Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:49, научная работа

Краткое описание

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….………….………2
1.0 Торговая политика России…………...…………………………….….………..…….…5
2.0 Вступление России во Всемирную Торговую Организацию
2.1Процедура присоединения и преграды на пути вступления России в ВТО…..…7
2.2 Причины вступления России в ВТО........................................................................8
3.0 Последствия вступления в ВТО для России.………….…..……………….……..…..11
3.1 Позитивные последствия вхождения в ВТО для России…………….……….…….12
3.2 Негативные последствия вхождения в ВТО для России………………….…...……14
Заключение…………………………………………………………………………….……..…..18
Список используемой литературы………………………………………………….…….……...…….19

Файлы: 1 файл

черновая работа.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 Присоединение России  к ВТО не означает, что Россия  стремится к каким-то льготам,  привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

Вступив в ВТО, Россия  будет полноправно  участвовать  в новых переговорах по развитию  правовых основ международной торговли, которые  могут начаться после  завершения нынешнего  Дохийского раунда и охватить те сферы деятельности ВТО, по которым в настоящее  время в  ее рабочих органах ведется исследовательская  работа. В ходе новых переговоров наша страна, исходя из собственных национальных интересов,  сможет оказывать реальное влияние на выработку будущих многосторонних соглашений, регулирующих мировую торговлю и сопряженные с ней сферы международного экономического взаимодействия.

Присоединение России к  ВТО положительно скажется на инвестиционном климате, на привлекательности страны для иностранных инвесторов, а также будет полезно и для самой Всемирной торговой организации, которая на данный момент нуждается в хороших новостях на фоне проблем с Дохийским раундом.

Открытие рынков для  иностранных производителей и поставщиков  услуг создаст лучшие условия для конкуренции: российскому обленившемуся бизнесу придется покрутиться. При этом снизятся цены, повысится качество, жители области выиграют от снижения цен на товары и продукты, расширения ассортимента, повышения уровня обслуживания, вызванного обострением конкурентной борьбы. Импортные лекарства, компьютеры, бытовая техника подешевеют после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию.

В связи с приходом западного опыта будет большими темпами развиваться малый бизнес, что, кроме того, связано с вынужденным со стороны ВТО предоставлением российским правительством различных субсидий, льгот, совершенствованием законодательства и т.д.

Филиалы иностранных  банков в России могут позволить  себе выдавать кредиты в большем  объеме и на более льготных условиях российским предприятиям.

Положительный эффект от вступления России в ВТО будет  зависеть от многих факторов – от правильного  ведения бизнеса, от организации  высокоэффективного управления, от того, как быстро мы подготовим грамотных  и толковых юристов, которые смогли бы отстаивать наши интересы на международном рынке. Не нужно ждать, что в стране все развалится со вступлением в ВТО. Сегодня и так много разрушено из-за того, что мы неконкурентоспособны. Не нужно ждать кризиса. Страна имеет достаточные золотовалютные резервы, прекрасный стабилизационный фонд, чтобы не допустить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2  НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ВТО ДЛЯ РОССИИ.

 

 Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Многие отечественные экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в одностороннем порядке - для импорта в Россию.

Казалось бы, снижение таможенных пошлин должно положительно влиять на торговую политику и разнообразие товаров и услуг, однако, как показала практика,

в то время как развивающиеся страны под давлением ГАТТ-ВТО понизили импортные пошлины, сами развитые страны не открыли свои рынки для сельскохозяйственной и текстильной продукции развивающихся стран¹ Импортные пошлины в развитых странах на ввоз продовольствия из развивающихся стран продолжают оставаться высокими (некоторые более 200 или 300%). Более того, субсидии в странах ОЭСР повысились с 275 млрд. $ в год в период с 1986 г. по 1988г. до 326 млрд. $ в 1999г. ²

Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является  
региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли. Процедура присоединения к ВТО предусматривает обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени.    Правила ВТО требуют, чтобы входящие в нее страны с переходной экономикой, к числу которых пока относится Россия, “связывали” до 98 процентов товарных позиций. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы.


¹Southcentre (2010): Analysis of the Doha negotiations and the functioning of the WTO. Geneva, р.12.

² Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) (2000). Agricultural Policies in OECD Countries: Monitoring and Evaluation 2000. Paris: OECD Secretariat.

В ВТО нет антимонопольного законодательства. Поэтому негативные последствия от либерализации внешней торговли усиливаются тем, что ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций и предоставляет им все больший контроль над формированием продовольственной политики во всем мире. На данный момент 10 крупнейших агрохимических компаний контролируют около 80% мирового рынка, оцениваемого в 32 миллиарда американских долларов, а 80% мирового зерна распространяются всего двумя компаниями, «Cargill» и «Archer Daniel Midland». Примерно 75% торговли бананами контролируются всего пятью корпорациями; три корпорации контролируют 83% торговли какао, еще три — 85% торговли чаем. Концерны уже поделили мировой рынок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше. Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.

Это неизбежно приведет к снижению производства, в частности в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.

  В сельском хозяйстве  экспорт может уменьшиться на 5,5-5,7%, а в пищевой промышленности - на 3,4-3,6%. При этом прирост импорта  составит 2,7-3,3% в сельском хозяйстве и 1,7-2,6% в пищевой промышленности. Это означает ухудшение сальдо внешней торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами.

 Совокупные потери  аграрно-продовольственного сектора  могут составить порядка 1,3 млрд. долл. «Соглашение по сельскому хозяйству» ВТО обязывает развивающиеся страны в пункте «доступ к рынкам» допускать импорт (несмотря на опасность ценового демпинга и опасность для продовольственного суверенитета страны) и сокращать пошлины на импорт. «Либерализация» сельского хозяйства подрывает безопасность продовольственного обеспечения и разоряет миллионы крестьян по всему миру.³

Важную роль в спаде  производства, наряду со снижением  государственной поддержки, сыграет  приток огромного объема дешевого импорта. Это может «убить» многих отечественных производителей, т.к. конкурентоспособность многих видов российской продукции в порядки ниже западной.


 

³Mazoyer, M; Ronart, L (1997): Historie des agricultures du monde, Paris.

Это неминуемо понесет  за собой катастрофические последствия - безработицу, снижение уровня жизни населения. Стоит только подумать, что может стать с моногородами вследствие прекращения производства.

Касаясь вопроса о  продуктах ГМО, следует знать, что  ВТО, созданная по инициативе США  и в защиту транснациональных корпораций США, квалифицирует продукты ГМО как «эквивалентные» обычным продуктам и борется за их распространение, налагая штрафы на страны, запрещающие их ввоз, и вводя запрет на маркировку ГМО-продукции. Это связано с тем, что под нажимом транснациональных корпораций и без необходимых всесторонних биохимических и токсикологических исследований самих США ГМО были признаны эквивалентными обычным продуктам.¹

По мнению наиболее радикальных  протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас. Увеличение притока иностранного капитала на наши рынки, а к нам придут, как правило, мощные международные корпорации, должно способствовать процессу укрупнения и модернизации отечественных предприятий – тех из них, которые выдержат конкуренцию. Следует иметь в виду, что предприятия, ушедшие под иностранный капитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции или выведены за рубеж, для того, чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример – Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития в той стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своей части ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица.

Крах, вероятнее всего, ожидает авиастроение. Он может коснуться  производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности. Так же возможно 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти.


 

¹ Глазко, В.И.(2005) «Агрохимическая  цивилизация и генетически модифицированные организмы».; Энгдаль Уильям (2009): «Семена  разрушения. Тайная подоплека генетических манипуляций». СПб.

 

Негативные последствия  не проявятся сразу, поскольку будет предусмотрен период адаптации. Если страна войдет в ВТО в 2011 году, то в 2012 году негативные последствия еще могут не сказаться вполне. Но затем, возможно в 2013-2015 годах, снижение таможенных пошлин, отмена налоговых льгот и субсидий (в том числе аграрному сектору) начнут быстро сказываться на экономике. При этом период глобальной хозяйственной нестабильности к этому времени еще не завершится, поскольку имеет системные причины. Борьба за рынки сбыта на планете только обострится. Зарубежные корпорации не упустят возможностей открытого российского рынка. 
Плохая экономическая конъюнктура соединится с наступлением более сильных конкурентов. Начнется быстрое схлопывание экономики. При таком сценарии власти должны будут пойти на немедленный выход из ВТО или столкнуться с радикальными политическими последствиями, направленными на исправление «ошибок». Ситуацию может осложнить повторный крах спекуляций на сырьевых и фондовых рынках планеты. Без этого невозможно перейти от нынешнего вялого спада к депрессии. Снижение мировых цен на газ, нефть и металлы способно крепче привязать сырьевые монополии к покупателям. В этом случае борьба против ВТО в России примет еще более глубокий общественный характер. Окажется, что жизненно необходимое экспортно-сырьевым секторам смертельно для остальной экономики.

Региональный аспект последствий вступления в ВТО  изучался в ходе нескольких исследований. В своей работе эксперты Всемирного банка (RutherfordandTarr, 2006) указывают на положительные, но неравномерные последствия от вступления в ВТО для регионов России. Наибольшую выгоду от снижения тарифов можно ожидать в Тюменской области, Северо-Западном округе в целом и Санкт-Петербурге в частности, где прирост благосостояния может достичь 1%. Наименьший прирост или отсутствие роста можно ожидать в Центральном округе и на Урале. Эти результаты вполне согласуются с оценками последствий вступления в ВТО для регионов России, полученными Независимым институтом социальной политики (НИСП, 2004), где к регионам повышенного риска также отнесли ряд регионов Приволжского округа. 
Результаты исследований изменений на рынке труда в результате вступления в ВТО, в целом, также согласуются между собой. Так, по оценкам Международной организации труда (МОТ, 2003), падение занятости в промышленности в среднем может составить до 6 тыс. человек в год после присоединения и до 1 тыс. — через 7-8 лет. Наибольшее падение занятости, ожидаемое в секторе легкой промышленности, может достичь 15 тыс. человек в течение всего переходного периода присоединения. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.

Такое падение занятости  практически не отразится на безработице  в стране в целом, но может отличаться от региона к региону. 
Будущее России в случае вхождения в ВТО показывают такие первопроходцы как Киргизия, прибалтийские республики и Украина. Недавнее вступление последней в ВТО (в интересах экспортеров металла) не обещает ничего хорошего.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Итак, основываясь на вышесказанном, можно сделать следующие выводы. Присоединение России к ВТО позволит создать «прозрачность» и предсказуемость для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Но нельзя забывать, что за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. Чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

В этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса  о вступлении России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону  либо «за», либо «против». Здесь необходим  определенный баланс, который и является, по моему мнению, наиболее рациональным решением этой нелегкой проблемы. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. Сейчас следует четко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению краткосрочных задач, но отказ от него приведет к тому, что пострадают долгосрочные интересы России.

Вопрос об участии  в ВТО правомерен и с точки  зрения условий вступления. Главное  условие – это международный  торговый режим для России, на момент ее пребывания среди стран-членов ВТО, должен улучшиться по сравнению с действующим сегодня.

Также стоит учесть, что  вступление России в ВТО произошло  не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для нее условиях. И, конечно же, та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако присоединение к Всемирной торговой организации зависит не только от российской стороны.

Конечно, хотелось бы надеяться, что став членом этой авторитетной организации, Россия войдет, наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении «аутсайдера» на мировом рынке товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Мировая экономика  и международные отношения , 2010, № 3, с. 65-72

2.  Мировая экономика  и международные отношения , 2011, № 12, с. 22-30

Информация о работе Вступление России в ВТО