Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение внешних эффектов и их влияние на окружающую среду. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в Беларуси, особое внимание уделяется способам регулирования внешних эффектов.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие конкретные задачи:
исследование сущности категории «внешние эффекты» и выявление её конкретных форм;
обобщение теоретических взглядов крупнейших представителей экономической мысли на сущность и причины экстерналий рынка;
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Внешние эффекты: содержание понятия 7
1.1 Понятие внешних эффектов 7
1.2 Отрицательные и положительные внешние эффекты 8
1.3 Типы внешних эффектов 12
2. Способы решения проблемы внешних эффектов 15
2.1 Управление природопользованием 15
2.2 Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии 16
2.3 Теорема Коуза и её практическое применение: борьба с загрязнением окружающей среды 18
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь 24
3.1 Правовое регулирование, планирование и финансирование охраны окружающей среды 24
3.2 Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет. В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. На рисунке 2.4 показано, что государство желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране [6, c. 428-431].
Рисунок 2.4 – Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”
Примечание – Источник: [6, с. 429]
Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране [5, с. 429-430].
Все вышеперечисленные направления интернализации внешних эффектов представлены на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Направления интернализации внешних эффектов
Примечание – Источник: [11]
Загрязнение окружающей среды – самый серьезный негативный внешний эффект, с которым сталкивается индустриальное общество, служит подходящим примером для иллюстрации целого ряда концепций и государственных мер. Этот побочный эффект принимает различные формы, включая загрязнение воздуха, воды и почвы твердыми отходами и т.д.
Экологическую
политику государства определяет национальное
природоохранное
К настоящему времени в стране сформирована достаточно развитая законодательная база в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ведущее положение в ней занимает Закон «Об охране окружающей среды» (1992 г., в редакции 2002 г.), имеющий универсальное значение. Остальные законы и кодексы отличаются более узкой направленностью и регламентируют, соответственно, механизмы природоохранной деятельности, рациональное использование и охрану отдельных природных ресурсов, решение отдельных проблем и другие вопросы.
До начала 1990-х гг. экологическое регулирование природопользования в Беларуси осуществлялось почти исключительно за счет использования административных методов. С 1991 г., после принятия Закона «О налоге за пользование природными ресурсами», в данной сфере стал использоваться и экономический механизм. С течением времени, по мере развития рыночных отношений в стране, сфера его применения расширяется.
Совместно с законами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в Беларуси также принят ряд специальных законов, направленных на обеспечение экологической безопасности населения. Они имеют отношение к радиационной, санитарно-гигиенической, промышленной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Природоохранная законодательная база Беларуси развивается по нескольким направлениям. Они связаны с обновлением действующих и принятием новых законодательных актов, а также внедрением экологических норм в законодательные акты, относящиеся к хозяйственной и иным сферам деятельности.
За последний шестилетний период в стране принят ряд новых законов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Так, в 2006 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности», в 2007 г. — Законы «О животном мире» и «Об обращении с отходами», в 2008 г. — Закон «Об охране атмосферного воздуха» и Кодексы Республики Беларусь о недрах и о земле, в 2009 г. — Закон «О государственной экологической экспертизе».
Существенные изменения и дополнения были внесены в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В 2007 г. в него введены положения, отражающие механизмы обеспечения доступа общественности к экологической информации и ее участия в принятии экологически значимых решений. Кроме этого впервые были законодательно закреплены понятия «вред, причиненный окружающей среде» и «экологический вред», определены порядок, размеры, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Для эффективного управления окружающей средой в целом по стране необходимо обеспечить его действенность в отдельных организациях, которые выступают источниками воздействий на среду. С этой целью в Беларуси проводится экологическая сертификация систем управления окружающей средой организаций, в т.ч. с использованием международного стандарта ИСО 14001.
Начало сертификации систем управления окружающей средой организаций на соответствие требованиям указанного международного стандарта приходится на 2001 г. По состоянию на 01.01.2010 количество организаций, где она была проведена, достигло 219. При этом темпы подобного рода деятельности со временем увеличивались. Если в период 2001—2005 гг. ежегодно проходили сертификацию в среднем 22 организации, то в период 2006—2010 гг. — 33 организации, или в 1,5 раза больше [12, c. 129].
Для успешной реализации экологической политики, первоочередного решения наиболее важных экологических проблем, оптимального расходования средств на эти цели в стране осуществляется планирование деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (Приложение А). В настоящее время разработан базовый документ для долговременного природоохранного планирования — Основные направления политики в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г. В нем отражены наиболее важные вопросы охраны окружающей среды, обеспечивающие реализацию экологических интересов личности, общества и государства.
Стратегической целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 г. определено достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем снижения вредных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения в области обращения с отходами; обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям.
Решение стратегических задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в увязке с социальным и экономическим развитием предусматривается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития страны, которая разрабатывается сроком на 15 лет. Для решения среднесрочных задач в экологической сфере разрабатываются и реализуются пятилетние Национальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также по гигиене окружающей среды.
Территориальное экологическое планирование осуществляется в рамках территориальных комплексных схем охраны окружающей среды. Кроме этого вопросы охраны окружающей среды включаются также в разрабатываемые схемы комплексной территориальной организации административных единиц различного уровня, а также схемы землеустройства районов.
Для решения отдельных наиболее значимых для страны проблем экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов принимаются специальные целевые программы. К ним относятся, в частности, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», Республиканская программа обращения с коммунальными отходами, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий. В 2005—2008 гг. реализована Государственная программа по оздоровлению экологической обстановки на оз. Нарочь.
Научное обеспечение экологической политики осуществляется в рамках государственных научных и научно-технических программ. Ключевое значение среди них принадлежит Государственной научно-технической программе «Экологическая безопасность».
Выполнение программ и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов должно опираться на соответствующее финансирование. Его источниками, согласно национальному природоохранному законодательству, выступают средства республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, кредиты банков, иностранные инвестиции и иные внебюджетные источники.
В последнее пятилетие ежегодные затраты на охрану окружающей среды менялись как в сторону увеличения, так и уменьшения (рисунок 3.1). Разница между максимальной (2006 г.) и минимальной (2007 г.) их величиной составила 25%. Характерно, что в кризисные годы финансирование окружающей среды не только не снизилось, но даже увеличилось по сравнению с предыдущими годами.
Рисунок 3.1- Динамика затрат на охрану окружающей среды Беларуси, их доли от ВВП (%) и инвестиций природоохранного назначения за 2006–2010 гг. (в ценах 2010 г.)
Примечание – Источник: [12, c. 128]
Относительный показатель затрат на охрану окружающей среды, выраженный долей от ВВП, в рассматриваемый пятилетний временной интервал имел максимальное значение в 2006 г. — 1,5%. В последующие годы он снизился и стабилизировался на уровне 1,1-1,2%.
В затратах на охрану окружающей среды особое значение имеют инвестиции в основной капитал, которые характеризуют обновление основных фондов природоохранного назначения и материальные предпосылки инновационного развития данной сферы. На протяжении последнего пятилетия доля инвестиций в общей величине затрат на охрану окружающей среды составила в среднем 30%. Максимальная ее величина приходится на 2010 г. — 37%. Сохранение положительной динамики показателя инвестиций в основной капитал природоохранного назначения имеет позитивное значение, поскольку обновление материальной базы охраны окружающей среды является для Беларуси актуальной задачей.
В структуре затрат по компонентам окружающей среды преобладают затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов. За последний пятилетний период они составили более половины от всей величины природоохранного финансирования (рисунок 3.2). Пятая часть затрат приходится на охрану атмосферного воздуха, шестая — на предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства.
Рисунок 3.2 – Структура затрат на охрану окружающей среды Беларуси за 2006–2010 гг.
Примечание – Источник: [12, c. 129]
В целом существующее финансирование охраны окружающей среды обеспечивает снижение удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и относительно стабильное состояние окружающей среды в стране в условиях высоких темпов экономического роста [12, c. 128-131].
Внедрение экономического механизма в управление окружающей средой в Беларуси приходится на начало 1990-х гг. Он включает в себя планирование и финансирование природоохранных мероприятий; льготное кредитование природоохранной деятельности; взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3- Экологический механизм природопользования
Примечание – Источник: [12, c. 129]
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе:
– установления отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности;
Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды