Теория собственности в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрены основные этапы и формы приватизации в России и некоторые ее итоги.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие собственности
1.1 Собственность и её сущность
1.2 Отношения собственности в свете исторической диалектики.
1.3 Содержание и понятие права собственности.
1.4 Собственность как экономическая категория.
2 Основные черты разных форм собственности
3 Преобразования собственности.
3.1 Преобразование собственности. Перераспределение прав собственности и приватизация.
3.2 Особенности приватизации в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

моя курсовая1.docx

— 76.82 Кб (Скачать)

На рисунке 1 представлены формы собственности


                                       Рисунок 1 Формы собственности.

Детальный анализ смешанных и комбинированных  форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно приобретается в результате происходящих изменений во внутреннем содержании каждой формы или при образовании на их основе комбинированных объединений. Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения собственности, не обязательно предполагающие конкретные формы юридических лиц, предпринимательских и институциональных структур. Государство, например, обладает верховными правомочиями собственности на природные ресурсы. Лишь его страны могут иметь право на их разработки и определять условия раздела продукции и дохода между государством и предпринимательскими структурами. Субъекты федерации также обладают некоторыми правами, причем весьма существенными. И, наконец, фирмы, ведущие разработку недр, имеют свои правомочия. Сами фирмы могут быть представлены отечественными, зарубежными или совместными предприятиями. Каждый из выделенных уровней наделен своим кругом полномочий. В совокупности они образуют комбинированные отношения собственности по разработке природных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Преобразования собственности.

 

3.1 Преобразование  собственности. Перераспределение  прав собственности и приватизация.

 

Преобразования  собственности в России ассоциируются  чаще всего с приватизацией.

Однако  приватизация является только одной  из форм. Преобразования собственности  включают в себя как перераспределение  прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход  от одних форм собственности к другим. Изменение форм собственности, как уже отмечалось, ведет к изменению экономической власти только в случае особой концентрации правомочий в одних руках.

    Критерии эффективности преобразования  собственности

Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям.

Право бесстрастно  фиксирует переход прав собственности  от одних субъектов к другим. Вопрос о том, насколько эффективно объекты  собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу.

Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые  приведут к большим потерям, и  общественному регрессу. Другое отличие экономического подхода к от юридического состоит в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в присвоения. Например, физическое лицо обладает правом собственности на земельный участок. Независимо от того, обрабатывает оно этот участок или нет, его права собственности не изменятся, хотя по экономическому содержанию это две совершенно различные ситуации. Не изменяется его право собственности и в случае, если земельный участок будет обрабатываться наемными работниками. Однако это уже третья и принципиально иная ситуация с точки зрения реального экономического процесса присвоения при одном и том же праве частной собственности. Подобные примеры можно привести и применительно общественной собственности. Поэтому только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчлененное знание о реальном содержании собственности.

Данный  подход характерен для всех основных направлений экономической теории. Теория эффективного и рационального распределения ресурсов, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает следующее требование: преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потерн от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в государственном (общественном) секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако  принимаемые решения о преобразованиях  собственности в переходной экономике зачастую, как показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским). Все это может существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к экономическим потерям в данный момент времени.

Вместе  с тем следует учитывать краткосрочные  и долгосрочные последствия преобразований собственности. В этой связи существует проблема взвешивания краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Ее решение требует целый ряд особых экономических расчетов. В любом случае тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе.

Основные  особенности преобразования собственности  в переходной экономике России.

Выбор направлений  и форм преобразований в переходной экономике России осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий.

Приватизация  в России была осуществлена в радикальном  варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Закон РСФСР "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации.

Широкомасштабный  процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся  на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока".

 

 

3.2 Особенности приватизации в России.

 

В чем  состояли основные особенности российского  процесса приватизации?

1 Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

2 Приоритетность  одной формы. В качестве приоритетного  направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3 Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. К лету 1992 г. возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации. Для проверки оценки имущества предприятий они не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

4 Социальная деформированность при быстрой концентрации Капитала.

Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

Реальные  результаты приватизации состояли в  массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки.

5 Форсирование  развития фондового рынка. К  изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка. первоначальное распределение акций осуществлялось в следующем порядке. По первому варианту льгот для трудовых коллективов разрешалось приобретение по затратной подписке: 25% привилегированных акций, 10% обыкновенных акций и 5% акций составлял опцион для руководства предприятия. По второму варианту льгот - 5) % голосующих акций для членов трудового коллектива. По третьему варианту - 20% для инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20% - для трудового коллектива.

Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке.

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 2004-2008 гг. представлена в таблице 1

 

2004

2005

2006

2007

2008

Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий, 
объектов – всего

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам собственности1):

         

федеральная

7063

5685

1875

928

374

субъектов Российской Федерации

9521

5112

1317

715

548

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных  предприятий и не завершенных  строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

продажа недвижимости

-

-

15,4

22,9

38,5

продажа земли

-

-

0,6

1,5

2,6

прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5


 Таблица  1 Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

Следует отметить, что акции приватизированных  предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсовое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением тому служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде производства на предприятиях. Тем не менее, сегмент фондового рынка, порожденный акциями приватизируемых предприятий, явился важным катализатором рыночных преобразований особого типа.

Информация о работе Теория собственности в рыночной экономике