Занятость населения и особенности рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения. Объектом исследования послужил современный российский рынок труда.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Рынок труда, его понятие, структура и механизмы функционирования. 3

1.1. Понятие и структура рынка труда 3

1.2. Механизмы функционирования рынка труда 9

Глава 2. Занятость населения и особенности рынка труда в россии. 12

2.1. Занятость и безработица 12

2.2. Государственная политика в области содействия занятости населения……………………..…………………………………………………....17

2.3. Особенности рынка труда в современной России. 20

Заключение 25

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Рынок труда и занятость.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

       Поэтому схема разработки государственной политики на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости  к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные целевые установки  для политики на рынке труда и содействия занятости.

     В условиях кризиса правительство  вынуждено было переходить к антикризисным  мерам. В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.2

     Меры  по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году: 2

    • субординированные кредиты;
    • рекапитализация и другие меры прямой поддержки;
    • рекапитализация Агентства по страхованию вкладов;
    • рекапитализация банков;
    • рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

     Меры  по поддержке реальной экономики, реализованные  в 2008 году:2

    • меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей;
    • снижение налогового бремени;
    • поддержка отраслей;
    • меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению;
    • приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения.

     В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные  меры, направленные на решение самой  неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России.В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

     The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество3: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.»

     Во  избежание резкого спада в  реальном секторе экономики(в силу неблагоприятных внешних условий  и внутренней нестабильности) и связанных  с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие  меры со стороны государства.

     В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и  замедления темпов экономического роста  при одновременном достаточно высоком  уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной  стороны, это снижение уровня жизни  граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции. 
Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.4 

     2.3. Особенности рынка труда в современной России

     Рынок труда в России на протяжении последних  лет стабильно рос вместе с  ростом экономики. Повышались зарплаты специалистов и менеджеров, учителей, врачей, военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что  сказалось на потреблении, не малая  доля которого пришлась на покупки  в кредит - покупались квартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породил  рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все.

     Если  еще полгода назад спрос на многие специальности на российском рынке труда многократно превышал предложение, и предприятия были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных  и квалифицированных специалистов, то 2009 год расставит все на свои места.

     Если  в первой половине 2008 года зарплаты топ-менеджеров часто превышали 3-4 миллиона долларов США, то уже осенью эти цифры  существенно уменьшились. Рынок  труда диктует свои законы не только “топам”. Снижаются зарплаты у менеджеров среднего звена и специалистов.5

     Традиционно в периоды кризисов, рынок труда  России, в отличие от западных стран, демонстрирует интересную особенность. Вместо повсеместного сокращения персонала, российские компании сокращают заработные платы сотрудников. Таким образом, удается сохранить рабочие места и специалистов, а также избежать серьезных потрясений в социальной сфере.

     Тем не менее, с ноября 2008 года в России уволено по сокращению штатов 53 000 человек (данные вице-премьера России Александра Жукова). Эти данные получены в результате мониторинга, в котором участвует 10 000 предприятий. Реальное число пострадавших от кризиса, конечно, намного больше, ведь более 90% работников уходят “по соглашению сторон”. Тенденция к увеличению числа безработных сохраняется. По данным Pynes Group, сильнее всего пострадали работники финансовой, страховой и строительной отрасли: сокращения уже осуществили 46% компаний. В целом же в декабре 32% российских компаний сократили персонал.

     2010 – это год осмысления кризиса  и поиска различных способов  выхода из него. Самый сильный  пик кризиса пришелся на 2009 года, а сейчас пришло время извлекать  уроки.  Новых вакансий и резюме  в этом году появляется больше, чем в прошлом – рынок оживает,  люди не боятся менять работу  в поисках лучших условии. Конечно,  общая ситуация за январь-март  не так впечатляет, как показатели  начала 2008 года, но в целом тенденции  положительные. С каждым месяцем  рост новых вакансий + 3-5%. 6

     Согласно  прогнозу Международной организации  труда (МОТ), уровень безработицы  в странах Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ), не являющихся членами  Европейского союза, а также СНГ, в 2010 году может снизиться на 0,2 процентного  пункта - до 10,1% с 10,3%. Число безработных  в странах ЦВЕ и СНГ предположительно снизится до 18,1 миллиона человек в 2010 году с 18,3 миллиона человек в 2009 году. Таким образом, как полагают эксперты, уже в наступившем году около 200 тысяч человек получат шанс устроиться на работу.

     В тоже время, эксперты МОТ прогнозируют, что в странах с развитой экономикой и странах Евросоюза число  безработных может даже увеличиться  еще на несколько миллионов человек. В других регионах безработица незначительно  сократится или останется на прежнем  уровне, считают эксперты МОТ.

     "Сегодняшняя  мировая экономика начинает выходить  из рецессии, и, как следствие,  ситуация с безработицей будет  улучшаться. Несомненно, легкое увеличение  безработицы в 2010 году будет  наблюдаться в странах Евросоюза,  но не такими темпами, как  в прошлом году (более умеренными). Что касается стран, не являющихся членами ЕС, то безработица вряд ли резко пойдет на убыль", - сказал Зибарев, комментируя данные МОТ.

     Многие  эксперты и чиновники связывали  рост безработицы в РФ в конце 2009 года с сезонным фактором. Однако, по данным Минздравсоцразвития РФ, за последнюю неделю с 13 по 20 января безработица в России снизилась  более чем на 1,5%. "Сезонный фактор, несомненно, влияет на уровень безработицы, и пик роста обязательно будет  преодолен. Очередной всплеск сезонной безработицы следует ожидать  в конце весны - начале лета", - считает специалист.

     Однако, по словам эксперта НИИ труда и  социального страхования, всплеска увольнений, который предрекал Международный  валютный фонд (МВФ) в конце 2009 года, ожидать, все-таки, не стоит. "Связано  это с тем, что президентом  России поставлен курс на модернизацию экономики. Есть надежда, что в нашей  стране начнут появляться инновационные  предприятия с конкурентоспособной  продукцией, что позволит создать  новые рабочие места в инновационном  секторе", - сказал Зибарев.

     По  данным опроса компании HeadHunter, в котором  приняли участие 9043 человека, 46% российских офисных работников планирует сменить  место работы в 2010 году. Еще 30% скорее склоняются к подобному варианту, нежели приняли твердое решение. Остаться на нынешнем рабочем месте  планируют только 6% респондентов, в  то время как 11% еще не определились в своем выборе.

     4 октября стартовала Всероссийская перепись населения, которая имеет важнейшее значение для формирования и реализации государственной политики – в том числе и в области содействия занятости населения.

     «Мы получим более  объективную картину  того, по каким причинам увольняют людей, какие это сферы  деятельности и так  далее. Безусловно, эти  данные мы будем учитывать  при формировании направлений программ на рынке труда», – сообщила Министр здравоохранения и социального развития  Татьяна Голикова.

     Информация, полученная от респондентов по вопросу  поиска работы, будет использована при определении фактического уровня безработицы и получения характеристик  безработных по различным признакам. Сведения будут использованы при  анализе социально-экономической  ситуации, оценке рынка труда в  последующие годы, расчете численности  экономически активного и экономически неактивного населения, уточнении  действующих и разработке новых  социальных программ.

     Данные  о численности наемных работников, работодателей (собственников предприятий  и организаций), людей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, позволят подготовить  прогноз состояния рынка труда  с учетом ожидаемых изменений  в социально-экономическом развитии.

     Сведения  по материалам переписи об уровне образования  как занятых, так и незанятых  граждан, позволят сделать выводы о  качественном составе рабочей силы и выработать меры по вовлечению в  обучение или трудовую деятельность молодежи и других категорий граждан.

     Планируется также исследовать направления  передвижений людей в связи со сменой места жительства, что позволит изучить тенденции размещения трудовых сил и выработать соответствующую  миграционную политику.

     Полученные  по итогам переписи данные о численности  тех, кто  работает не на территории проживания, позволят провести анализ регулярной трудовой миграции по конкретным регионам России. Такой анализ в сочетании с данными о профессиях, уровне образования и возрасте работающих может помочь местному самоуправлению и заинтересованным организациям региона планировать создание новых или расширение действующих предприятий и организаций. 

 

     Заключение 

     Очевидно, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

     В кризисные периоды рынок труда в России имеет свои традиционные особенности. Вместо тотального сокращения "всего живого" российские работодатели урезают заработные платы сотрудникам, а также всевозможные бонусы и соц. пакеты, стараясь при этом сохранить как можно больше рабочих мест и  удержать команду эффективных специалистов.

     Общее настроение на рынке труда в первой половине 2010 года можно охарактеризовать как сдержанный оптимизм. Наступила  относительная стабилизация. Всем хочется  верить, что худшее – позади. Однако решительно увеличивать штаты компаний бизнесмены не спешат. И хотя ожидается, что предприятия ряда отраслей (таких как финансы, торговля, ресторанный бизнес) начнут расширять штаты, многие должности по-прежнему оплачиваются на уровне 70% по отношению к показателям середины 2008 года.

Информация о работе Занятость населения и особенности рынка труда в России