Уровень жизни и проблема бедности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной работы являются:

определить источники и структуру доходов населения России;
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;
охарактеризовать современные направления социальной политики государства.

Оглавление

Введение 4

1. Проблема неравенства доходов населения 6

1.1. Определение, виды и показатели доходов 6

1.2. Формирование доходов населения и уровень жизни 13

1.3. Дифференциация доходов населения 19

2. Бедность как экономическая проблема 22

2.1. Сущность и причины бедности 22

2.2. Система социальной защиты и ее развитие 27

2.3. Направления стабилизационной политики в России 30

Заключение 37

Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     Разрешение  такой острой социальной проблемы как  бедность есть одним из направлений  деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

     Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

         Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров)

     В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

     В странах с рыночной экономикой применяются  весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома престарелых и др.

      Одной из главных причин бедности является дифференциация доходов населения.

         За первые два месяца 2010 года снизились денежные доходы населения Пермского края.

        Денежные доходы населения Пермского края за январь-февраль 2010 года по предварительным данным составили 79414,6 млн. рублей (14661 рубль в среднем на душу в месяц), и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 5,3%. Однако, реальные (скорректированные на индекс потребительских цен) и реальные располагаемые (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы снизились соответственно на 2,1% и на 1,6%, сообщает территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю.

        Таким образом, за начало текущего года превышение денежных доходов населения над расходами составило 2857,5 млн. рублей.

        Также уменьшилось приобретение иностранной валюты в 4,0 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На сбережения (включая недвижимость и изменение задолженности по кредитам) было направлено в 2,2 раза больше денежных средств, чем в предыдущем году.

Рис. 3. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ  
ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА И ДЕФИЦИТ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА

 

  1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность населения 
с денежными доходами ниже 
величины прожиточного минимума:
                 
всего, тыс. человек 746,9 734,1 663,8 614,5 565,4 472,7 396,9 377,9 395,0
в % от общей  численности 
населения
25,2 25,5 1) 23,4 21,8 20,3 17,1 14,4 13,8 14,5
Дефицит денежного  дохода:                  
всего, млн. рублей 
(1995 г. - млрд. рублей)
58,1 272,7 393,2 434,2 455,4 430,9 429,4 485,1 621,8
в % от общего объема денежных 
доходов населения
4,0 3,9 3,4 2,9 2,6 1,9 1,4 1,3 1,4
 
 
 
 
 
 
 

1) В расчетах использованы ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, полученные на основе установленной в Пермской области потребительской корзины (в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

             Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни – денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума. Так, например, стоимость ПМ в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в Ульяновской области, и 2,3 раза – чем, например, в Москве. А в Москве стоимость ПМ более чем в 2 раза превышает стоимость ПМ в Татарстане.

      Различия  в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически, одного и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е. различия в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых доходов, по их покупательной способности. Назовём эти индикаторы нормированными среднедушевыми денежными доходами (НСДД). Чем больше величина НСДД, тем больше прожиточных минимумов можно купить на среднедушевой денежный доход, тем выше его реальное содержание при пространственном, т.е. межрегиональном сравнении.

      Дифференциация  регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону единой покупательной  способности рубля среднедушевому доходу населения – одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД в Агинском Бурятском А.О. (самый низкий уровень НСДД). Если исключить из рассмотрения эти крайние точки, как, по каким-то причинам, не представительные, то следующий по величине уровень дифференциации – 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О. больше НСДД в Корякском А.О. После исключения и этих вторых по порядку крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 – таково соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой все уже привыкли и воспринимают как должное.

      Несмотря  на принятый Федеральным собранием  РФ 2 июля и подписанный Президентом  РФ 17 июля 1999 г. Федеральный закон "О  государственной социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически (за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в соответствии со своим региональным законодательством) не оказывается, что имеет своим следствием существование почти 3%-го слоя голодающего населения.

      Крайне  высокая межрегиональная дифференциация нормированного среднедушевого денежного  дохода населения (т.е. скорректированного в направлении унификации покупательной  способности рубля) ставит под вопрос существование в РФ единого социально-экономического и политического пространства. Положение, когда в едином государстве уровень жизни в одних регионах превышают уровень жизни в других в пять, десять и более раз, не сможет существовать уже в ближайшем будущем, если не будет поддерживаться силовыми мерами.  

 

2.2. Система социальной  защиты и ее  развитие

          Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

     Одна  часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах. (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств – за счет прибылей предприятий).

     Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

     Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

     Первое  направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

     Второе  направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

     Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений – тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

     Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в  уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

     Стремление  к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальные справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет).

     Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

     Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью»

     Конечно, «рыночное» распределение доходов  несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это и есть «социально-ориентированное рыночное хозяйство»).

Информация о работе Уровень жизни и проблема бедности в России