Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.  
   Для достижения поставленной  цели необходимо решить ряд  задач:
определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
проследить историю создания  ВТО;
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            4
                             
Глава 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ                                                                                                    7                                                                                  
 
Понятие, цели и принципы ВТО                                                                     7                     
История создания ВТО                                                                                   12
Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса
России и  ВТО на современном этапе                                                            15 
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО                19 
2.1 Проблема паритетности  условий вступления секторов  российской 
      российской экономики в ВТО                                                                       19
2.2 Правовые проблемы  присоединения России к ВТО                                   22
2.3 Социально  – экономические последствия  вступления России в ВТО      25
2.4 Кадровые и  информационные проблемы при  вступлении России в
      ВТО       29 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    32 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.
   
Важно отметить то, что потребуется не 
просто привести региональное законодательство 
в соответствие, но и сориентировать органы 
исполнительной и законодательной власти 
по недопущению действий и принятию актов 
противоречащих обязательствам России 
перед ВТО. 
2.3 Социально 
– экономические последствия 
вступления России в ВТО 
Анализируя проблемы, связанные с вступлением России в ВТО на уровне финансового сектора российской экономики, необходимо затронуть проблемы банковской сферы. Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила о том, что ею уже подготовлена программа «банкизации всей страны» под названием «Национальная банковская система России 2010-202018.
В условиях неразвитости финансового рынка, а также достаточно радикальных изменений в макроэкономической ситуации в стране низкий уровень активов наряду с низкой степенью их диверсификации и ограниченностью проводимых финансовых операции неизбежно приводит к кризису неликвидности в банковской системе. С точки зрения конкурентоспособности российской банковской системы низкий уровень капитализации российских банков значительно ослабляет их стартовую позицию перед началом полномасштабной либерализации банковского сектора.
Как отмечают исследователи, российские банки по уровню капитализации и технологиям серьезно отстают от Запада.
В то же время иностранные банки смогут предложить клиенту более низкие ставки по кредитам. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна Центральному банку РФ, что, как считают российские аналитики, периодически объявляющие о "чрезмерности" надзора со стороны Центробанка, также очень опасно 19.
Во-первых, большие, а главное, дешевые кредиты - это безусловное благо для каждого заемщика и для экономики в целом.
   
Во-вторых, усиление конкуренции между 
иностранными и российскими банками, безусловно, 
выльется в то, что ряд отечественных банков 
ее не выдержит и уйдет с рынка, а в лучшем 
случае будет куплен иностранными организациями 
или российскими крупными банками. 
   В связи с этим существует возможность 
злоупотребления своим положением иностранных 
компаний в банковской сфере. Имеется 
в виду возможность создания «фиктивных» 
иностранных банков, наподобие финансовых 
«пирамид», как это было в 90-е годы после 
распада СССР. 
В результате вступления России в ВТО в тех регионах и муниципальных образованиях, где концентрируются наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.
Повторение системного кризиса начала 1990-хгг., сопровождавшегося сильнейшим спадом производства, прежде всего в неконкурентоспособных отраслях обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, при вступлении в ВТО маловероятно. Но существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 2000г. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям 20.
Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.
Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).
Наиболее сложно прогнозировать воздействие на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).
К «закрытым» регионам относится почти треть субъектов Российской Федерации со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение экономики ряда областей Центра и Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону большей открытости (например, в текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для последующего экспорта - толлинговых схем, часть машиностроительных предприятий ВПК переориентировалась на экспорт), юг Западной Сибири и особенно слаборазвитые республики и округа без минеральных ресурсов не имеют конкурентных преимуществ и не готовы к контактам с мировыми рынкам 21.
В целом регионы с диверсифицированной структурой более жизнеспособны, а наиболее благоприятным является сочетание нескольких экспортных отраслей или экспортных с динамично растущими импортозамещающими. Наименее благоприятна моноотраслевая структура, представленная неконкурентоспособными отраслями импортозамещения.
Таким образом, фактор низкого качества населения регионов Центра, Урала, Европейского Севера и юга Сибири будет усугублять негативные социальные последствия при вступлении в ВТО, а в крупногородских регионах с развитой сетью вузов они будут смягчаться, благодаря более высокому качеству населения.
Густая 
сеть городов и 
Наиболее проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.
Важно отметить, что более половины из 13 потенциально наиболее проблемных регионов расположены в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же причинами.
Необходимо 
обратить внимание на проблемы реформы 
жилищно-коммунального 
Таким 
образом, можно сделать вывод, что проведение 
реформы энергетики и ЖКХ необходимо независимо 
от вступления в ВТО, но социальные последствия 
ее довольно болезненны. Ликвидация перекрестного 
субсидирования повлечет за собой рост 
цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) 
для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет 
место «эффект отложенной инфляции», обусловленный 
сдерживанием цен на ЖКУ для населения 
по сравнению с общим ростом цен в экономике, 
и его ликвидация также спровоцирует рост 
цен.  
2.4 Кадровые 
и информационные проблемы при 
вступлении России в ВТО 
   
Вступая в ВТО, Россия стоит 
на пороге судьбоносного для 
неё решения, либо это 
Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди молодежи, тогда как потребность в них большая и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате 23.
Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.
Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным агентствам, службам и совместно с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной и долгосрочной перспективе; формы и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.
Прорывом и сдвигом с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой эксклюзивной учебной программы подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.
Суть нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать росту конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса – профессор Ипполит Дюмулен, автор терминологического справочника "ВТО от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно все термины и понятия, связанные с ВТО 24.
Особо следует отметить и недостаток информации относительно вступления России в ВТО для населения страны. Фондом общественное мнение проводился опрос в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В нем приняли участие 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
   
Таким образом, можно сделать вывод, что 
Россия, несомненно, по всем параметрам 
занимает равное место среди наиболее 
значительных государств, желающих вступить 
в ВТО.  Несмотря на то, что России, безусловно, 
удалось сдвинуться в этом отношении с 
«мертвой точки», процесс ее превращения 
в полноправного участника международных 
экономических отношений со статусом 
мировой державы еще потребует значительных 
усилий. Трудности, с которыми придется 
столкнуться России в этом направлении 
очевидны, равно как и ее способность преодолеть 
эти трудности. 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного комплексного исследования проблем вступления России в ВТО, можно сделать следующие выводы.
Определено, что присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Так же определено, что конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: