Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 09:25, курсовая работа
Краткое описание
Любое общество может существовать и улучшать материальные и духовные условия жизни людей, если оно осуществляет расширенное воспроизводство валового национального продукта, рабочей силы и экономических отношений. Расширенное воспроизводство находит свое воплощение в экономическом росте (ЭР), означающем количественное увеличение и качественное совершенствование всех параметров воспроизводства. Цель работы – исследовать Теории экономического роста и их эволюцию. В работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть типы и модели экономического роста 2. Исследовать концепции стадий экономического роста 3. Изучить тип, факторы и стадию экономического роста в России Объектом исследования - являются теории экономического роста и их эволюция. Предметом исследования - являются основные типы и модели экономического роста, а также исследования факторов и стадий экономического роста в России .
Оглавление
Введение………………………………………………………………….4 1.Основные типы и модели экономического роста……………………6 1.1.Типы экономического роста 1.2. Модели экономического роста 2.Концепции стадий экономическогороста……………………………14 2.1 Теория стадий экономического роста 3.Тип,факторы,и стадия эконоического роста в России………………19 3.1.Тип экономического роста в России 3.2.Стадии экономического роста У. Ростоу 3.3. Факторы экономического роста Заключение………………………………………………………………26 Библиографический список…………………………………………….28
Первая стадия — традиционное общество (сельское хозяйство, рутинная
техника, землевладение, земельная рента).
Вторая стадия — переходное
общество, период создания предпосылок
«сдвига» (take-off): увеличение капиталовложений
в расчете на душу населения, рост производительности
сельского хозяйства, появление «предпринимателей».
Третья стадия — «сдвиг», промышленная
революция, накопление капитала, быстрый
рост промышленности, радикальная смена
методов производства (по У. Ростоу, на
этой стадии Англия находилась 8 конце
XVIII в., Франция и США — в середине XIXв.,
Германия — во второй половине XIXв., Россия
— в 1890 — 1914 гг., Индия и Китай — в начале
50-х гг. XX в.).
Четвертая стадия — «зрелость» индустриального общества: бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей
производства, увеличение доли квалифицированного
труда.
Пятая стадия — эра «массового
потребления», основными проблемами общества становятся проблемы потребления,
а не производства, основными отраслями
промышленности — сфера
услуг и производства товаров массового
потребления, а не традиционные отрасли.
Этап
Стадии роста
Россия
Период
Вехи
Социальная система
Традиционное общество
Кризис традиционного
общества(конец I стадии по У. Ростоу)
«Развитой социализм»(или
«Застой» и «Перестройка»)
Информационное общество
Постиндустриальное
общество
По сей день
-
Постсоциализм(конвергнция
капитализма)
Информационная революция
-
-
Таблица.2 стадии экономического
роста
3.3Факторы экономического
роста
Существуют множество факторов,
влияющих на экономический рост страны,
но ключевых всего два. Во-первых, накопление
капитала - физического или человеческого
в расчете на одного занятого или душу
населения. Во-вторых, изменения технологического
уровня экономики, выражаемые показателем
общей факторной продуктивности (ОФП).
Данные изменения отражают темпы технического
прогресса и структурных сдвигов в экономике.
Все прочие факторы (политика государства,
предпочтения населения и институты рынка,
определяющие инвестиционный климат в
стране, уровень развития инфраструктурных
секторов и т. д.), оказывают позитивное
или негативное влияние на темпы экономического
роста через эти два процесса.
Экономисты много лет спорят
об относительной значимости накопления
капитала и роста ОФП. С одной стороны,
хорошо известно, что недостаток производственного
капитала в слаборазвитых странах сдерживает
их развитие. Инвестиции не идут в эти
страны, несмотря на потенциально очень
высокую отдачу, что больше всего препятствует
их интеграции с мировой экономикой. С
другой стороны, как показывает регрессионный
анализ, межстрановая вариация темпов
роста в большей мере объясняется различиями
в ОФП, а не в темпах накопления капитала.
Существует точка зрения, высказанная,
к примеру, Эрнандо де Сото, что если капитальное
имущество, имеющееся в бедных странах
правильно оценить, то его величина оказывается
намного выше стандартных оценок по системе
национальных счетов.
Еще один аргумент в пользу
доминирующей роли ОФП как фактора роста
является тот факт, что долговременные
нормы сбережений в развитых и развивающихся
странах варьируют слишком слабо, чтобы
объяснить вариации доходов на душу населения.
Например, в развитых странах и беднейших
странах Африки они примерно одинаковы
и составляют в среднем примерно 20% ВВП.
Что касается накопления человеческого
капитала как фактора роста, то основной
вопрос в том, как этот капитал измерять.
Говоря о роли данного фактора в экономическом
развитии, теория роста имеет в виду знания
и практический опыт, необходимые в производстве
и продвижении на рынок продукции. Данные
навыки являются в значительной мере следствием
обучения на практике и лишь косвенным
образом зависят от уровня образования.
Однако, большая часть эмпирических исследований
роста основываются на измерениях именно
уровня образования, который на самом
деле взаимосвязан с уровнем развития
страны.
Конечно, образовательный уровень
позитивно влияет на эффективность производства
и процессов обучения, повышая восприимчивость
работников к новым технологиям, ноу-хау
и т. д. Но сам по себе он не гарантирует
высоких темпов роста, особенно если в
экономике отсутствуют механизмы его
генерации. Экономика бывшего СССР, да
и современной России представляет в этом
смысле яркий пример: доля лиц с высшим
образованием в нашей стране была и остается
сопоставимой с аналогичными показателями
в передовых странах, однако это практически
не сказалось на ее экономической динамике.
Сделаем вывод, что существующие
факторы, влияющие на экономический рост
страны, а всего их два. В каждом из которых
есть свой процесс экономического роста.
Через которые в следствии и оказывают
позитивное или негативное влияние на
темпы экономического роста в России.
Проведённые в курсовой
работе исследования позволили сделать
следующие выводы:
1) Экономический рост
можно определить как рост
реального ВНП или рост реального
ВНП на душу населения. Он обеспечивает
прирост производства, используемый
для решения внутренних и международных
социально-экономических проблем.
2) Экономический рост
определяется следующими факторами:
природные ресурсы, трудовые ресурсы,
капитал, технологии.
3) При экстенсивном экономическом
росте достигается сокращение
уровня безработицы, достижения
полной занятости, которая позволяет
увеличить темпы роста. Но это
явление временно, т.к. состояние
полной занятости не может
восполняться ежегодно и на
следующий год темп роста будет
такой же.
4) Экстенсивный путь развития
носит застойный характер, фактически
нет технического прогресса, морально
и физически изнашиваются производственные
основные фонды, снижается фондовооруженность
работников.
5) Государство может играть
значительную роль в экономическом
росте при правильной налоговой
политике и политике инвестирования.
6) Циклическое развитие
– это проявление самой сущности
развития производства, его естественное
свойство, способ его прогрессивного
движения. То есть — это форма
движения национальных экономик
и мирового хозяйства как единого
целого, предполагающая смену революционных
и эволюционных стадий развития
экономики, экономического прогресса.
И, наконец, мы подтвердили,
что экономика нашей страны также описывается
общепринятыми экономическими категориями
и подчиняется классическим законам развития
рыночного хозяйства.
Библиографический список
Волошин Д.И. Статья журнала
Экономист “Развитие и рост в концепции
многоуровневой экономики”, 2008
Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. Экономическая теория. - Глава 18