Безотходное производство и переработка отходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало- и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Безотходная технология представляет собой такой метод производства продукции, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы - производство - потребление - вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования».

Оглавление

Введение
1. Концепция безотходного производства
1.1 Критерии безотходности
1.2 Принципы безотходных технологий.
1.3 Требования к безотходному производству.
2. Основные направления безотходной и малоотходной технологии
2.1 Энергетика
2.2 Горная промышленность
2.3 Металлургия
2.4 Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность
2.5 Машиностроение
2.6 Бумажная промышленность
3. Переработка и использование отходов
4. Государственная программа «Отходы»
4.1 Общие положения
4.2 Информационное обеспечение
4.3 Научно-методическое обеспечение системы
4.4 Научно-техническое обеспечение
4.5 Совершенствование системы управления отходами
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная по Природопользованию.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

   Однако отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею, а  также координации  деятельности  указанных  банков   снижает   их   информационную ценность, приводит к дублированию информационных документов и  не  позволяет обеспечить полное информационное обслуживание.

   В целях повышения эффективности информационного обеспечения  программы должны быть разработаны  система  единого  государственного  информационного банка «Отходы» и ее структура, включающая создание информационных систем  на уровне  предприятия,  региона,  отрасли  и  Российской  Федерации  в  целом.

Информационный банк  должен  содержать  сведения  об  отходах,  технологиях, оборудовании  и  эффективности  переработки,  сведения  об  отечественном  и зарубежном научно-техническом потенциале, о проводимых и внедренных  НИР и ОКР, о конъюнктуре отечественного и зарубежного  рынка  вторичного  сырья  и пр.

   Создание единой информационной системы предполагается осуществлять  по следующим основным направлениям:  научно-методическое  обеспечение  системы, формирование   специализированных    банков    и    справочно-информационное обеспечение потребителей.

 

4.3 Научно-методическое обеспечение системы

   Заключается  в  разработке  документов,  определяющих  организационно-функциональную  структуру  системы,  основные  принципы  и  направления   ее развития,  а   также   комплекса   нормативно-технических   и   методических документов,  обеспечивающих   техническую   и   языковую   совместимость   и взаимодействие подсистем.

   В состав специализированных банков должны входить:

1) банк сведений  по  полигонам,  хранилищам,  отвалам  и  другим  местам хранения и захоронения отходов;

2) банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;

3) банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;

4) банк патентно-информационных документов;

5) банк сведений об отечественных и  зарубежных  фирмах,  предприятиях и организациях,  занятых  вопросами  сбора,  переработки  и   реализации отходов;

6) банк сведений о конъюнктуре  отечественного  и  международного  рынков отходов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 Научно-техническое обеспечение

   В настоящее  время  в  Российской  Федерации  научные  исследования  и

разработки в области  удаления отходов,  осуществляются  практически во  всех отраслях  народного  хозяйства,  на  региональном уровне. На   отдельных предприятиях, в созданных в  последние  годы  ассоциациях  и  т.  п.  Однако разрабатываемые  ими  проекты  касаются,  как  правило,  только  тех   видов отходов, переработка которых оправдывает себя с экономической точки зрения.

   При наличии множества выполненных НИР  и  ОКР  значительная  их  часть остается нереализованной из-за отсутствия материальных и финансовых  средств на развитие производственных мощностей по переработке  отходов.  К  тому  же отраслевой подход к переработке многих видов  многокомпонентных  отходов  не позволяет осуществить их комплексную переработку.

   Учитывая, что научно-технический прогресс является одним из  важнейших путей успешной реализации  программы,  необходимо  предусмотреть  выполнение следующих мероприятий: Создание единого координирующего органа, по  формированию  технической политики в области удаления отходов; Определение  видов  отходов,  имеющих  большое  значение  в  качестве сырьевых ресурсов, а также отходов, вызывающих наибольшее  загрязнение окружающей среды и обеспечение научных исследований в  направлении  их использования и размещения; Обеспечение материально-технической базы  научных  и  производственных организаций и предприятий, деятельность которых  связана  с  удалением отходов;

Определение  источников  финансирования   научных   исследований   из

федерального  и  регионального  бюджетов,  а  также  из  экологических фондов, привлечение  средств  отечественных  коммерческих  структур  и

зарубежных инвестиций и  других источников. При этом  следует  иметь  в виду, что должны финансироваться  не  только  проекты  по  переработке

отходов, но и проекты, предотвращающие  образование отходов;

4.5 Совершенствование системы управления отходами

   В  условиях  радикальной  экономической  реформы  в   России   вопросы

использования  отходов  по  существу  выпали  из   сферы   централизованного государственного  управления.  Разработка  программы  «Отходы»   потребовала формирования  структуры  и  определения  функций  управления  и  координации деятельности в области  образования,  использования  и  размещения  отходов.

   Это, в свою очередь, вызвало необходимость создания в Минприроды России  или при нем специального подразделения  (управления),  которое  осуществляло  бы государственную политику в  области  отходов.  Аналогичная  задача  стоит  и перед территориальными комитетами по экологии и природным ресурсам.

   Поскольку проблема отходов масштабна, то в ее решении должны принимать участие и другие государственные  органы  управления:  Минэкономики  России, Минфин  России,  отраслевые  министерства,  Минздравмедпром  России  и   его территориальные департаменты, а также санитарные службы,  Госкомстат  России с подразделениями на местах и Госстандарт России.

   Важную  роль  в  решении  поставленных  задач  должны  играть   органы

законодательной и  исполнительной  власти  республик  в  составе  Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов.

   При разработке системы государственного  управления  отходами  следует исходить из того,  что  объектами  управления  являются  как  все  источники образования отходов, так и их потребители, а управляющее воздействие  должно осуществляться по трем стратегическим направлениям:

1) создание условий для  снижения количества отходов;

2) обеспечение роста объемов  использования отходов;

3)  создание  экологически  безопасных  условий  хранения  и  захоронения

отходов.

  

Заключение

   Современное экологическое состояние территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды.  Спад производства  не  повлек  аналогичного  снижения  загрязнений,  поскольку  в экономически  кризисных  условиях   предприятия   стали   экономить   и   на природоохранных затратах. Разрабатываемые с начала  перестройки  и  частично реализуемые  экологические  государственные  и  региональные  программы не способствуют улучшению в целом экологической обстановки, и  с  каждым  годом на территории России все больше  регионов,  городов  и  поселков  становятся опасными для проживания населения.

   В Российской Федерации за последние несколько десятилетий  в  условиях ускоренной  индустриализации  и  химизации  производства  подчас  внедрялись экологически грязные технологии. При этом  недостаточно  внимания  уделялось условиям, в которых будет жить  человек,  т.  е.  каким  воздухом  он  будет дышать, какую воду он будет пить, чем он  будет  питаться,  на  какой  земле жить. Однако эта проблема беспокоит не только россиян, она актуальна  и  для населения других стран мира.

   Человечеству необходимо осознать, что ухудшение состояния  окружающей среды является большей угрозой для нашего будущего,  чем  военная  агрессия; что за ближайшие несколько десятилетий человечество  способно  ликвидировать нищету и голод, избавиться  от  социальных  пороков,  возродить  культуру  и восстановить  памятники  архитектуры  лишь  бы  были  деньги,  а   возродить разрушенную  природу  деньгами  невозможно.  Потребуются  столетия,   чтобы приостановить   ее   дальнейшее   разрушение   и   отодвинуть    приближение экологической катастрофы в мире.

   В  данной  работе  рассмотрены  принципы  внедрения   малоотходных   и

безотходных технологий, как  наиболее  перспективные  направления  бережного природопользования и сохранения окружающей среды.

Список используемой литературы

 

 

   1. Федеральный закон  Р.Ф., «Об отходах производства и потребления».

   2. Закон Р.Ф., «Об охране окружающей природной среды».

   3. Виноградова Н.Ф., «Природопользование», - М., 1994.

   4. Кикава О.Ш. и др. «Строительные материалы из отходов производства»    

       - «Экология и промышленность России», - М., 1997.

   5. Протасов В.Ф., Молчанов  А.В. «Экология, здоровье и 

       Природопользование в России» - М., «Финансы и статистика», 1995.                                                           

   6. Боголюбова С.А., «Экология» - М., «Знание», 1997.

 


Информация о работе Безотходное производство и переработка отходов