Занятость и безработица: содержание и государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Безработица является важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность. Явление безработицы не однозначно. С одной стороны она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием. Однако, с другой стороны, из-за безработицы растет социальная напряженность, снижается объем производства, благосостояние населения не увеличивается, а скорее, ухудшается. К тому же это ведет к дополнительным непроизводительным расходам для всего общества. Следует заметить, что те, кто прошли через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Также психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1:Сущность, виды и последствия безработицы………………………6
Глава 2:Государственная политика занятости……………………………….23
Глава 3:Безработица в РФ………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….39
Приложение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экт.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

2.Государственная политика занятости

2.1Необходимость  проведения.

Политика  занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти. [6] Политика занятости решает и кратко - и долгосрочные задачи. Среди краткосрочных задач - смягчение или нейтрализация негативных последствий для занятости циклических спадов промышленного производства, его структурной и технологической перестройки и т. п. Среди долгосрочных — установление благоприятных для общественного развития соотношения между отраслевыми, профессиональными, квалификационными категориями трудящихся, поддержание оптимального для экономических, политических и социальных потребностей общества уровня использования трудового потенциала, приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы, позитивное приспособление занятых к экономическим преобразованиям и т. п. Непосредственно воздействуя на решение подобных задач, политика занятости выходит на социально-экономические проблемы производства, обусловленные его человеческим фактором.

Совершенствование основных параметров рабочей силы, повышение ее качества должны происходить  параллельно техническому прогрессу, если не с опережением. В обеспечении  хотя бы относительного равновесия между ними немаловажное значение принадлежит и политике занятости. Чтобы быть эффективной, она согласуется со стадией и уровнем экономического развития, а также с другими социальными и экономическими направлениями комплекса общественного регулирования.

Установление  оптимальной величины и структуры  занятости является функцией не только и даже не столько общественного  регулирования. Решающую роль здесь  играют развитие экономики и научно-технического прогресса, демографические тенденции, миграция населения и т. п. Такое положение особенно характерно для рыночных условий, а также условий переходного периода в той степени, в какой они приближаются к рыночным.

Но и  общественное регулирование может  влиять на этот в целом стихийный  процесс. Оно в состоянии управлять занятостью постольку, поскольку обладает рычагами воздействия на ее детерминанты. Оно в состоянии устанавливать определенные пределы колебаниям занятости, сводя до минимума неизбежные негативные проявления таких колебаний и их разрушительные последствия для социальной жизни.

Неадекватное  состояние занятости чревато  существенными издержками, как для всего общества, так и для многих его трудоспособных членов. К числу таких издержек, прежде всего, относится потенциальная угроза крупномасштабной или массовой безработицы, которая значительно превышает границы, допустимые с точки зрения интересов общества. Превратится ли подобная угроза в реальность, — это зависит и от эффективности регулирования занятости. В переходный период проблемы предотвращения массовой безработицы, трудоустройства безработных, их материальной поддержки и т. п. занимают приоритетное место в политике занятости. Так как на практике решение таких проблем трудно оторвать от социального страхования безработных, политика занятости осуществляется в сочетании с прямой социальной помощью лицам, потерявшим работу прежде всего по экономическим причинам и испытывающим трудности с трудоустройством.

И экономическая  политика правительства и деятельность предприятий, направленные на поддержание  занятости, во многом способствуют предотвращению массовых увольнений, тормозят сокращение занятости. Но при этом в жертву приносится экономическая эффективность.

Общественная  помощь безработным принимает разнообразные  пассивные и активные формы. Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:

  • совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
  • мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
  • обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
  • активный поиск и подбор рабочих мест;
  • финансирование создания новых рабочих мест;
  • организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

Внешне  оба этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может  оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

2.2 Основные направления  политики занятости

В основу политики занятости положено регулирование  рынка труда. Такое регулирование  осуществляется с помощью целого комплекса экономических, законодательных, организационных и административных мер, направленных на достижение полной занятости в сочетании с высокой эффективностью производства.

Главным методом государственной политики занятости выступают программы  уменьшения безработицы.

Они включают в себя следующие меры:

  • стимулирование роста занятости;
  • увеличение числа рабочих мест в государственном секторе экономики;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • оказание содействия найму рабочей силы.

Государство также проводит социальное страхование  безработицы, то есть выплачивает пособия потерявшим работу не по своей воле. Основные условия получения такого пособия, продолжительность выплат и их абсолютные размеры в разных странах существенно варьируют.

Многообразные функции по регулированию занятости  осуществляют биржи труда - учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных, которые:

  • регистрируют безработных, если данные лица соответствуют законодательно установленному статусу "безработного",
  • производят учет и регистрацию вакантных мест на предприятиях разных форм собственности,
  • занимаются трудоустройством желающих получить работу,
  • изучают спрос на труд и его предложение,
  • предоставляют информацию по трудоустройству всем желающим,
  • осуществляют выплату пособий по безработице.

Помимо  прямого воздействия на рынок  труда, государство использует и  косвенные методы, в том числе  налоговую, денежно-кредитную и амортизационную  политику.

По данным МОТ, в ряде стран удельный вес  безработных, не имевших работу более одного года превышал половину всех безработных.

У безработных, не имеющих работы в течении длительного  периода времени, свои специфические  проблемы при поисках работы. они  потеряли привычку работать и мотивацию  к работе, у них нет послужного списка выполняемой работы, они потеряли интерес для нанимателей. Как правило, их образовательный уровень и квалификация невелики.

Чем более  длительное время безработные ищут работу, тем сильнее они теряют свои профессиональные навыки и квалификацию и тем менее привлекательными они являются для нанимателя. Это их деморализует, и они не так энергично ищут работу, если вообще не перестают ее искать. Характерно, что если даже сокращается общее число безработных, количество лиц, не работающих длительное время почти не сокращается.

Для того чтобы стимулировать безработных  с длительными периодами безработицы  к активным поискам работы, принимается  ряд мер. Например, действует закон о содействии занятости, который предусматривает оказание помощи во временной занятости для безработных не работающих длительное время. Сюда относятся пожилые люди, инвалиды и другие люди, испытывающие затруднения при устройстве на работу. Предоставляемые работы рассчитаны на один год, но могут быть и продолжены. Предусматривается также финансовая помощь безработным для поисков работы в других районах, а также транспортных субсидий.

В Дании  с безработными, не имеющими работы более 6 месяцев, проводятся собеседование  и в бюро по занятости составляется индивидуальный план поисков работы и подготовки к ней. Через 12 месяцев, в случае неуспеха, собеседование повторяется. Безработному предлагают временную работу с двумя альтернативами.

1.Работу  в течении 9 месяцев у предпринимателя в частном секторе. Предприниматель получает субсидию на заработную плату этих работников от государства в размере 50 % выплачиваемой заработной платы.

2.Работу  в течение 7 месяцев в государственном секторе.

Проработав  определенное время на временной  работе, безработным легче получить постоянную работу. 80 % из них устраиваются на работу в частном секторе, 50 % - в государственном.

Те, кто  не получил работу вышеперечисленными способами, имеют выбор:

-получать  пособие в течение двух последующих  лет во время профподготовки  по специальности, которую они  сами выбрали (так решают эту проблему 10 % людей, не работающих длительное время);

-получать  доплату к пособию в размере  50 % этого пособия в течение  трех с половиной лет для  того, чтобы организовать свой  собственный бизнес (так решают  проблемы с трудоустройством  еще 5 % безработных).

В Швеции безработные, желающие организовать свой собственный бизнес, могут получить финансовую помощь. Субсидии выплачиваются лицам от 20 лет и старше, зарегистрированным как безработные и не имеющим возможность найти подходящую работу. Начальные субсидии предоставляются на 6 месяцев. Величина субсидий равна сумме ежедневных пособий по безработице за установленный период или единовременной помощи.

В Великобритании действует программа оказания помощи безработным, желающим начать свой собственный бизнес. Обращающиеся за помощью должны быть безработными в течении 13 недель и более, получать основные и дополнительные пособия по безработице. Они должны иметь также документы о том, что располагают суммой не менее 1000 ф. стерлингов для вложения в бизнес.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Безработица в РФ

Ситуация  с безработицей в России в последние  годы носит нестабильный характер. С начала 90-ых годов страна пережила ни один сложный период - экономика  то шла на спад, то становилась послекризисной, то снова появлялись провалы и все это, безусловно, отражалось в социальной сфере. См. прил. 3. 1. Более менее понятной ситуация в стране стала после 2003 года, когда наметилась положительная тенденция в социально-экономическом секторе. Однако вторая половина 2008 года была ознаменована новой кризисной волной, названной «мировым финансовым кризисом», что, естественно, нашло свое отражение на рынке труда. См. прил. 3.2. Начиная с осени прошлого года, начались массовые сокращения работников, причем во всех сферах экономики. Соответственно, уровень безработицы резко увеличился в несколько раз, и такая тенденция сохраняется на протяжении нескольких месяцев.

На сегодняшний  день, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составляет 75,1 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 69,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). См. прил. 3.3

Информация о работе Занятость и безработица: содержание и государственное регулирование