ВТО, проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
проследить историю создания ВТО;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7

Понятие, цели и принципы ВТО 7
История создания ВТО 12
Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса
России и ВТО на современном этапе 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 19
2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской
российской экономики в ВТО 19
2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 22
2.3 Социально – экономические последствия вступления России в ВТО 25
2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в
ВТО 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВТО, проблемы вступления в ВТО.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

   Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

   Важно отметить то, что потребуется не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной власти по недопущению действий и принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО. 

2.3 Социально  – экономические последствия  вступления России в ВТО 

   Анализируя проблемы, связанные с вступлением России в ВТО на уровне финансового сектора российской экономики, необходимо затронуть проблемы банковской сферы. Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила о том, что ею уже подготовлена программа «банкизации всей страны» под названием «Национальная банковская система России 2010-202018.

   В условиях неразвитости финансового рынка, а также достаточно радикальных изменений в макроэкономической ситуации в стране низкий уровень активов наряду с низкой степенью их диверсификации и ограниченностью проводимых финансовых операции неизбежно приводит к кризису неликвидности в банковской системе. С точки зрения конкурентоспособности российской банковской системы низкий уровень капитализации российских банков значительно ослабляет их стартовую позицию перед началом полномасштабной либерализации банковского сектора.

   Как отмечают исследователи, российские банки по уровню капитализации и технологиям серьезно отстают от Запада.

   В то же время иностранные банки смогут предложить клиенту более низкие ставки по кредитам. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна Центральному банку РФ, что, как считают российские аналитики, периодически объявляющие о "чрезмерности" надзора со стороны Центробанка, также очень опасно 19.

   Во-первых, большие, а главное, дешевые кредиты - это безусловное благо для каждого заемщика и для экономики в целом.

   Во-вторых, усиление конкуренции между иностранными и российскими банками, безусловно, выльется в то, что ряд отечественных банков ее не выдержит и уйдет с рынка, а в лучшем случае будет куплен иностранными организациями или российскими крупными банками. 
   В связи с этим существует возможность злоупотребления своим положением иностранных компаний в банковской сфере. Имеется в виду возможность создания «фиктивных» иностранных банков, наподобие финансовых «пирамид», как это было в 90-е годы после распада СССР.

   В результате вступления России в ВТО в тех регионах и муниципальных образованиях, где концентрируются наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.

   Повторение системного кризиса начала 1990-хгг., сопровождавшегося сильнейшим спадом производства, прежде всего в неконкурентоспособных отраслях обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, при вступлении в ВТО маловероятно. Но существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 2000г. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям 20.

   Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.

   Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).

   Наиболее сложно прогнозировать воздействие на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).

   К «закрытым» регионам относится почти треть субъектов Российской Федерации со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение экономики ряда областей Центра и Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону большей открытости (например, в текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для последующего экспорта - толлинговых схем, часть машиностроительных предприятий ВПК переориентировалась на экспорт), юг Западной Сибири и особенно слаборазвитые республики и округа без минеральных ресурсов не имеют конкурентных преимуществ и не готовы к контактам с мировыми рынкам 21.

   В целом регионы с диверсифицированной структурой более жизнеспособны, а наиболее благоприятным является сочетание нескольких экспортных отраслей или экспортных с динамично растущими импортозамещающими. Наименее благоприятна моноотраслевая структура, представленная неконкурентоспособными отраслями импортозамещения.

   Таким образом, фактор низкого качества населения регионов Центра, Урала, Европейского Севера и юга Сибири будет усугублять негативные социальные последствия при вступлении в ВТО, а в крупногородских регионах с развитой сетью вузов они будут смягчаться, благодаря более высокому качеству населения.

Густая  сеть городов и внутриагломерационные  связи повышают возможности трудоустройства. Самыми уязвимыми в переходный период стали монопрофильные города группы риска. Среди регионов с самой  высокой долей таких городов, специализацией в отраслях группы риска  обладают Ивановская область (текстильная  промышленность), Свердловская и Нижегородская  области (машиностроение). В 13 регионах России доля таких городов превышает  60% 22.

   Наиболее проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

   Важно отметить, что более половины из 13 потенциально наиболее проблемных регионов расположены в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же причинами. 

Необходимо  обратить внимание на проблемы реформы  жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и ее последствий для населения. С ВТО это связано по нескольким причинам, первая среди которых –  тематика переговоров между делегациями  России и ЕС по поводу внутренних и  внешних цен на энергоносители. Даже если Россия согласится с минимальными изменениями в этой сфере, внутренние цены вырастут в несколько раз. Во-вторых, ВТО – катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор энергоносителей, включая электроэнергию и газ.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение реформы энергетики и ЖКХ необходимо независимо от вступления в ВТО, но социальные последствия ее довольно болезненны. Ликвидация перекрестного субсидирования повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на ЖКУ для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен.  

2.4 Кадровые  и информационные проблемы при  вступлении России в ВТО 

   Вступая в ВТО, Россия стоит  на пороге судьбоносного для  неё решения, либо это приведет  к выходу из своего глубокого  экономического кризиса, либо, этот  шаг может оказаться неверным, и Россия постепенно окажется  в процессе усугубления этого  кризиса. Среди множества негативных  последствий, наступающих с момента вступления России в ВТО, особое место занимает проблема кадрового характера.

   Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди молодежи, тогда как потребность в них большая и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате 23.

   Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

   Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным агентствам, службам и совместно с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной и долгосрочной перспективе; формы и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

   Прорывом и сдвигом с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой эксклюзивной учебной программы подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.

   Суть нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать росту конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса – профессор Ипполит Дюмулен, автор терминологического справочника "ВТО от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно все термины и понятия, связанные с ВТО 24.

   Особо следует отметить и недостаток информации относительно вступления России в ВТО для населения страны. Фондом общественное мнение проводился опрос в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В нем приняли участие 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

   Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО.  Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В результате проведенного комплексного исследования проблем вступления России в ВТО, можно  сделать следующие выводы.

   Определено, что присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

   Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

   Так же определено, что конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

Информация о работе ВТО, проблемы вступления России в ВТО