Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:49, научная работа

Краткое описание

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….………….………2
1.0 Торговая политика России…………...…………………………….….………..…….…5
2.0 Вступление России во Всемирную Торговую Организацию
2.1Процедура присоединения и преграды на пути вступления России в ВТО…..…7
2.2 Причины вступления России в ВТО........................................................................8
3.0 Последствия вступления в ВТО для России.………….…..……………….……..…..11
3.1 Позитивные последствия вхождения в ВТО для России…………….……….…….12
3.2 Негативные последствия вхождения в ВТО для России………………….…...……14
Заключение…………………………………………………………………………….……..…..18
Список используемой литературы………………………………………………….…….……...…….19

Файлы: 1 файл

черновая работа.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Статистика Минэкономразвития  свидетельствует о том, что доля инновационной продукции во внешнеторговом обороте России в последние годы имеет досадную тенденцию к снижению: в 2008-м она составляла 7,4%, в 2009-м - 6,9%, в 2010-м - 7%.

 Все проблемы, рассмотренные  выше позволяют сделать вывод  о том, что государство не уделяет должного внимания по управлению негативными процессами во внешней торговле.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики  России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире. Возможно именно поэтому Правительство РФ приняло решение о вступлении России в ВТО.

2.0 ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.

2.1   ПРОЦЕДУРА ПРИСОЕДИНЕНИЯ И

ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ

ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В  ВТО.

 

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

Россия ведет переговоры на протяжении 15 лет. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя  в Генеральном соглашении по тарифам и  торговле  (ГАТТ),  который  формально унаследовала от бывшего СССР.

Переговоры затянулись из-за того, что главные партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость и выставляли новые требования, в частности, по пошлинам на лес и сборам за транссибирские перелеты, по уровню господдержки российского агропромышленного комплекса и по нормам фитосанитарного и ветеринарного контроля.

В конце 2008 года власти России заявили, что не намерены вести переговоры бесконечно. В июне 2009 года главы  правительств России, Казахстана и  Белоруссии решили уведомить ВТО  о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все  три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. В октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.

В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия прошла  сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации.

Также следует отметить, что для вступления России в международную  организацию необходимо выполнить  ряд условий. Наиболее важное из них -  получить согласие всех стран –  участников ВТО.

Важным событием было то, что Евросоюз выступил в поддержку вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Соответствующий протокол был подписан министром экономического развития РФ Германом Грефом и комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами на переговорах в Москве. В частности, этот документ содержит договоренности о снижении импортных тарифов и определяет условия доступа на российский рынок европейских банков, страховых и телекоммуникационных компаний. До этого момента вступление России в ВТО поддерживали только 10 стран из 147 членов этой организации.

В течение нескольких лет нам удалось получить соглашения практически всех государств.

 

 

 

 

2.2  ПРИЧИНЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО.

 

 Членами Всемирной торговой организации являются уже более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

 Важнейшей причиной, побудившей Россию  присоединиться к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
  • международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
  • возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
  • защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

Присоединение к ВТО  — это присоединение России к  сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

 Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации». Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).

 Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.0  ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО ДЛЯ РОССИИ.

 

 Существующие мнения по поводу вступления в ВТО далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

 В этой связи представляется необходимым ответить на ряд важнейших вопросов. К каким негативным последствиям приведет участие нашей страны в данной международной экономической организации? Какие отрасли российской экономики и в каком объеме выиграют от предполагаемого снижения тарифных и нетарифных барьеров на внешних рынках, а какие сектора понесут естественные потери и в каких размерах в результате возросшей конкуренции на внутреннем рынке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ВТО ДЛЯ РОССИИ.

 

Гадая о том, каковы будут  последствия вступления в ВТО  для экономики России, одни вспоминают не слишком удачный опыт вступления в ВТО ряда бывших советских республик (например, Украины), другие ссылаются  на успех Китая, экспортно ориентированный рост которого ускорился после вступления страны в ВТО. Результат вступления России в ВТО во многом будет зависеть от внутренней экономической политики, считают эксперты. Впрочем, предварительные оценки уже готовы.

Членство в ВТО позволит России использовать эффективный механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, действующий в этой организации.  У российских государственных органов появятся легитимные основания для противодействия установлению торговых барьеров против  конкурентоспособного российского экспорта, проведения регулярных консультаций о доступе российских товаров, услуг и инвестиций на рынки стран-партнеров, модернизации договорно-правовой базы; Кроме того, можно будет использовать механизмы раннего оповещения о мерах, влияющих на торговлю, подобно тем, что уже действуют в отношениях с Китаем и ЕС.

Возможность воспользоваться  достаточно отлаженной системой норм и правил развития страны в условиях рыночных отношений (собственная практика в этой области, у России, по существу, отсутствовала) уже способствовала становлению законодательной системы, которая строилась с учетом требований ВТО. Ну и очевидно, что жить вне правил, по которым живет практически весь мир, по крайней мере, неразумно, и очень важно ими владеть. Руководство страны рассматривает вступление в ВТО, в том числе, и как инструмент, который будет способствовать продвижению реформ в стране.

  Для России членство  ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все: от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг. Став членом ВТО, Россия сможет улучшить свои возможности доступа товаров и капитала на мировые рынки, в том числе и добиваться устранения дискриминационных мер по отношению к нашим товарам, прямой ущерб от которых оценивается в 2,5-4 млрд. дол.

С присоединением к ВТО  у нашей страны появится право  на пересмотр применяемых ныне ограничений против российских товаров (всего их «97», в том числе: 45 антидемпинговых мер, 45 нетарифных барьеров и 7 защитных мер).  Помимо названных 97 мер в середине 2010г.  в отношении  российских экспортеров проводились 2 антидемпинговых  расследования, 5 специальных защитных расследований и 6 пересмотров введенных ранее  ее антидемпинговых мер. Общий ущерб от применяемых другими странами ограничительных мер

Понятно, что, вступив  в  ВТО, Россия получит возможность  на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

Информация о работе Вступление России в ВТО