Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проблемы теневой экономической деятельности в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
• дать определение понятию теневой экономики;
• рассмотреть сущность и причины проявления теневой экономики;
• рассмотреть особенности государственного регулирования теневой экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность теневой экономической активности
1.2 Предпосылки роста теневого сектора в национальной экономике
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Макроэкономические последствия функционирования теневой экономики
2.2 Недостатки государственного механизма сдерживания теневой деятельности в национальной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Теневые издержки функционирования экономической деятельности уже меньше зависят от государства и их можно разделить на стоимость начала нелегальной экономической деятельности и стоимость ее продолжения, при этом последняя весьма значительна. Основными составляющими стоимости продолжения нелегальной экономической деятельности являются теневые издержки потребления:
В вопросах противодействия теневым отношениям, большую роль играет деятельность государственных институтов, обеспечивающих общественные блага и защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности. Если эти институты гарантируют права собственности и исполнение контрактов, обеспечивают достойный уровень социальной защиты, то официальная деятельность получает преимущество над неофициальной. В тех случаях, когда государство не оказывает экономическим агентам необходимую поддержку, официальные фирмы лишаются этих преимуществ и эффективность деятельности фирмы от размещения ресурсов в теневом секторе увеличивается. Это позволяет сделать вывод, что теневые отношения - это реакция экономических агентов на слабость и несовершенство официальных институтов, а наличие благоприятной институциональной среды, сильных официальных институтов создают преимущества легальной деятельности над теневой и, как следствие, снижают стимулы к деятельности в теневом секторе экономики.
Способы государственного воздействия на теневую экономику занимают важное место в структуре механизма хозяйственного регулирования, поскольку через него сдерживается действие негативных факторов и предотвращается перетекание ресурсов из реального сектора в нелегальное производство, нейтрализуются предпринимательские и финансовые риски, усиливается контроль за данного рода явлениями со стороны государства и общества. Важность вопроса о государственном влиянии на снижение объемов теневой экономики в России заключается в следующем:
При этом противодействие развитию теневой экономики, а в дальнейшем и снижению ее уровня, должно найти отражение в стратегии социально-экономического развития страны, что связано с несколькими основными причинами:
Одной из главных задач является определение минимального уровня теневой экономики России, которого можно достичь. Ориентировочным параметром для определения предельного уровня теневой экономики должен стать ее средний показатель, который соответствует экономике развитых стран, а это примерно 8 – 12 % от ВВП. И здесь необходимо учитывать, что искоренить полностью это явление просто невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность, которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.
Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.
Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.
Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.
Масштабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности.
К настоящему времени в России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.
Один из основных недостаток действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Теневая экономика, сущность, формы проявления