Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения. Объектом исследования послужил современный российский рынок труда.
Введение 2
Глава 1. Рынок труда, его понятие, структура и механизмы функционирования. 3
1.1. Понятие и структура рынка труда 3
1.2. Механизмы функционирования рынка труда 9
Глава 2. Занятость населения и особенности рынка труда в россии. 12
2.1. Занятость и безработица 12
2.2. Государственная политика в области содействия занятости населения……………………..…………………………………………………....17
2.3. Особенности рынка труда в современной России. 20
Заключение 25
Список использованной литературы
Четвертый
компонент - рыночная
инфраструктура - представляет собой
совокупность институтов содействия занятости,
профессиональной подготовки и переподготовки
кадров, профессиональной ориентации
трудоспособного населения. В нее входит
целая сеть фондов занятости, бирж труда
(центров занятости), центров подготовки
и переподготовки рабочей силы и др.
Фонды занятости
являются организацией, аккумулирующей
страховые взносы работодателей (а во
многих странах и страховых взносов с
заработка работающих) и занятых индивидуально-трудовой
деятельностью, ассигнования бюджета,
добровольные взносы предприятий и граждан.
Государственные
и частные службы занятости осуществляют
содействие гражданам в трудоустройстве.
Государственная служба занятости является
основным элементом инфраструктуры рынка
труда.
Наряду с ней в
России существует около 200 негосударственных
структур занятости. Среди них такие довольно
известные службы занятости, как «Триза»,
биржа труда молодежи, Центр занятости
женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.
Частные службы оказывают платные услуги.
Вместе с тем, следует отметить, что Международная
организация труда выступает против платности
предоставляемых службами занятости услуг
безработным.
Центры подготовки и переподготовки рабочей
силы осуществляют переподготовку, переквалификацию
работников, обеспечивают повышение ее
конкурентоспособности, оказывают помощь
безработным в поиске работы.
Наконец,
пятый компонент - альтернативные
виды деятельности. К ним можно отнести
общественные работы (оплачиваемые), надомный
труд, работы по контракту на определенный
срок (выполнение определенного заказа),
работа в фирмах временной занятости,
трудоустройство несовершеннолетних
граждан на временную работу и др.виды
гибкой занятости.
В отличие от традиционных
систем организации труда, регулируемых
коллективными договорами, гибкие виды
занятости регулируются контрактами.
1.2.
Механизмы функционирования
В основе функционирования рынка труда, как и рынков других производственных факторов, лежат те же принципы, что и в основе действия механизма рынка потребительских товаров и услуг. Анализ спроса и предложения является основным методом изучения и тех, и других. Однако функционирование рынка труда имеет свои особенности. Они связаны с характером воспроизводства и особенностями товара рабочая сила.
Первая.
Неотделимость права собственности на
товар - рабочую силу от его владельца.
На рынке труда покупатель (работодатель)
приобретает только право использования
и частичного распоряжения способностями
к труду – рабочей силой (функционирующей)
в течение определенного времени. Вместе
с тем наниматель покупает не просто рабочую
силу, как один из многих товаров, а имеет
дело с человеком, обладающим определенными
правами как свободная личность, которые
покупатель не должен нарушать, если не
хочет понести юридическую ответственность
и экономические потери.
Вторая.
При покупке товара рабочая сила взаимодействие
продавца (наемного работника) и покупателя
(нанимателя) длится гораздо дольше, чем
при покупке, скажем, продовольственных
товаров. Это длительное взаимодействие
откладывает свой отпечаток на их взаимоотношения,
играющие важную роль в жизнеспособности
фирмы. Работник как личность может сам
контролировать качество своей работы,
трудиться с разной отдачей, проявлять
разную степень лояльности по отношению
к фирме. Это обязательно должен учитывать
наниматель, управляя производством.
Третья.
Наличие большого числа институциональных
структур особого рода (разветвленной
системы законодательства, социально-экономических
программ, служб занятости, профессиональных
союзов, объединений работодателей и т.д.)
тоже порождает своеобразие отношений
между субъектами рынка труда. Это вызывает
необходимость более детальной регламентации
различных сторон их деятельности.
Четвертая. Различный профессионально-
Пятая.
Наличие своеобразия в обмене рабочей
силы по сравнению с обменом вещного товара.
Процесс обмена рабочей силы, по сравнению
с обменом вещного товара, тоже весьма
своеобразен. Он начинается в сфере обращения
товара рабочая сила передачей права пользования
способностью к труду покупателю, что
фиксируется в контракте или коллективном
договоре. Дальше он продолжается в сфере
производства в форме обмена функционирующей
рабочей силы – действительного труда
на номинальную заработную плату и заканчивается
в сфере обращения жизненных благ, т.е.
на рынке товаров и услуг, фактом обмена
номинальной заработной платы на жизненные
средства. Тогда как обмен вещного товара
начинается и заканчивается в сфере обращения
вещного товара.
Из пятой особенности
вытекают два следствия: 1) рынок труда
связывает между собой различные рынки;
2) реальная оплата труда осуществляется
в соответствии с конечными результатами,
в соответствии с ценой реализованной
продукции, созданной данным трудом. Последнее
обстоятельство ставит спрос на рабочую
силу в зависимость от спроса на конечные
товары и услуги. Он как бы порождается
последним, а потому называется производным
(как, впрочем, и спрос на другие производственные
факторы).
Шестая.
Для работника играют важную роль неденежные
аспекты сделки, а именно:
– содержание и условия труда;
– гарантии сохранения рабочего места;
– перспективы продвижения по службе
и перспективы профессионального роста;
– микроклимат в коллективе и т.д.
Глава 2. Занятость населения и особенности рынка труда в современной России
2.1. Занятость и безработица
Занятость
является одной из существенных характеристик
экономики, благосостояния народа. Уровень
занятости представляет собой важнейший
макроэкономический показатель. Но занятость
не чисто экономическое явление.
Она обусловлена
Как экономическая категория, занятость
представляет собой совокупность отношений
по поводу участия населения в трудовой
деятельности, выражающая меру его включения
в труд, степень удовлетворения общественных
потребностей в работниках и личных потребностей,
интересов в оплачиваемых рабочих местах,
в получении дохода. С этих позиций занятость
выступает как важнейшая характеристика
рынка труда.
В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется более широко, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально-экономическое содержание.
Общественно полезной деятельностью занято трудоспособное население:
Классификация занятого населения:
Схема
1. Составлена автором
В
соответствии с Международным
1) наемные работники;
2) работодатели;
3) лица, работающие за свой счет;
4) члены производственных кооперативов;
5) помогающие члены семьи;
6) работники, не классифицируемые по статусу.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Безработица
– это такое социально-экономическое
явление, когда часть экономически активного
населения не может применить свою рабочую
силу.
В соответствии с положением Международной
организации труда (МОТ) безработным признается
человек, не имеющий занятия, приносящего
доход, готовый работать и последние четыре
недели ищущий работу.
В зависимости от причин, вызвавших безработицу, она разделяется на фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица – это временное отсутствие занятости в период перехода работника с одного предприятия на другое. В этом случае речь не идет о превышении совокупного предложения труда над совокупным спросом на него. Знания и навыки работников, находящихся в положении фрикционных безработных, отвечают запросам производства, работодателей, а безработица обусловлена лишь поиском лучшего места их приложения по инициативе самих работников.
Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности. Она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и, в конечном счете, в структуре спроса на определенные виды конкретного труда. Структурная безработица в стабильной или растущей экономике, как правило, сопровождается образованием рабочих мест в других или новых отраслях экономики. Однако структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки.
Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще. Она обусловлена общим спадом производства товаров и услуг. Считается, что она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары, услуги и уменьшаются совокупные расходы.
Иногда выделяется еще и технологическая безработица, обусловленная технологическими нововведениями, которые делают экономически выгодным сокращение рабочих мест, вызывают изменение структуры спроса на труд. Она сродни структурной безработице и может возникать при замедлении или отсутствии экономического роста.
По характеру проявления различают также частичную занятость, или скрытую безработицу. Она особенно актуальна для рынка труда нашей страны. Контингент этой категории безработицы составляют наемные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время, а также работающие с интенсивностью труда меньшей, чем прежняя, или расцениваемая в условиях стабильно растущей экономики как общественно нормальная.
Безработица, как правило, измеряется не по отдельным ее видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она может измеряться таким показателем, как уровень (норма) безработицы. Уровень безработицы исчисляется как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах.
Он может рассчитываться как
по методологии МОТ, так и в
соответствии со специальными законодательными
нормами государства. Подсчет безработных
по методу МОТ предполагает периодическое
выборочное обследование, опрос населения
каким-либо государственным органом, исключая
службы занятости. В нашей стране эту работу
проводит Государственный Комитет по
статистике. Иначе определяется уровень
безработицы государственными службами
занятости. В соответствии с действующим
Законом «О занятости населения в РФ»
безработными признаются трудоспособные
граждане, не имеющие работы и заработка,
ищущие работу, готовые приступить к ней
и в установленном порядке зарегистрированные
в органах службы занятости. Таким образом,
подсчитывается численность так называемых
официальных безработных.
В настоящее время не существует устоявшейся методики подсчета уровня скрытой безработицы. Поэтому государственными органами он не исчисляется. Однако некоторые косвенные данные позволяют судить о величине этого вида безработицы.
При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным да и не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из этого и определяется величина естественной нормы безработицы. Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. При достижении такого уровня безработицы состояние рынка труда оценивается как сбалансированное, равновесное.
Сбалансированным
рынок труда называется в том
случае, если на нем количество вакантных
рабочих мест приблизительно совпадает
с количеством безработных. Подобное
состояние рынка труда еще не означает
достижения профессионально-
Безработица тесно связана с изменениями в других областях экономической динамики. Американский экономист Артур Оукен на основании ряда исследований пришел к мнению, что уровень безработицы находится в определенной числовой зависимости от движения валового национального продукта (ВНП). Согласно закону Оукена прирост ВВП на 2,7% удерживает уровень безработицы неизменным; прирост ВВП на каждые дополнительные два процента снижает уровень безработицы на один процентный пункт; каждое дополнительное сокращение прироста ВВП, относительно указанной величины на два процента, наоборот, повышает безработицу на один процентный пункт.
В выражении закона Оукена используются реальные величины. Циклическая безработица определяется как разность между фактической и естественной безработицей.
Закон Оукена:
где Y – реальн. ВВП; Y* - потенц. ВВП; - коэффициент Оукена, равный 2,7%; - уровень циклической безработицы.
Среди
характеристик безработицы
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.
2.2. Государственная политика в области содействия занятости населения
Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.
Государственная
политика занятости, степень ее
реалистичности и регулирующего
влияния на сферу занятости и
рынок труда и программы содействия
занятости зависят от учета двух
исходных положений: направленности общей
стратегии занятости и
Информация о работе Занятость населения и особенности рынка труда в России