Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение внешних эффектов и их влияние на окружающую среду. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в Беларуси, особое внимание уделяется способам регулирования внешних эффектов.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие конкретные задачи:
 исследование сущности категории «внешние эффекты» и выявление её конкретных форм;
 обобщение теоретических взглядов крупнейших представителей экономической мысли на сущность и причины экстерналий рынка;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. Внешние эффекты: содержание понятия 7
1.1 Понятие внешних эффектов 7
1.2 Отрицательные и положительные внешние эффекты 8
1.3 Типы внешних эффектов 12
2. Способы решения проблемы внешних эффектов 15
2.1 Управление природопользованием 15
2.2 Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии 16
2.3 Теорема Коуза и её практическое применение: борьба с загрязнением окружающей среды 18
3. Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь 24
3.1 Правовое регулирование, планирование и финансирование охраны окружающей среды 24
3.2 Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36

Файлы: 1 файл

1Курсовая по теме Внешние эффекты.doc

— 938.00 Кб (Скачать)

Эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам. В рамках допустимой суммарной нагрузки устанавливаются квоты – доля каждого предприятия в использовании соответствующего ресурса. К квотам "привязываются" платежи. Последовательно ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того, экономическая программа должна ориентироваться на установление стандартов качества технологии и последовательного запрещения устаревших технологий и включать разработку экологических паспортов, аттестацию технологий и установление стандарта качества технологий и платежей за их использование. Только с помощью этих мер общество сможет обеспечить последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.

Финансовые ресурсы  экологического назначения формируются из централизованных источников и за счет средств предприятий-природопользователей. На последних создаются целевые фонды охраны и воспроизводства природных ресурсов, которые целесообразно преобразовывать в экологические банки.

 Экологические фонды предприятий образуются за счет амортизационных отчислений на природоохранные объекты. В них должна направляться и часть балансовой прибыли предприятия, если без этого они не в состоянии поддерживать установленные лимиты воздействия на природную среду.

Средства территориальных  экологических фондов образуются за счет платежей за загрязнение и расход природных ресурсов. Они расходуются на оплату услуг по улучшению экологической обстановки и на воспроизводство природных ресурсов.

Под контролем местных  природоохранных органов может  осуществляться торговля лимитами на вредные воздействия на окружающую среду между предприятиями. Ведущим экономическим регулятором в системе государственного управления природопользованием являются платежи за природные ресурсы. Они регулируют интенсивность использования природных ресурсов их владельцами и обеспечивают накопление средств на их воспроизводство. В теории экономического регулирования рыночных процессов известна система экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение учитывается в составе издержек продукции и поступает в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то штрафные платежи выплачиваются в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия.

Для рационального использования  экономических льгот и санкций в системе управления природопользованием необходимо создание системы экологического страхования, обеспечивающей усиление экологической ответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновниками невозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые учитываются в издержках производства.

Сочетание указанных мер  будет способствовать сохранению экологической безопасности [10, с. 187-189].

2.2 Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

 

Чтобы устранить внешние эффекты, необходимо чтобы лицо, порождающее этот эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют несколько подходов к решению этой проблемы.

Проблема эффективного распределения  ресурсов с учетом внешних эффектов ставит задачу их интернализации. Под  интернализацией понимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (выгод) к предельным общественным затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае положительного эффекта).

А.Пигу в 20-х годах XX столетия предложил в качестве решения проблемы регулирования внешних эффектов использовать корректирующие налоги и субсидии [8, с. 202].

Корректирующий налог (corrective tax) или налог Пигу — заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС [6, с.426].

Рассмотрим рисунке 2.1(а). Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС.

 

            

 

Рисунок 2.1. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Примечание  – Источник: [6, с.427]

 

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Уменьшение общественных затрат, а  следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных  внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии для установления эффективного уровня производства используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рисунке 2.1 (б) показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и  предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия S = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.

Наиболее часто положительные  эффекты возникают в сфере  образования, здравоохранения, культуры, науки, создания новых технологий. В мировой практике распространено субсидирование названных сфер деятельности. Например, в случае с обучением корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S = МЕВ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они прежде всего связаны с работами Р. Коуза [6, с. 426].

2.3 Теорема Коуза и её практическое применение: борьба с загрязнением окружающей среды

 

Теорема Коуза-Стиглера гласит: при  нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.

Иначе говоря, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на данные ресурсы; достаточно лишь, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, осуществление переговоров и обеспечение соглашения по перераспределению этих прав были бы не столь велики. В итоге таких переговоров все неучтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно [9, c. 16].

Когда правами собственника обладает источник отрицательных внешних  эффектов, то плата получателя внешнего эффекта за сокращение объема производства порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения общественного оптимального его количества Qg будет выше в сравнении с разницей между предельной полезностью и индивидуальными предельными издержками производителя такого продукта, ибо на всем промежутке от Qр до Qs МЕС > MSB – МРС, например для Q' (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Отрицательный внешний эффект

Примечание – Источник: [10, с.176]

 

Когда правами собственника обладает получатель отрицательных внешних эффектов, то плата источника внешнего эффекта за доведение объема производства порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения общественно оптимального его количества Qs будет выше в сравнении с предельными внешними издержками, ибо разница между предельной полезностью и индивидуальными предельными издержками производителей такого продукта MSB – МРС на всем промежутке от Q' до Qp больше МЕС, например для Q' (Рисунок 2.2).


Рисунок 2.2 – Отрицательный внешний эффект


Примечание – Источник: [10, с.177]

 

Результатом переговоров в любом  случае окажется общественно оптимальный объем данного блага Qg, что вытекает из теоремы Коуза-Стиглера.

Следует подчеркнуть, что распределение прав собственности  не оказывает  воздействия на эффективное размещение ресурсов, но в то же время оно значительно воздействует на доходы экономических субъектов. В связи с этим важно разграничивать эти две стороны значения прав собственности в решении проблемы внешних эффектов и имущественного положения экономических субъектов.


Теорема Коуза-Стиглера показывает, что  внешние эффекты возникают при разногласиях относительно прав на использование ресурсов. Если ясно, кто владеет правами собственности и кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены посредством переговоров, проведение которых возможно, если число участников невелико.

Согласно этой теореме, эффективный, с общественной точки зрения, результат может быть достигнут без вмешательства правительства и независимо от того, кто будет изначально наделен правом собственности. Теорема поддерживается теми экономистами, которые преуменьшают роль государственного регулирования экономики вообще и проблем, порождаемых существованием внешних эффектов, в частности. Однако общество не может полагаться на предлагаемое теорией Коуза – Стиглера решение во всех случаях. Эта теорема применима к ситуациям, когда вовлечено небольшое количество участников и источники отрицательных внешних эффектов легко определяются. Но она неприменима, если издержки на осуществление переговоров настолько велики, что они превышают выгоды от этих переговоров [9, с.176-177]. В подобных обстоятельствах следует полагаться главным образом на правительство или правительства, чтобы найти решение проблемы побочного результата.

В случае если права собственности  не определены или определены нечетко, роль государства сводиться к  их первоначальному распределению  и формированию институтов, регулирующих использование ресурса. Тем не менее, теорема Коуза напоминает нам, что точное определение прав собственности может служить фактором уменьшения или ликвидации побочных эффектов.

Выяснение и перераспределение  соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты и ресурсы выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае "невидимые" прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.

Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля над загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь [6, с.428-429].

На рисунке 2.3 показано пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов. Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

 

 

Рисунок 2.3 – Определение  эффективного уровня выбросов


Примечание – Источник: [6, с. 428]

 

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

  1. Установление норм или стандартов по вредным выбросам;
  2. Введение платы за выбросы;
  3. Продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах.  В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки.  Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты,  связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, и так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды