Теория рационального поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. "Основная идея экономики — по словам американского экономиста Т. Скитовски -, заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке". Именно решения отдельных потребителей о приобретении того или иного товара формируют в конечном счете рыночный спрос, предопределяют в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 3
1.1 Понятие потребительского поведения. 3
1.2.Предпочтения потребителя. 3
1.3. Полезность как основа выбора потребителя. 3
2.БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 3
3.ЗАКОНЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ 3
3.1. Кривая «доход-потребление». 3
3.2. Кривая «цена-потребление». 3
4.ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ И ЭФФЕКТ ДОХОДА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 112.26 Кб (Скачать)

При понижении цены одного из товаров точка пересечения  бюджетной кривой с осью координат  будет  отодвигаться все дальше от начала координат, а поле выбора потребителя  увеличится4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЗАКОНЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ

3.1. Кривая  «доход-потребление».

Увеличение денежного  дохода означает смещение бюджетной  линии вправо вверх. Аналогичный  результат может быть достигнут  при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального  дохода. При уменьшении денежного  дохода или росте цен бюджетная  линия смещается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение  В1, В2, В3, …, Вn.  Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями  показывают последовательные положения  равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.3.1.1).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат  под углом 45° , это значит, что  с ростом дохода потребитель в  одинаковой пропорции увеличивает  потребление и блага Х, и блага  У. Если же покупки увеличиваются  непропорционально, то изменяется угол наклона кривой5.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1.1. Кривая  «доход—потребление»

3.2. Кривая  «цена-потребление».

Исследуя кривые “доход-потребление”, мы исходили из предположения, что изменяется лишь доход, а все другие факторы спроса остаются неизменными. Если изменить исходные посылки, зафиксировать как неизменный доход, а ввести в модель как экономическую переменную цены, то можно построить кривую “цена-потребление”.

Снижение цен на товар  Х приведет к повороту кривой бюджетных  ограничений и к новой точке  ее пересечения с осью Х, больше отдаленной от начала координат. Если  доход  и цены на другие товары остаются неизменным, то точка пересечения с осью Y останется прежней.Кривая “цена-потребление” показывает, как изменяется объем закупок товара Х (точки F1, F2, F3 на рис. 3.2.2) при переходе к другому уровню цен на этот товар при неизменности всех других факторов спроса.

 



 

 

 

 

 

 

Рис..3.2.2. Кривая  «цена—потребление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ И  ЭФФЕКТ ДОХОДА

 

Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ — совокупность определенных количеств различных  благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.

К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение  цены, так как оно меняет объем  доступных благ и их относительные  цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение  относительных цен и реального  дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый индивид, используя  блага для удовлетворения своих  потребностей, выступает в роли потребителя. Осуществляя выбор необходимых  ему товаров и услуг по сложившимся  рыночным ценам, он оценивает деятельность их производителей. Такая оценка конкретного  блага дана в объеме его продажи. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому спрос на товары и услуги определяет их производство. Имея в виду данный факт, экономисты говорят о суверенитете потребителя, т.е. его способности определять производство. Таким качеством потребители  обладают только в условиях свободного выбора. Любая форма ограничения  свободы (нормированное распределение  по карточкам, талонам и т.д.) нарушает связи между производителями  и потребителями и лишает возможности  тех и других принимать оптимальные  решения. Поэтому экономическая  система, где руководящие органы решают какую потребность потребителя  удовлетворять, является неэффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Микроэкономика. Завтра экзамен. 8-е изд./ Г.Р.Вечканова, Г.С.Вечканов - СПб.:Питер,2010
  2. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов / Е.А.Татарников, Н.А.Богатырева,О.Ю.Бутова. — М.: Издательство «Экзамен», 2005
  3. М.А.Сажина,Г.Г.Чибриков.Экономическая теория. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма,2007
  4. http://www.aup.ru/books/m174/4_4.htm
  5. http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/zakon/dohod-i-zam.html

1 Микроэкономика. Завтра экзамен. 8-е изд./Г.Р.Вечканова, Г.С.Вечканов - СПб.:Питер,2010.-с.62.

 

2 Микроэкономика. Завтра экзамен. 8-е изд./ Г.Р.Вечканова, Г.С.Вечканов - СПб.:Питер,2010-с.62-64.

3 Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов / Е.А.Татарников, Н.А.Богатырева,О.Ю.Бутова. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. —с.32-33.

4М.А.Сажина,Г.Г.Чибриков.Экономическая теория. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма,

2007. – с. 219-221.

5http://www.aup.ru/books/m174/4_4.htm

6 http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/zakon/dohod-i-zam.html

 


Информация о работе Теория рационального поведения потребителя