Теневая экономика, сущность, формы проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы теневой экономической деятельности в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
• дать определение понятию теневой экономики;
• рассмотреть сущность и причины проявления теневой экономики;
• рассмотреть особенности государственного регулирования теневой экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность теневой экономической активности
1.2 Предпосылки роста теневого сектора в национальной экономике
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Макроэкономические последствия функционирования теневой экономики
2.2 Недостатки государственного механизма сдерживания теневой деятельности в национальной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Теневая экономика, сущность, формы проявления.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Существенным инфляционным фактором стала криминальная экономическая  деятельность в России. Эта деятельность оказала негативное воздействие  и на валютный рынок за счет массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюты и вывоз ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.

Один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие - это влияние на инвестиционный процесс, и оно и может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.

Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Оценка воздействия организованной преступности на инвестиционный процесс неоднозначна. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период накопления капитала. Лидеры преступных группировок важны для развития экономики. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия поскольку несмотря на преступной происхождение средств ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный процесс.

Преступная экономическая  деятельность организации может  нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Субъекты преступной экономической деятельности не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.

Деформация структуры  потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.

Важной тенденцией в  изменении структуры потребления  является увеличение объема товаров  и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

Результаты влияния  на режим конкуренции нелегальной  экономики зависят от взаимоотношений  нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими.

Предприятия конкурирующей части нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Система подпольной работы позволяет бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для периода становления капитализма XIX века. Ряд исследователей рассматривают нелегальную экономику как особый метод получения сверхприбылей в условиях кризиса.

В промышленно развитых странах развивается система  субподряда, малых фирм, надомного  труда и происходит отказ от замещения  рабочей силы капиталом. Благодаря  НТП появилась возможность расчленить производственный процесс настолько, что необходимость в высокой квалификации работников во многих случаях отпадает даже при изготовлении очень сложной продукции.

Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует  систему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.

Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.

Вместе с тем, теневые  доходы оказывают в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, не криминализированной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП.

К числу положительных  сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

Сокрытие разрешенной  законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. Любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается.

Некоторые социологи  рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.

В заключении можно отметить, что все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

Практически все признают необходимость борьбы с развитием  теневой экономики, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление о желательности достижения цели полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Как мы уже показали, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения специалистов расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.д. Даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее.

Снижению масштабов  теневой экономики, легализации  теневого сектора экономики, должно способствовать улучшение общей экономической ситуации; существенное снижение налогов и обязательных платежей, справедливые условия приватизации; совершенствование системы регулирования внутрихозяйственной и внешнеэкономической деятельности; повышение надежности банковской системы; строгое соблюдение законов самим государством и политическая стабильность в обществе; разработка эффективной программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционные ресурсы России.

 

 

 

 

2.2 Недостатки  государственного механизма сдерживания  теневой деятельности в национальной  экономике

 

В последнее десятилетие  теневая экономика превратилась в одну из глобальных проблем мирового сообщества, многие аспекты которой, стали предметом обсуждения на многочисленных международных конференциях в т.ч. вопросы о роли государственного воздействия на теневой сектор экономики с целью его минимизации.

Вопрос теневой экономики  и минимизации ее масштабов для России является на сегодняшний день одним из самых актуальных, на фоне построения нового государства, процессов демократизации.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, ведется борьба только с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся без учета национальной и региональной специфики. Очевидно, что сокращение объема теневого оборота хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно снизить эффективность экономики. Требуется оказание системного регулирующего воздействия на теневой сектор экономики. Кроме того, важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Существует несколько  основных причин, почему государство  не предпринимает решительных действий для того, чтобы сократить теневую сферу. Одна из них состоит в том, что это очень сложная задача для государственных органов, и они в целом не мотивированы ее решать. Кроме того, она должна решаться во всех регионах одновременно: если в одном из регионов режим ужесточается, то, соответственно, бизнес просто уходит в другие регионы, которые становятся своеобразными «внутренними» оффшорными зонами.

Государственное воздействие  на теневую экономику должно принять  форму комплексной программы  государственной политики, рассчитанной на длительную перспективу. Эта тема приобретает еще большую актуальность если учесть, что в стране формируется новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его ответственность перед гражданами России.

При формировании механизма государственного противодействия теневой экономике, необходимо учитывать, что на макроуровне теневая экономическая деятельность анализируется с позиций ее влияния на структуру экономики, производства, распределения, перераспределения и потребления валового внутреннего продукта (ВВП), на занятость, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы. А на микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки товаров и услуг, ценных бумаг.

При разработке концепции  государственного противодействия  росту теневого сектора экономики  возникает проблема чрезмерное государственного регулирования. В этом случае для представителей бизнеса, осуществляющих свою деятельность в официальном секторе экономики, оно проявляется  в увеличении  затрат  (при прочих равных условиях, увеличивается цена доступа официальной деятельности) и потому стимулирует переориентацию деятельности в теневой сектор экономики. Стоимость экономической деятельности (цена входа) состоит из следующих затрат:

    • установленные законодательством платежи за регистрацию;
    • лицензирование;
    • нотариальные услуги и т.п.;
    • из установленных законодательством затрат времени на выполнение всех процедур, необходимых для начала деятельности.
    • затраты, связанные с «неторопливой» работой государственных органов, и постоянно меняющимися условиями прохождения этих процедур;
    • издержек, связанных с необходимостью защиты права собственности;
    • издержек доступа к кредитным ресурсам;
    • издержек по аренде помещений;
    • судебных издержек;
    • издержек, связанных с официальным вмешательством государственных органов, в частности, контрольных служб;
    • издержек на получение и возобновление лицензий и иных разрешений государственных органов;
    • издержек связанных с неэффективностью работы государственных органов.

Стоимость продолжения  деятельности в рамках закона состоит из налоговых и неналоговых платежей, которая вместе с ценой входа, как нами было отмечено ранее, составляет оплаченную цену доступа в официальный сектор экономики.

Информация о работе Теневая экономика, сущность, формы проявления