Теоретические основы международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды;
2.Определить основные направления товарных потоков между странами и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке;
3. Проанализировать место России в мировой торговле.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….....….…………...3
1.Теории международной торговли...................................................................................5
1.1Классические теории международной торговли…………….……….….…………..5
1.2Современные теории международной торговли…………………….…..…………12
2.Международная торговля на современном этапе развития........................................21
2.1 Понятие и закономерности развития мировой торговли………………...…….….21
2.2Структура и основные товаропотоки международной торговли на современном этапе развития…………………………………………………………….…...…………25
3.Внешняя торговля Российской Федерации .................................................................30
3.1 Особенности торговли России на современном этапе…………….…….……...…30
3.2 Место России в международной торговле…………………………..…….……….34
Заключение………………………………………………………….…………................38
Глоссарий…………………………………………………….………………..................39
Список использованных источников…………………………………………………...41
Список сокращений……………………………………

Файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на курсовую работу.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Армения. г. Капан  филиал РА СГИ
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Экономическая теория
Тема Теоретические основы международной торговли
Фамилия студента Оганисян
Имя студента Ашот
Отчество студента Араикович
№ контракта 00502090301004

 

     Содержание

Введение……………………………………………………………..….....….…………...3

1.Теории  международной торговли...................................................................................5

1.1Классические  теории международной торговли…………….……….….…………..5

1.2Современные  теории международной торговли…………………….…..…………12

2.Международная  торговля на современном этапе  развития........................................21

2.1 Понятие  и закономерности развития мировой  торговли………………...…….….21

2.2Структура  и основные товаропотоки международной  торговли на современном этапе развития…………………………………………………………….…...…………25

3.Внешняя  торговля Российской Федерации  .................................................................30

3.1 Особенности торговли России на современном этапе…………….…….……...…30

3.2 Место  России в международной торговле…………………………..…….……….34

Заключение………………………………………………………….…………................38

Глоссарий…………………………………………………….………………..................39

Список  использованных источников…………………………………………………...41

Список  сокращений……………………………………………………………………...42

Приложения………………………..……………………………………………………..43

     Введение

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

 Теории  международной торговли ведущее  начало от английской классической  политэкономии, прошли в своем  развитии ряд этапов вместе  с развитием мировой экономической  мысли. 

 Выбранная тема является актуальной, так как теории международной торговли приносят пользу, поскольку помогают объяснить какую конкурентоспособную продукцию можно производить в определенной стране или регионе, где компания может организовать эффективное производство данной продукции и будет ли государство вмешиваться в товарообмен между странами.

Основной  целью работы является изучение как  теорий раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в  международном товарообмене, так  и объективных закономерностей развития мировой торговли, в том числе мировой торговли России.

Основные  задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть  какая международная специализация  является наиболее эффективной  для отдельных стран и регионов  и приносит им наибольшие выгоды;

 2.Определить основные направления товарных потоков между странами и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке;

3. Проанализировать  место России в мировой торговле.

 Область  исследования международных экономических  отношений – теоретические проблемы организации мировой торговли в России и за границей. Объектом исследования является внешний мир.

 Теоретической  и методологической основой курсовой  работы послужили труды классиков  экономической науки, современных  отечественных и зарубежных ученых. Однако эта тема широко дискутируется в периодических экономических изданиях, таких как «Российский внешнеэкономический вестник», «Эксперт», «МЭ и МО».

 Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что её результаты  могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

 Курсовая  работа состоит из введения, трех  глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность  выбранной темы, определяется цель, задачи, область и объект исследования, раскрыта научная новизна, теоретические и практические значения работы.

В I главе  «Теории международной торговли»  рассмотрены классические и современные  теории мировой торговли; во II главе  – раскрыто содержание понятия мировой  торговли, а также закономерности развития международной торговли и основные направления внешнеторговых потоков между странами; в III главе – проанализировали место России в международной торговле. В заключение курсовой работы изложены основные результаты проведенных исследований, сделаны выводы и практические рекомендации.

 Активное  участие стран во внешней торговле  позволяет им более эффективно  использовать имеющиеся в стране  ресурсы, приобщиться к мировым  достижениям науки и техники,  в более сжатые сроки осуществить  структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

     Основная  часть

1 Теории международной  торговли

1.1Классические  теории международной  торговли

           

Принцип абсолютного преимущества А. Смита

Англия  2-ой половины XVIII – XIX вв. представляет собой классический пример перехода от политики протекционизма к свободной торговле. Политика свободной торговли была впервые сформулирована великим английским экономистом А. Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776г.). Он выдвинул новую теорию мировой торговли, обосновав необходимость либерализации импорта и ослабления таможенных ограничений. А.Смит доказал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество» . Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров. Подход А. Смита получил название «Принцип абсолютного преимущества».

Принцип абсолютного преимущества состоит  в том, что каждая страна должна специализироваться на производстве товаров, средние издержки которых меньше, чем средние издержки в других странах.

 Абсолютное  преимущество по тому или иному товару определяется наделенностью соответствующими ресурсами. Экспортируя часть таких товаров, страна на вырученные деньги приобретает товары, производство которых ей обходится дороже и в выпуске которых имеет абсолютное преимущество другая страна. Смит доказал, что такая торговля будет выгодной для всех её участников. Однако некоторые страны не имеют абсолютного преимущества ни по одному товару, т.е. их издержки на единицу любого товара выше, чем у других стран. Тем не менее они тоже участвуют во внешней торговли.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

1. Правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

2. Внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

3. Экспорт является положительным фактором для экономики страны, т.к. обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

4. Субсидии на экспорт являются налогом с населения, они ведут к повышению внутренних цен и должны быть отменены.

Из теории А.Смита вытекает, что факторы  производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Однако через некоторое время преимущество одних регионов перед другими могут исчезнуть, следовательно, прекратиться и торговля.

 Таким  образом, содержание теории абсолютного  преимущества состоит в том,  что страны экспортируют те  товары, которые они производят  с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производят с наименьшими издержками другие страны.

Принцип сравнительного преимущества Д. Рикардо

 Взгляды  А. Смита были дополнены и  развиты Д. Рикардо, который  сформулировал теорию сравнительных  издержек. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.  Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

 Специализация,  основанная на использовании  принципа сравнительных преимуществ,  обеспечивает более эффективное  размещение мировых ресурсов  и рост мирового производства  соответствующих товаров. Однако  следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами; постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

 Эти  исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.

 Анализ  Рикардо более тонкий. Он исходит  из того, что в международной  торговле, в отличие от внутренней, не происходит выравнивания оплаты  труда. Поэтому взаимовыгодная международная торговля возможна, если различные страны обладают относительным преимуществом по различным способным к экспорту товарам. Относительное преимущество учитывает не только различие производительности, но и различия в оплате труда.

 Принцип сравнительного преимущества Рикардо гласит: если каждый район специализируется на тех продуктах, в производстве которых он обладает наибольшей относительной эффективностью в указанном смысле, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, что один из них может быть более развитым, чем другой. Реальная заработная плата повысится в обеих странах.

 Для  этого, однако, внешняя торговля  должна быть свободной. Запретительный  тариф отнюдь не помогает охраняемому  фактору производства. Напротив, он приведет к снижению реальной заработной платы, ибо вызовет удорожание импортных товаров и понижение производительности во всем мире из-за отклонения от наиболее эффективной структуры, определяемой специализацией и разделением труда.

 Принцип  сравнительного преимущества Д. Рикардо впоследствии был развит другими экономистами, которые распространили его на всю совокупность факторов производства, включая капитал. Было показано, что страны экспортируют те товары, в производстве которых интенсивно используются факторы, имеющиеся в относительном избытке и потому относительно дешевые. Действительно, экспорт многих развивающихся стран представлен трудоемкими товарами, потому что здесь имеется избыток неквалифицированной дешевой рабочей силы, а импорт – капитало- и наукоемкими товарами (машины, оборудование), собственное производство которых потребовало бы относительно больших затрат в связи с нехваткой капитала и квалифицированного труда. Например, в Индии капитал в расчете на одного рабочего оценивается только в 2345 долл., по сравнению с 41544 долл. в США. Индустриальные страны экспортируют капитало- и наукоемкие товары.

Информация о работе Теоретические основы международной торговли