем с целью оценки отношения
к нему людей, помощь обитателям водоема
(подкормка птиц), реализация правил
поведения во время экскурсий, совместный
отдых с родителями у водоема,
очистка (фильтрование) воды (помощь реке),
уход за обитателями живого уголка |
Программа
содержит базовый компонент, который
конкретизируется с учетом местных
условий: эколого – географических,
национально – культурных.
Кроме того, отдельные блоки могут включаться
в уже существующие программы экологического
образования дошкольников в качестве
дополнения. Однако наибольший эффект
достигается при систематической работе
с детьми по всем блокам. Игра - ведущая
деятельность ребенка-дошкольника, в том
числе и в экологическом образовании,
что отличает дошкольную ступень от других
ступеней системы непрерывного экологического
образования. Выделены три основных подхода
к игровым методам: создание новых игр
с экологическим (природоохранным) содержанием,
экологизации традиционных игр и адаптация
народных игр. К каждому блоку занятий
программы «Наш дом - природа» создан комплекс
разнообразных игр для дошкольников. Сюжетно-ролевые
игры предполагают наличие природоведческого,
природоохранного или экологического
содержания и существование определенных
правил. В рамках программы разработан
ряд таких игр, которые знакомят детей
с различными природными явлениями, процессами. Работа
с программой рассчитана на творческий
подход воспитателя: он может сам, с учетом
времени, выделенного для занятий, а также
уровня развития детей и своей подготовки,
выбрать определенный объем информации
[18, с.4]. Программа имеет методическое обеспечение
- разработку по созданию развивающей
среды в дошкольном учреждении, рекомендации
по ознакомлению детей с водой, воздухом.
К программе выпущены методические разработки,
представленные в серии книг Н. А. Рыжовой:
«Волшебница-вода», «Невидимые ниточки
природы» и др. Программа «Наш дом природа»
и методические рекомендации к ней используются
работниками дошкольных учреждений в
совместной деятельности с учебно-воспитательными
комплексами, Центрами экологического
образования, центрами и домами творчества,
станциями юных натуралистов, музеями,
отделами экологического образования
заповедников. Ценным аспектом программы
является то, что автор обращает внимание
на отходы, которые в большом количестве
производит человечество и которые составляют
реальную опасность для природы планеты.
От экологической ситуации в регионе,
стране в целом и даже в конкретном доме
во многом зависит наше здоровье. Поэтому
в программе есть темы, связанные с экологически
безопасным поведением детей и взрослых. Важно
помнить и о том, что нельзя перегружать
дошкольников негативной информацией.
Иногда даже в работе с пяти – шестилетними
детьми воспитатели употребляют выражения
«отравленный воздух», «нечем дышать»
и т.п. нельзя формировать у ребят чувство
безысходности, ведь они особенно эмоционально
воспринимают наши слова. Поэтому мы можем
познакомить детей с источниками загрязнения
их непосредственного окружения, помочь
им выбрать места для прогулок и игр, рассказать
о том, как люди пытаются решить проблему
загрязнения воздуха, что может сделать
для этого каждый человек. Если разговор
на эту тему ведется на «детском »языке
и даже с привлечением сказочных героев,
как предполагается в данной программе,
у ребенка не создается мрачного впечатления
об окружающем мире. В тоже время у него
уже проявляется элементарная информация
об экологически безопасном поведении
и формируется положительное отношение
к чистому воздуху, понимание необходимости
его значения и охраны [19, с.32].. Программа
может быть использована дошкольными
учреждениями как общеразвивающего типа,
присмотра и оздоровления так и коррекционного.
Она разработана и апробирована в рамках
научного эксперимента по экологическому
образованию дошкольников на базе учреждений
разного вида. В настоящее время программа
успешно внедрена и получила признание
в ряде регионов России. Итак, обзор программы
экологического образования дошкольников
«Наш дом природа» демонстрирует большую
творческую активность специалистов -
понимание экологических проблем планеты,
необходимости их решения, ценности природы
и жизни на Земле во всех ее проявлениях,
необходимости изменения стратегии и
тактики поведения человечества на планете,
способов его взаимодействия с природой.
А для этого нужно интенсивное экологическое
образование всех людей, начиная с дошкольного
детства.