Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теории собственности и особенностей трансформации отношений собственности в России.

Для этого нужно решить следующие задачи:

- дать трактовку содержанию собственности;

- определить виды и формы собственности;

- выяснить взаимосвязь между собственностью и рынком;

- рассмотреть экономические реформы 1990-х годов;

- дать определение таким терминам, как: огосударствление, разгосударствление и приватизация;

- выявить перспективы развития отношений собственности в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теория собственности………………………………………………......4

1.1. Трактовка содержания собственности………………………………….......4

1.2. Виды и формы собственности………………………………………………7

Глава 2. Трансформация отношений собственности в России…………….....12

2.1. Собственность и рынок……………………………………………………..12

2.2. Экономические реформы 1990-х годов……………………………………13

2.3. Огосударствление, разгосударствление и приватизация……………....…15

2.4. Перспективы развития отношений собственности в России ......……….19

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Экономика-Курсовая.docx

— 63.49 Кб (Скачать)

     Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности - акций.  Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи с этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций - фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.

     В рамках общественной собственности  следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

     Коллективная  собственность формируется путем  ее распределения среди  членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует  в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия,  уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или родственники умершего получают только возмещение стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновится.

       Относительно собственности   общественных организаций следует  заметить, что она представляет собой лишь ту или иную модификацию коллективной формы собственности.

     Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества. Отношения распоряжения реализуют хозяйственные субъекты государственной собственности, т.е. государственные предприятия, которые присваивают часть дохода в форме прибыли на основе отношений распоряжения государственной собственностью.

     Реализуя  отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая привела бы к сбалансированности интересов различных слоев общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.

     Другая  проблема заключается в том, чтобы  не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обогащения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.

     Общенародная  собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношения распоряжения реализовывало бы общество, тогда как отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально  на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем - на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной частной собственности в рамках общественной собственности. Это - отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности.

     Выводы: Собственность - это целое, а ее элементами (частями целого) являются владение, пользование и распоряжение. Связь между этими элементами такова: распоряжение определяется пользованием, пользование определяется владением, владение определяется формами собственности. Таким образом,  собственность – это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею.

     Классификация собственности предполагает выделение  следующих двух разновидностей: частной  и общественной собственности. Определяющим видом собственности является частная, которая выступает в трех основных формах: единичной, партнерской, корпоративной. В общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Трансформация отношений собственности в России 

     2.1. Собственность и рынок 

     Наличие разнообразных форм собственности  объективно обуславливает  необходимость экономической их реализации через продажу товаров и присвоение доходов в разнообразных экономических формах (заработной платы, прибыли, ренты, процента).  Это в свою очередь ведет к установлению экономических взаимосвязей между обособленными собственниками - товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наиболее жизнеспособные формы собственности применительно к определенным отраслям и сферам хозяйственной деятельности на том или ином этапе социально-экономического развития общества.

     При этом надо признать, что современное  производство, достигшее высокого уровня обобществления, характеризуется взаимной дополняемостью функционирования многих форм собственности. В частности, на основе корпоративной собственности, функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно – торговые и другие виды объединений. Современные социально-экономические системы базируются на смешанной экономике, способной к реализации ускоренных структурных сдвигов, достижений научно-технического прогресса, новых организационно-управленческих форм функционирования различных видов хозяйственной деятельности.

     Наконец, развитие товарно-денежных отношений  обусловлено не только многообразием форм собственности, но и наличием опосредованных форм реализации отношений присвоения через владение и распоряжение. Реализация отношений собственности предполагает развертывание коммерческих отношений между кредиторами и заемщиками, землевладельцами и арендаторами, между владельцами и распорядителями ценных бумаг. Вне отношений владения и распоряжения невозможно объяснить многие экономические отношения современного общества.  
 

2.2. Экономические реформы 1990-х годов 

       Российские экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов, не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности. Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными. 
        Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.

     Сразу после ликвидации Советского Союза  было объявлено, что правительство отменяет государственное регулирование цен на 90% товаров широкого потребления и 80% из промежуточных товаров. Тем не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные товары, такие как хлеб, сахар, водка и молочная продукция. Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике. 
            В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224%. В конце 1997 года, Россия достигла некоторого экономического прогресса. Темпы инфляции были снижены, курс рубля устойчив, а честолюбивая приватизационная программа передала тысячи предприятий в частную собственность. Было принято много важных ориентированных на рыночные отношения законов, учрежден арбитражный суд для решения экономических споров. Но в 1998 году Азиатский финансовый кризис, достигнув России, привел к резкому снижению выручки от нефтяного экспорта и массовому оттоку иностранных инвесторов. Все это привело к неспособности правительства выполнять в полном объеме обязательства перед иностранными кредиторами, в результате чего в России произошел экономический кризис, а курс рубля снова резко упал. В 1999 году началась эпоха экономического роста, а объем производства в России вырос во второй раз, начиная с 1991 года на 3.2% по сравнению с падением данного показателя на 4.6% в 1998 году. Этот рост был достигнут, несмотря на год "суматохи", которая включала в себя смену трех премьер-министров и отставку в канун Нового Года Президента Бориса Ельцина. Положительно сказался на экономическом положении России трехкратный рост мировых цен на нефть во второй половине 1999 года.

     Несмотря  на столь значительный спад, уже  в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень  низкий курс рубля по отношению к  ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста, а ВВП России в период с 1999 по 2005 годы увеличивался в среднем на 6.7% ежегодно, опираясь на высокие цены на нефть, "слабый" рубль, рост производства и сферы услуг.  
 

     2.3. Огосударствление, разгосударствление и приватизация 

     Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

     Огосударствление  имеет различные сферы и формы проявления:

     1) огосударствление процессов присвоения  условий, факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость формирования присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим. В этом предпосылка демократизации общества;

     2) огосударствление управления общественным  производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы, директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.

     Чрезвычайно высокая степень огосударствления и монополизации нашей экономики, сложившаяся вследствие господства административно-командной системы хозяйствования – главное препятствие для формирования рынка и развития конкуренции.

     Преодоление монополизма, развитие конкуренции, оздоровление экономики возможно на основе разгосударствления, которое означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

     Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

     Разгосударствление  может осуществляться по различным  направлениям:

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России