ВТО, проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
проследить историю создания ВТО;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7

Понятие, цели и принципы ВТО 7
История создания ВТО 12
Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса
России и ВТО на современном этапе 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 19
2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской
российской экономики в ВТО 19
2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 22
2.3 Социально – экономические последствия вступления России в ВТО 25
2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в
ВТО 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВТО, проблемы вступления в ВТО.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

   Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

   Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.  
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения5.

   Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.

Основные  обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказывать  техническое содействие развивающимся  странам, проводить анализ мировой  торговли и разъяснять положения  ВТО общественности и средствам  массовой информации. Секретариат также  обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства  стран, желающих стать членами ВТО.

   Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2008 г. составляет 163 млн. швейц. франков (около 90 млн долларов США). 

   Таким образом, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров. 

    1. История создания ВТО
 

   Попытки создать Всемирную торговую  организацию были предприняты  сразу по окончании Второй  мировой войны. Люди, которые этим  занимались, ясно представляли, что  такой важный участок международного  экономического общения, как международная  торговля, не может существовать  без общепринятых правил движения  на мировом рынке. 

   В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой  организации. В разработке этого  проекта участвовали и наблюдатели  от Советского Союза. Он был  частью послевоенной организации  мира. Политическая организация  мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки 6.

   Второй раз создать международную  торговую организацию пытались  в 1955 г. Сделать это не удалось  опять из-за американцев.

   В 1964 г. инициативу проявил  Советский Союз. Тогда из-за сопротивления  западных стран нам реализовать  эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь международная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.

   Только в 1987 г. начались многосторонние  торговые переговоры, из которых  выросла Международная торговая  организация.

   В ходе Уругвайского раунда  многосторонних торговых переговоров  стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был  подписан ряд Соглашений, которые  стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

   В 1990 г. Советский Союз стал  наблюдателем в Генеральном соглашении  по тарифам по торговле, из  которого выросла Всемирная торговая  организация. Чтобы стать полноправным  членом организации, были сделаны  необходимые шаги, то есть Россия  в этом отношении продолжает  путь, а не начинает.

   Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок7.

   Введение таких мер возможно  в связи с наступлением кризисной  ситуации в той или иной  отрасли или в связи с нарушением  торговыми партнерами принципов  ВТО. Тем не менее, деловые  сообщества во многих странах  до сих пор не до конца  осведомлены о преимуществах  торговой системы ВТО. Основная  причина этого - огромная сложность  системы, что до сих пор мешает  деловым людям получить от  нее выгоду и осмыслить ее  положения и правила. В то  же время малоизвестно, что эта  правовая система не только  коммерчески выгодна производителям  и торговым предприятиям, но и  предоставляет им большие права.

   Она создана для реализации  постановлений, принятых на последней  стадии переговоров о либерализации  торговли в рамках ГАТТ, которые  получили известность как Уругвайский  раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО стали  96 стран и две зависимых территории, к январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой торговли. В их числе Соединенные Штаты, Канада, Япония, большинство государств Западной Европы и многие страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

  В  настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 153 государства,  причем, только 25 из них стали  новыми членами 8.

  Более  тридцати государств имеют статус  наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ  находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

   Помимо этого, свыше 60 международных  организаций имеют статус наблюдателя  в различных структурах ВТО,  в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки,  товарные ассоциации. Под эгидой  ЮНКТАД/ВТО действует Международный  торговый центр (МТЦ), оказывающий  содействие развивающимся странам  в сфере мировой торговли.

   Таким образом, подводя итоги изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать следующие выводы.

   Дата начала существования ВТО  как преемницы ГААТ- 1995 года. С  этого самого момента ВТО начинает  активно расширяться, пополняясь  новыми странами-участниками. Активизируется  и рост числа стран-наблюдателей. По состоянию на конец 2008 года  ВТО включает в себя 153 страны-участниц  и более тридцати стран –  наблюдателей.

   История отношений России с ВТО насчитывает уже почти двадцать лет. Но несмотря на это, четкого понимания экономических выгод и потерь России от присоединения к организации как не было, так и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров (рынки биржевых товаров правилами Всемирной торговой организации не регламентируются). 

    1. Порядок вступления и основные этапы переговорного  процесса России и ВТО на современном  этапе
 

   Анализируя различные нормативно-правовые акты, а так же научную и учебную литературу, следует отметить, что процедура присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

   На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров 9.

   Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

   В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

   В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки  и условия присоединения оформляются  следующими официальными документами 10:

- Докладом  Рабочей группы, где изложен весь  пакет прав и обязательств, которые  страна-соискатель примет на себя  по итогам переговоров;

- Списком  обязательств по тарифным уступкам  в области товаров и по уровню  поддержки сельского хозяйства;

- Перечнем  специфических обязательств по  услугам и Списком изъятий  из РНБ;

- Протоколом  о присоединении, юридически оформляющим  достигнутые договоренности на  дву- и многостороннем уровнях.

   Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

   На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

   На современном этапе, в 2007-2009 гг., основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям 11.

1. Переговоры по  тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

2. Переговоры по  сельскохозяйственной  проблематике.  
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

Информация о работе ВТО, проблемы вступления России в ВТО