Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:43, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды;
2.Определить основные направления товарных потоков между странами и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке;
3. Проанализировать место России в мировой торговле.
Введение……………………………………………………………..….....….…………...3
1.Теории международной торговли...................................................................................5
1.1Классические теории международной торговли…………….……….….…………..5
1.2Современные теории международной торговли…………………….…..…………12
2.Международная торговля на современном этапе развития........................................21
2.1 Понятие и закономерности развития мировой торговли………………...…….….21
2.2Структура и основные товаропотоки международной торговли на современном этапе развития…………………………………………………………….…...…………25
3.Внешняя торговля Российской Федерации .................................................................30
3.1 Особенности торговли России на современном этапе…………….…….……...…30
3.2 Место России в международной торговле…………………………..…….……….34
Заключение………………………………………………………….…………................38
Глоссарий…………………………………………………….………………..................39
Список использованных источников…………………………………………………...41
Список сокращений……………………………………
Следует
ещё раз подчеркнуть, что
Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера
Во 2-ой половине XX века в мировой торговле произошли серьёзные изменения в условиях конкуренции, её товарной и географической структурах. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Прежде преимущество мировой торговли было связано с обстоятельствами, унаследованными страной от предыдущих этапов развития национальной экономики. Теперь же резко возросло значение «рукотворных» факторов конкурентоспособности, т.е. тех, которые связаны с непосредственной деятельностью компаний, стремящихся максимально учесть изменяющиеся требования рынка, разработать и осуществить стратегию по завоеванию прочих позиций на конкретных товарных рынках.
В
1990 г. американский экономист
М. Портер опубликовал
Теория
М. Портера фокусирует
М.
Портер создал оригинальную
1. Фактор условия (наличие в стране основных факторов производства);
2. Условия внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба (спрос определяется для развития фирмы, спрос на конкретные товары и услуги, оказывает определенное влияние на конкурентные преимущества, за счет эффекта масштаба);
3. Наличие смежных и поддерживающих отраслей (состояние и уровень обслуживающих и близких отраслей и производств, обеспечение соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками);
4. Стратегии структуры фирмы и её место во внутриотраслевой конкуренции.
Перечисленные
детерминанты образуют
В
эту схему также включается
случайные события и действия
Правительства, которые могут
либо усиливать, либо
Для разных стран характерно разное сочетание этих факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет 4 стадии жизни цикла страны:
1. Стадия факторов производства (factor – driven economy) - страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют за счет использования конкурентных преимуществ, связанных с факторами производства, более дешевой рабочей силой;
2. Стадия инвестиций (investment – driven economy) – конкурентоспособность экономики базируется на инвестиционной активности государства и национальных фирм. Рост инвестиций приводит к созданию новых факторов и развитию современной инфраструктуры;
3. Стадия нововведений (innovation – driven economy) – Повышение разнообразного потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышения уровня образования;
4. Стадия богатства (prosperity – driven economy) – спад производства, движимой силой экономики служит уже достигнутое изобилие.
Таким
образом, теория конкуренции
Теория предпочтения сходства
Все
рассмотренные ранее теории
Следует ещё раз подчеркнуть, что положение теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то её географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера – Олина.
Теория «внешнеторгового мультипликатора»
В
соответствии с этой теорией
эффект, оказываемый внешней торговлей
(в частности, экспортом) на
динамику роста национального
дохода,на размер занятости,
Однако
не всегда наращивание
Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства.
Теорема Рыбчинского
В
1955 году английский экономист
Т. Рыбчинский обратил
Дальнейшие исследования подтвердили первоначальную гипотезу, и установленная взаимосвязь получила название «теорема Рыбчинского», из которой следует, что растущее предложение одного из факторов производства стимулирует непропорционально больший рост производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и сокращение производства и доходов в той отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.
Из
теоремы Т. Рыбчинского
В начале 80-х гг. П. Крюгман, Р. Дризе, Г. Хафбауэр и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Суть
теории эффекта масштаба
Согласно
этой теории многие страны (в
частности, промышленно
Теория
эффекта масштабности
Таким
образом, можно отметить, что в
рамках современных подходов
к объяснению внешнеторговых
потоков учитываются
2. Международная торговля на современном этапе развития
2.1
Понятие и закономерности
развития мировой
торговли
Основой
экономических отношений в
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства, усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста.
Международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объем экспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристики могут испытывать значительные колебания во времени.
Международная торговля взаимовыгодна, так как ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается из разницы в издержках в разных странах, из лучшего размещения ресурсов. Во-вторых, она позволяет получить экономию от масштаба.
Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом, товарной структурой и географической структурой. Объём мировой торговли (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования только объема экспорта в долларах США и в ценах ФОБ экспорта.
Информация о работе Теоретические основы международной торговли