Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:19, курсовая работа
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы. .
Введение
1. Теория человеческого капитала
2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов”
3. Измерение индивидуальной стоимости работника
4. Кадровая политика
Заключение
В чем-то
похожие принципы ротаций действуют в
OCS. С одной стороны, по словам Натальи
Соболевой, в компании практически отсутствует
иерархия и, значит, существует максимальная
свобода горизонтальных и вертикальных
передвижений сотрудников. С другой стороны,
легкость карьерного развития в компании
относительна. „ВOCS растут только инноваторы-
люди, которые, условно говоря, подбирают
работу с пола, то есть находят для себя
новые направления деятельности и сами
предлагают компании идеи,- рассказывает
Соболева.- Человек, просто качественно
выполняющий свои обязанности и ожидающий,
пока перед ним поставят новые задачи,
у нас не может вырасти“.
Таким
образом, и „Буквоед“, и OCS не только определили,
где сосредоточены точки роста их компаний,
но и ответили на вопрос: если лучшие сотрудники
будут постоянно перебрасываться на перспективные
направления, то кто обеспечит текущие
результаты работы фирмы?- Те, кто неспособен
расти. Кстати, с внешнего рынка Котов
предпочитает брать именно людей, задействованных,
по его выражению, в„механистических
процессах“, зависящих больше от технологии,
чем от человека.
О предмете
заботы
Безусловно,
ставка на внутренние ресурсы не снимает
проблему дефицита персонала, но значительно
ее смягчает. „Нам ненужно заниматься
затыканием дыр,- говорит Наталья Соболева.-
У нас очень низкая „текучка“ и не приходится
закрывать вакансии людьми, которые нам
не полностью подходят. Компания может
позволить себе искать нужного сотрудника
полгода“.
Если
дефицит, в принципе, можно смягчить- значит,
в большинстве случаев его наличие все-таки
субъективно. Видимо, среди руководителей
отечественных фирм мало людей, готовых
вслед за Николаем Мужиковым констатировать:
„Студент, приходящий к нам на стажировку,
а в последствии сотрудник компании, является
для „Транзаса“ нерабочей силой, а предметом
заботы“.
Речь
идет не столько о системе бонусов и социальных
гарантий, сколько о желании или нежелании
фирм соблюдать профессиональные и карьерные
интересы сотрудников, хотя бы пытаться
поверить в их возможности и делегировать
им полномочия. Татьяна Солтицкая считает:
„Субъективный дефицит кадров, как правило,
возникает в корпоративной культуре, которую
можно назвать исполнительской. Такая
культура предполагает жесткую привязку
сотрудников к их рабочим местам и„непосредственным
обязанностям“. Инициатива не требуется
и, соответственно, никем, кроме нескольких
топ-менеджеров, не проявляется“.Описанная
культура была весьма эффективна, когда
перед российскими компаниями стояли
понятные краткосрочные задачи- вывести
принадлежащие им заводы из кризиса, освоить
локальные рынки ит.д. Сейчас, когда надо,
например, работать на малознакомых региональных
рынках или, что еще хуже, вступать в конкуренцию
с западными компаниями, топ-менеджеру
нужна мыслящая команда, потому что он
сам только отчасти понимает, как справляться
с угрозами.
Многие
руководители осознают, что ситуация
изменилась. Но осознания мало. „Без масштабных
инвестиций в культуру компании проблема
дефицита персонала для роста не решается“,-
утверждает Солтицкая. Понятно, на чем
основано ее утверждение: даже если на
рынке удастся найти инициативных людей,
они не приживутся в компании исполнителей.
И на оборот, когда компании объективно
нужны думающие менеджеры с рынка, субъективные
факторы, прежде всего культура фирмы,
заметно облегчают поиск. Большая доля
истины содержится в словах бизнес-консультанта
Андрея Подпорина, чья статья „Миф о кадровом
голоде“, размещенная нас айте E-xecutive,
активно цитируется в последнее время.
В частности, обращаясь к руководителям,
Подпорин пишет: „На многие вакансии вам
приведут людей ваши сотрудники, довольные
своей работой, вами и предприятием“.
Как говорится, ни добавить- ни убавить.
Приложение
3. Лауреаты Нобелевской премии в
области теории человеческого капитала
Теодор
Шульц.
Год получения
премии: 1979 год. За что получил премию:
за новаторские исследования экономического
развития... в приложении к проблемам
развивающихся стран
Родился
в Арлингтоне (Южная Дакота, США)
в 1902 г. Окончил Государственный колледж
Южной Дакоты (бакалавр, 1926 г.), затем продолжил
свое образование в Университете Висконсина,
где в 1928 г. получил степень магистра, а
в 1930 г. - доктора экономики. По окончании
университета Шульц преподавал экономику
сельского хозяйства в Государственном
колледже Айовы (1930-43), а с 1943 г. в течение
почти четырех десятилетий был профессором
Чикагского университета. Большинство
работ Шульца связано с экономикой сельского
хозяйства и экономикой образования. Еще
во время учебы в Университете Висконсина
Шульц участвует в работе по подготовке
нового аграрного законодательства США,
сыгравшего огромную роль в преодолении
последствий Великой депрессии. В 50-х годах
Шульц проводит анализ последствий осуществления
"плана Маршалла" и руководит проектом
технической помощи Латинской Америке.
В 1964 г., исследуя процессы "зеленой
революции", охватившей в основном азиатские
и южно-американские государства, он публикует
книгу "Преобразуя традиционное сельское
хозяйство". В этой работе показана
важнейшая роль аграрной технологии: даже
незначительное повышение ее уровня приводит
к увеличению урожайности, и страны "третьего
мира", не прибегая к помощи многомиллиардных
займов и субсидий, начинают самостоятельно
решать свои проблемы. Был также описан
и ряд сложностей, возникающих в связи
с применением новых технологий. Считая,
что фермеры действуют рационально и эффективно
только в пределах имеющейся у них информации,
Шульц рассматривал ее недостаточность
как главную проблему. Шульц - пионер исследований
"человеческого капитала". Экономисты,
рассчитывая стоимость физического капитала
и земли, традиционно придавали меньше
значения оценке труда. В эпоху научно-технической
революции требовалось пересмотреть роль
образования в создании капитала. В статье
1960 г. Шульц предпринял первую попытку
оценки труда, включив в нее доход, потерянный
за время обучения. Доказывая, что в экономике
США доход от человеческого капитала больше,
чем от капитала физического, Шульц призывал
развивающиеся страны делать крупные
инвестиции в образование, здравоохранение
и науку. Развитие этих сфер, по его мнению,
важнее для экономического роста страны,
чем строительство новых фабрик и заводов.
Основные работы: The Economic Value of Education. New
York: Columbia U. Press, 1963. Transforming Traditional Agriculture.
New Haven: YaleU. Press, 1964. Economic Groivth and Agriculture. New
York: McGraw Hill, 1968. Investments in Human Capital: The Role of Education
and of Research. New York: Macmillan Co., 1971. [11
Гарри
Стенли Беккер.
Год получения
премии: 1992 г. За что получил премию:
за исследования широкого круга проблем
человеческого поведения и
Лауреат
Нобелевской премии 1992 года "за расширение
области применения микроэкономического
анализа к широкому кругу проблем человеческого
поведения и взаимодействия, включая поведение
вне рыночной сферы". Родился в 1930 г.
в Поттстауне, Пенсильвания (США). Окончил
Принстонский университет (1951). Получил
степень доктора в Чикагском университете
(1955). Стал профессором Колумбийского университета
в 1960 г. Профессор Чикагского университета
с 1970г Гэри Беккер - один из наиболее оригинальных
умов в современной экономической науке.
Каждая его работа открывала новые горизонты
экономического анализа, устанавливала
связь широко известных и, казалось, не
связанных друг с другом явлений с действием
какого-то одного общего принципа. В своей
докторской диссертации "Экономика
дискриминации* (1957) он попытался согласовать
конкурентную модель рынка труда с наблюдаемыми
фактами неодинаковой оплаты труда белых
и черных работников. Для этого он ввел
в функции полезности работодателей "пристрастие"
к дискриминации. Не сразу привлекшая
внимание, эта работа в конце концов дала
толчок целой серии объяснений устойчивым
различиям в заработках в зависимости
от пола и расы. Беккер создал общую теорию
формирования человеческого капитала
посредством обучения в школе и на производстве.
Его книга "Человеческий капитал"
(1964) положила начало перевороту в экономическом
мышлении. Статья Беккера "Преступление
и наказание: экономический подход"
(1968) предложила неожиданную точку зрения
на преступление как на всего лишь еще
одну профессию, которую некоторые люди
выбирают по совершенно рациональным
основаниям: с учетом ожидаемых выгод
от преступления, ожидаемых издержек вероятного
ареста и наказания и своего субъективного
отношения к риску быть наказанным. В статье
"Теория распределения времени" (1965)
Беккер исследовал мотивы разделения
труда между членами семьи социального
института, который до тех пор почти полностью
игнорировался экономической теорией.
Он развил этот подход дальше, добавив
к предмету анализа принятие людьми решений
о том, чтобы иметь детей, затем - принятие
решений об их образовании и, наконец,
принятие решений о заключении и расторжении
брака. "Экономический подход к семейному
поведению" (1976) был первым изложением
этой теории, за которым последовал более
обстоятельный "Трактат о семье"
(1981). Беккеровская "новая экономическая
теория семьи" порвала со старой концепцией
семьи как единого субъекта потребления
и вместо этого стала рассматривать семью
как производственную единицу, включающую
нескольких лиц, принимающих решения.
Семья буквально производит "совместную
полезность" с помощью ресурсов из времени,
умений и знаний различных членов семьи.
Беккер открыл, таким образом, для экономистов
такую область исследований, которая формально
была заботой только социологов, антропологов
и психологов, и, сделав это, он расширил
границы экономической науки больше, чем
любой другой экономист. Экономический
подход, по словам Беккера, дает целостную
схему для понимания человеческого поведения,
к выработке которой издавна, но безуспешно
стремились и И. Вентам, и К. Маркс, и многие
другие (Беккер Г. Экономический анализ
и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т.
1, вып. 1. С. 38).
Список
литературы
[1] Мировая
экономика и международные
[2] Экономическая
энциклопедия. М., 1999, С.275.
[3]См.:Добрынин
А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий
капитал в
транзитивной
экономике: Формирование, оценка, эффективность
использования.
СПб.:Наука,
1999, С.44.
[4]Мировая
экономика и международные
[5] Управление
персоналом
Под ред.
Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина
[6] Теория
человеческого капитала, аннотация
98, Ростислав
Исакович Капелюшников
[7]- Капелюшников
Р.И. Современные буржуазные
- Arrow, Kenneth.
Higher education as a filter: -"Journal of Public Economics",
1973, vol. 2, N 3;
- Becker, Gary
S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference
to education. N.Y., 1964;
- 2 ed. N.Y.,
1975 (рус. пер.: Беккер, Гэри. Человеческий
капитал (главы из книги). -- "США:
экономика, политика, идеология", 1993,
NN 11--12);
- Berg, Ivor.
Education and jobs: the great training robbery. N.Y., 1972;
- Blaug, Mark.
The empirical status of human capital theory: a slightly jaundiced survey.
-- "Journal of Economic Literature", 1976, vol. 14, N 3;
- Chiswick,
Barry R. Income inequality: regional analysis within a human capital
framework. N.Y. 1974;
- Denison,
Edward F. The sources of economic growth in the United States and the
alternatives before us. N.Y. 1962;
- Kendrick,
Jhon W. Formation and stocks of total capital. N. Y. 1976 (рус. пер.:
Кендрик,Джон. Совокупный капитал США
и его формирование. М.: Прогресс, 1978);
- Mincer, Jacob.
Schooling, experience and earnings. N.Y. 1975;
- Psacharopoulos,
George. Returns to education: an international comparison. Amsterdam,
1973;
- Schultz,
Theodore W. Economic value of education. N.Y., 1963;
- Schultz,
Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of
research. N.Y., 1971;
- Spence A.M.
Market signalling. Cambridge (Mass.), 1974.
[8] Нонака
Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания
- cоздатель знания - сс. 292 - 320
[9] «Эксперт
Северо-Запад» №47(252), 12 декабря 2005
Ценности
нового времени. Елена Кром
[10] «Эксперт
Северо-Запад» №36(241), 26 сентября 2005.Непеняй
нарынок
[11] журнал "Экономическая школа", вып. 2. (Раздел "Олимп"