Формирование экологических представлений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку данная проблема актуальна, это обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование экологических представлений у старших дошкольников». В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме. 2. Разобраться в сущности экологического воспитания. 3.Описать опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава I. Педагогические основы процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сущность экологического воспитания……………………………………5
Характеристика содержания программы экологического воспитания для дошкольников……………………………………………………….....................12
Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….20
Глава II. Опыт формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Роль наблюдения в формировании экологических представлений……..........23
2.2. Роль практических занятий в экологическом воспитании старших дошкольников…………………………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………..35
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая институт 2.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...........3

Глава I. Педагогические основы процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    1. Сущность экологического воспитания……………………………………5
    2. Характеристика содержания программы  экологического воспитания для дошкольников……………………………………………………….....................12
    3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста……………….20

Глава II. Опыт формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Роль наблюдения в формировании экологических представлений……..........23

2.2. Роль практических занятий в экологическом воспитании старших дошкольников…………………………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………..35

      Литература……………………………………………………………………...37

      Приложение……………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение                                                                                   

      Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей  яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.                                                    Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.                        И в настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.              О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.           Столь ранее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире, и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не были внесены в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не воспринимаются, либо воспринимаются с большим трудом и репродуцируются с малым коэффициентом надежности.                                      Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.                  Поскольку данная проблема актуальна, это обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование экологических представлений у старших дошкольников».                                                                                                                        В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи:    1. Изучить литературу по проблеме.       2. Разобраться в сущности экологического воспитания.     3.Описать опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.     
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  экологического воспитания.

      Для дошкольной педагогики экологическое  воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.           В этот период закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.                                                                                                                            Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой.       В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:                                                                                                                               1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;                                            2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.                                                                                       Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования.   В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.        Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства возможно, если:       - дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии отражающие закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой;                                                                                                                                     - будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;           - в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс - содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;             - у воспитателей дошкольников развивается профессиональная экологическая культура, включающая: представления об экологических проблемах планеты, страны, региона проживания, понимание влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и жизнь людей, гражданскую ответственность и практическую готовность к их разрешению [15,с.23].                                                                                                                               В процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка.                                                                                                              Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого – педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно – экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.                                                                                               Экологическое воспитание можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения [15,с.3].                                                                                   Осознанно – правильное отношение к природе строится на: совокупности знаний и активных проявлений ребенка; понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; понимании специфики живого и его самооценки, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека, а так же желании практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоциональном отклике, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания[13, с.3] .                                                                                                                Исходным звеном воспитания осознанно – правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми 5 – 7 лет доказана педагогическими исследованиями Игнаткиной Л.С., Комаровой И.А., Николаевой С.Н., Саморуковой П.Г., Кондратьевой Н.Н., Христовской Т.В., Терентьевой Е.Ф. Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам морфофункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдения, направленное общение, труд в природе, моделирующая деятельность. Критерием сформированности осознанно – правильного отношения к природе, результатом экологической воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.                                                                                                      Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы – той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой содержатся какие – либо животные и которая подвергается озеленению. К зоне природы относятся: групповые уголки природы, специальная комната или холл с объектами природы, зимний сад, теплица, площадка природы, экологическая тропа, озелененные места на участке. При этом не имеет значение, сколько объектов может создать на своей территории детский сад. Важны два условия: наличие таких объектов и их правильное оформление [15,с.4] .         Правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики  методики экологического воспитания детей.            Говоря о специфике методике экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ним, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картинки, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, - рядом с ребенком должны быть сами объекты природы.        Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующие их индивидуальным потребностям размещения в пространстве помещения с учетом степени освещенности места: полив в необходимых количествах: подбор земли нужного состава.     Экологически правильное содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства, оснащение помещений соответствующей атрибутикой из природного материала. Такие условия – наиболее гуманный способ содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В этих условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдение за разными сферами их жизни: питание, передвижение, выращивание потомства и др [15,с.6].                                                                                                                                                                                                                                                                           Следует остановиться на некоторых формах работы экологического воспитания старших дошкольников.       Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой.                                                                                                                                Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод включает: чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.       Особое внимание следует уделять такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляющее – познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе и т.д.        Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры [13,с.7].                                                                Таким образом, именно в период дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.                                                                                                                               Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Очень важно еще в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие - и Красота откроется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Характеристика содержания программы экологического воспитания для дошкольников.

      Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития [4, с. 23].                                            Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.                                                                                              В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.                                            Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.            В настоящее время практически все страны рассматривают раннее образование детей, его качество, содержание и методику работы с дошкольниками с позиций идей устойчивого развития. В последние годы дошкольное образование многих стран мира выстраивается на основе идей образования в интересах устойчивого развития, основой которого является экологическое образование. В программе «Наш дом – природа» нашли отражение все три области устойчивого развития: экология – экономика – социальная сфера (включая культуру).            Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».          Программа нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.       Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.       Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях (особенно в старшем дошкольном возрасте). Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.        Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название (см. Приложение № 2).           Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края [19, с.124].      Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.    Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.      Структура программы «Наш дом — природа». Программа включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным (расширение и усложнение знаний):

  1. Блок занятий «Я и природа»
  2. Блок занятий «Вода»
  3. Блок занятий «Воздух»
  4. Блок занятий «Солнце»
  5. Блок занятий «Камни, песок, глина»
  6. Блок занятий «Почва»
  7. Блок занятий «Растения»
  8. Блок занятий «Животные»
  9. Блок занятий «Лес»
  10. Блок занятий «Человек и природа»  (см. Приложение № 3).    Каждый блок включает две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение) [18, с.125].  .     Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и их связи с окружающей средой.            В целом можно выделить четыре уровня программы.     Первый уровень — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через представление «ребенок — часть природы» (блок «Я и природа»). Педагоги знакомят детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивая по специально разработанным рисункам обычный дом человека и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце, которые все тесно связаны друг с другом и с человеком.   Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух»), затем - с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».   Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»).  Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. На основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе ребенок самостоятельно (под руководством взрослого) формулирует правила поведения в природе, оценивает действия человека (в том числе и собственные) с позиции безопасности для природы и для себя лично.         Каждый блок занятий состоит из комплекса взаимосвязанных тем, отражающих на доступном для дошкольника уровне содержание трех основных направлений экологии — биологической, социальной, прикладной, и реализуется через различные виды деятельности ребенка. Например, изучая блок «Вода», дети знакомятся с водой в природе, свойствами и состояниями воды, водными животными и растениями, необходимостью экономить воду дома, некоторыми причинами и последствиями загрязнения рек, морей, способами их охраны. Все темы связаны друг с другом. Так, тема о свойствах воды связана с темой «Водные животные и растения» и помогает объяснить приспособленность водных организмов к среде обитания.    .     В содержании программы «Наш дом — природа» отражены все четыре компонента, отмеченные в «Концепции общего экологического образования»: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный. В таблице № 1 приводятся примеры характеристик компонентов содержания в различных блоках программы.            Таблица № 1. Компоненты содержания в программе «Наш дом - природа»
Компоненты Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный
Блоки занятий
Вода («Волшебница вода») Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота  воды, водные животные и растения, их приспособленность к водной среде Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды Правила поведения  во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использование воды в  быту (дома и в детском саду) Экскурсия на ближайший  водоем с целью оценки отношения  к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема, очистка (фильтрование) воды (помощь реке), уход за обитателями живого уголка

      Программа содержит базовый компонент, который  конкретизируется с учетом местных  условий: эколого – географических, национально – культурных.     Кроме того, отдельные блоки могут включаться в уже существующие программы экологического образования дошкольников в качестве дополнения. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.              Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, в том числе и в экологическом образовании, что отличает дошкольную ступень от других ступеней системы непрерывного экологического образования. Выделены три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизации традиционных игр и адаптация народных игр. К каждому блоку занятий программы «Наш дом - природа» создан комплекс разнообразных игр для дошкольников. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. В рамках программы разработан ряд таких игр, которые знакомят детей с различными природными явлениями, процессами.       Работа с программой рассчитана на творческий подход воспитателя: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации [18, с.4].  Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.         Программа «Наш дом природа» и методические рекомендации к ней используются работниками дошкольных учреждений в совместной деятельности с учебно-воспитательными комплексами, Центрами экологического образования, центрами и домами творчества, станциями юных натуралистов, музеями, отделами экологического образования заповедников.    Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. От экологической ситуации в регионе, стране в целом и даже в конкретном доме во многом зависит наше здоровье. Поэтому в программе есть темы, связанные с экологически безопасным поведением детей и взрослых.      Важно помнить и о том, что нельзя перегружать дошкольников негативной информацией. Иногда даже в работе с пяти – шестилетними детьми воспитатели употребляют выражения «отравленный воздух», «нечем дышать» и т.п. нельзя формировать у ребят чувство безысходности, ведь они особенно эмоционально воспринимают наши слова. Поэтому мы можем познакомить детей с источниками загрязнения их непосредственного окружения, помочь им выбрать места для прогулок и игр, рассказать о том, как люди пытаются решить проблему загрязнения воздуха, что может сделать для этого каждый человек. Если разговор на эту тему ведется на «детском »языке и даже с привлечением сказочных героев, как предполагается в данной программе, у ребенка не создается мрачного впечатления об окружающем мире. В тоже время у него уже проявляется элементарная информация об экологически безопасном поведении и формируется положительное отношение к чистому воздуху, понимание необходимости его значения и охраны [19, с.32]..        Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного  эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.  Итак, обзор программы экологического образования дошкольников «Наш дом природа» демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. 

Информация о работе Формирование экологических представлений старших дошкольников