Теория человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы. .

Оглавление

Введение

1. Теория человеческого капитала

2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов”

3. Измерение индивидуальной стоимости работника

4. Кадровая политика

Заключение

Файлы: 1 файл

Теория человеческого капитала.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

В чем-то похожие принципы ротаций действуют в OCS. С одной стороны, по словам Натальи Соболевой, в компании практически отсутствует иерархия и, значит, существует максимальная свобода горизонтальных и вертикальных передвижений сотрудников. С другой стороны, легкость карьерного развития в компании относительна. „ВOCS растут только инноваторы- люди, которые, условно говоря, подбирают работу с пола, то есть находят для себя новые направления деятельности и сами предлагают компании идеи,- рассказывает Соболева.- Человек, просто качественно выполняющий свои обязанности и ожидающий, пока перед ним поставят новые задачи, у нас не может вырасти“.  

Таким образом, и „Буквоед“, и OCS не только определили, где сосредоточены точки роста их компаний, но и ответили на вопрос: если лучшие сотрудники будут постоянно перебрасываться на перспективные направления, то кто обеспечит текущие результаты работы фирмы?- Те, кто неспособен расти. Кстати, с внешнего рынка Котов предпочитает брать именно людей, задействованных, по его выражению, в„механистических процессах“, зависящих больше от технологии, чем от человека.  

О предмете заботы  

Безусловно, ставка на внутренние ресурсы не снимает проблему дефицита персонала, но значительно ее смягчает. „Нам ненужно заниматься затыканием дыр,- говорит Наталья Соболева.- У нас очень низкая „текучка“ и не приходится закрывать вакансии людьми, которые нам не полностью подходят. Компания может позволить себе искать нужного сотрудника полгода“. 

Если  дефицит, в принципе, можно смягчить- значит, в большинстве случаев его наличие все-таки субъективно. Видимо, среди руководителей отечественных фирм мало людей, готовых вслед за Николаем Мужиковым констатировать: „Студент, приходящий к нам на стажировку, а в последствии сотрудник компании, является для „Транзаса“ нерабочей силой, а предметом заботы“.  

Речь  идет не столько о системе бонусов и социальных гарантий, сколько о желании или нежелании фирм соблюдать профессиональные и карьерные интересы сотрудников, хотя бы пытаться поверить в их возможности и делегировать им полномочия. Татьяна Солтицкая считает: „Субъективный дефицит кадров, как правило, возникает в корпоративной культуре, которую можно назвать исполнительской. Такая культура предполагает жесткую привязку сотрудников к их рабочим местам и„непосредственным обязанностям“. Инициатива не требуется и, соответственно, никем, кроме нескольких топ-менеджеров, не проявляется“.Описанная культура была весьма эффективна, когда перед российскими компаниями стояли понятные краткосрочные задачи- вывести принадлежащие им заводы из кризиса, освоить локальные рынки ит.д. Сейчас, когда надо, например, работать на малознакомых региональных рынках или, что еще хуже, вступать в конкуренцию с западными компаниями, топ-менеджеру нужна мыслящая команда, потому что он сам только отчасти понимает, как справляться с угрозами.  

Многие  руководители осознают, что ситуация изменилась. Но осознания мало. „Без масштабных инвестиций в культуру компании проблема дефицита персонала для роста не решается“,- утверждает Солтицкая. Понятно, на чем основано ее утверждение: даже если на рынке удастся найти инициативных людей, они не приживутся в компании исполнителей. И на оборот, когда компании объективно нужны думающие менеджеры с рынка, субъективные факторы, прежде всего культура фирмы, заметно облегчают поиск. Большая доля истины содержится в словах бизнес-консультанта Андрея Подпорина, чья статья „Миф о кадровом голоде“, размещенная нас айте E-xecutive, активно цитируется в последнее время. В частности, обращаясь к руководителям, Подпорин пишет: „На многие вакансии вам приведут людей ваши сотрудники, довольные своей работой, вами и предприятием“. Как говорится, ни добавить- ни убавить.  

Приложение 3. Лауреаты Нобелевской премии в  области теории человеческого капитала 

Теодор  Шульц. 

Год получения  премии: 1979 год. За что получил премию: за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам  развивающихся стран 

Родился в Арлингтоне (Южная Дакота, США) в 1902 г. Окончил Государственный колледж Южной Дакоты (бакалавр, 1926 г.), затем продолжил свое образование в Университете Висконсина, где в 1928 г. получил степень магистра, а в 1930 г. - доктора экономики. По окончании университета Шульц преподавал экономику сельского хозяйства в Государственном колледже Айовы (1930-43), а с 1943 г. в течение почти четырех десятилетий был профессором Чикагского университета. Большинство работ Шульца связано с экономикой сельского хозяйства и экономикой образования. Еще во время учебы в Университете Висконсина Шульц участвует в работе по подготовке нового аграрного законодательства США, сыгравшего огромную роль в преодолении последствий Великой депрессии. В 50-х годах Шульц проводит анализ последствий осуществления "плана Маршалла" и руководит проектом технической помощи Латинской Америке. В 1964 г., исследуя процессы "зеленой революции", охватившей в основном азиатские и южно-американские государства, он публикует книгу "Преобразуя традиционное сельское хозяйство". В этой работе показана важнейшая роль аграрной технологии: даже незначительное повышение ее уровня приводит к увеличению урожайности, и страны "третьего мира", не прибегая к помощи многомиллиардных займов и субсидий, начинают самостоятельно решать свои проблемы. Был также описан и ряд сложностей, возникающих в связи с применением новых технологий. Считая, что фермеры действуют рационально и эффективно только в пределах имеющейся у них информации, Шульц рассматривал ее недостаточность как главную проблему. Шульц - пионер исследований "человеческого капитала". Экономисты, рассчитывая стоимость физического капитала и земли, традиционно придавали меньше значения оценке труда. В эпоху научно-технической революции требовалось пересмотреть роль образования в создании капитала. В статье 1960 г. Шульц предпринял первую попытку оценки труда, включив в нее доход, потерянный за время обучения. Доказывая, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Шульц призывал развивающиеся страны делать крупные инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста страны, чем строительство новых фабрик и заводов. Основные работы: The Economic Value of Education. New York: Columbia U. Press, 1963. Transforming Traditional Agriculture. New Haven: YaleU. Press, 1964. Economic Groivth and Agriculture. New York: McGraw Hill, 1968. Investments in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York: Macmillan Co., 1971. [11 

Гарри Стенли Беккер. 

Год получения  премии: 1992 г. За что получил премию: за исследования широкого круга проблем  человеческого поведения и реагирования, не ограничивающегося только рыночным поведением. 

Лауреат Нобелевской премии 1992 года "за расширение области применения микроэкономического анализа к широкому кругу проблем человеческого поведения и взаимодействия, включая поведение вне рыночной сферы". Родился в 1930 г. в Поттстауне, Пенсильвания (США). Окончил Принстонский университет (1951). Получил степень доктора в Чикагском университете (1955). Стал профессором Колумбийского университета в 1960 г. Профессор Чикагского университета с 1970г Гэри Беккер - один из наиболее оригинальных умов в современной экономической науке. Каждая его работа открывала новые горизонты экономического анализа, устанавливала связь широко известных и, казалось, не связанных друг с другом явлений с действием какого-то одного общего принципа. В своей докторской диссертации "Экономика дискриминации* (1957) он попытался согласовать конкурентную модель рынка труда с наблюдаемыми фактами неодинаковой оплаты труда белых и черных работников. Для этого он ввел в функции полезности работодателей "пристрастие" к дискриминации. Не сразу привлекшая внимание, эта работа в конце концов дала толчок целой серии объяснений устойчивым различиям в заработках в зависимости от пола и расы. Беккер создал общую теорию формирования человеческого капитала посредством обучения в школе и на производстве. Его книга "Человеческий капитал" (1964) положила начало перевороту в экономическом мышлении. Статья Беккера "Преступление и наказание: экономический подход" (1968) предложила неожиданную точку зрения на преступление как на всего лишь еще одну профессию, которую некоторые люди выбирают по совершенно рациональным основаниям: с учетом ожидаемых выгод от преступления, ожидаемых издержек вероятного ареста и наказания и своего субъективного отношения к риску быть наказанным. В статье "Теория распределения времени" (1965) Беккер исследовал мотивы разделения труда между членами семьи социального института, который до тех пор почти полностью игнорировался экономической теорией. Он развил этот подход дальше, добавив к предмету анализа принятие людьми решений о том, чтобы иметь детей, затем - принятие решений об их образовании и, наконец, принятие решений о заключении и расторжении брака. "Экономический подход к семейному поведению" (1976) был первым изложением этой теории, за которым последовал более обстоятельный "Трактат о семье" (1981). Беккеровская "новая экономическая теория семьи" порвала со старой концепцией семьи как единого субъекта потребления и вместо этого стала рассматривать семью как производственную единицу, включающую нескольких лиц, принимающих решения. Семья буквально производит "совместную полезность" с помощью ресурсов из времени, умений и знаний различных членов семьи. Беккер открыл, таким образом, для экономистов такую область исследований, которая формально была заботой только социологов, антропологов и психологов, и, сделав это, он расширил границы экономической науки больше, чем любой другой экономист. Экономический подход, по словам Беккера, дает целостную схему для понимания человеческого поведения, к выработке которой издавна, но безуспешно стремились и И. Вентам, и К. Маркс, и многие другие (Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 1. С. 38). 

Список  литературы 

[1] Мировая  экономика и международные отношения, 2001, №12, С.42. 

[2] Экономическая  энциклопедия. М., 1999, С.275. 

[3]См.:Добрынин  А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в 

транзитивной  экономике: Формирование, оценка, эффективность  использования. 

СПб.:Наука, 1999, С.44. 

[4]Мировая  экономика и международные отношения, 2001, №12, С.49. 

[5] Управление  персоналом 

Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина 

[6] Теория  человеческого капитала, аннотация 

98, Ростислав  Исакович Капелюшников 

[7]- Капелюшников  Р.И. Современные буржуазные концепции  формирования рабочей силы: критический  анализ. М.: Наука, 1981;  

- Arrow, Kenneth. Higher education as a filter: -"Journal of Public Economics", 1973, vol. 2, N 3;  

- Becker, Gary S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., 1964;  

- 2 ed. N.Y., 1975 (рус. пер.: Беккер, Гэри. Человеческий  капитал (главы из книги). -- "США: экономика, политика, идеология", 1993, NN 11--12);  

- Berg, Ivor. Education and jobs: the great training robbery. N.Y., 1972;  

- Blaug, Mark. The empirical status of human capital theory: a slightly jaundiced survey. -- "Journal of Economic Literature", 1976, vol. 14, N 3;  

- Chiswick, Barry R. Income inequality: regional analysis within a human capital framework. N.Y. 1974;  

- Denison, Edward F. The sources of economic growth in the United States and the alternatives before us. N.Y. 1962;  

- Kendrick, Jhon W. Formation and stocks of total capital. N. Y. 1976 (рус. пер.: Кендрик,Джон. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978);  

- Mincer, Jacob. Schooling, experience and earnings. N.Y. 1975;  

- Psacharopoulos, George. Returns to education: an international comparison. Amsterdam, 1973;  

- Schultz, Theodore W. Economic value of education. N.Y., 1963;  

- Schultz, Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971;  

- Spence A.M. Market signalling. Cambridge (Mass.), 1974.  

[8] Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания - cоздатель знания - сс. 292 - 320 

[9] «Эксперт  Северо-Запад» №47(252), 12 декабря 2005  

Ценности  нового времени. Елена Кром  

[10] «Эксперт  Северо-Запад» №36(241), 26 сентября 2005.Непеняй нарынок 

[11] журнал "Экономическая школа", вып. 2. (Раздел "Олимп"

Информация о работе Теория человеческого капитала