Теневая экономика, сущность, формы проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы теневой экономической деятельности в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
• дать определение понятию теневой экономики;
• рассмотреть сущность и причины проявления теневой экономики;
• рассмотреть особенности государственного регулирования теневой экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность теневой экономической активности
1.2 Предпосылки роста теневого сектора в национальной экономике
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Макроэкономические последствия функционирования теневой экономики
2.2 Недостатки государственного механизма сдерживания теневой деятельности в национальной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Теневая экономика, сущность, формы проявления.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием министра экономического развития и торговли Г. Грефа: “Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке – 3 долл., а иногда и три года тюрьмы”. Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.

Реализация поставленных задач требует значительных изменений  в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем, прежде всего, следующие: оптимизацию структуры органов госуправления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.

Практика показывает, что на переломе ХХ и ХХ I вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.

Необходимо отказаться от юридического фетишизма и абсолютизации значения силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так же как и укрыться от надзирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют возможности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых норм, которые, однако, нельзя считать чистоплотными и добросовестными и относить к обычной (“здоровой”) экономике.

Среди видов деятельности, не противоречащих закону, но нарушающих при этом этику  деловых отношений, общепринятые социальные нормы и морально-нравственные принципы, можно отметить:

• умышленное использование недостатков  законодательства, правовой неурегулированности ряда аспектов предпринимательской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенничество, нанесение экологического ущерба);

• получение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения) договорных обязательств;

• недобросовестную конкуренцию (сговоры  на рынке, ущемляющие чьи-либо интересы);

• нечистоплотные отношения бизнеса  и власти, построенные на взаимовыгодной основе, но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода “социальным налогом”: обещание не трогать в обмен на финансирование строительства каких-либо социальных объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

Вряд ли возможно существенно уменьшить  масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается только в образ “нового русского” – беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и казнокрад

Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.

Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества – профсоюзами трудящихся, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации. По нашему мнению, объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса. Необходимо выработать и специальный этический кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы). Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (наподобие клятвы Гиппократа).

Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен – от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Следовательно, российское государство путем управленческого  воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Макроэкономические последствия функционирования теневой экономики

 

Теневые финансовые потоки существовали во всех без исключения странах на протяжении многих лет. Их трактовки и определения различны. Наряду с понятием «теневые доходы» часто употребляется понятие «преступные деньги». Следует отметить, что указанные понятия не являются тождественными. Источником получения преступных денег является финансовый результат от совершения преступления. Преступные деньги можно рассматривать как подмножество теневых.  Тогда под теневыми доходами можно понимать денежные средства или материальные ценности, полученные физическими или юридическими лицами в результате осуществления неформальной деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не контролируется государством. К основным признакам идентичности различных определений теневых финансовых потоков отнесены их неконтролируемость, отсутствие статистики, нелегальное происхождение, в большинстве случаев, неуплата налогов с получаемого дохода. Разделение понятий позволило выявить существенный пробел в действующем законодательстве, который предписывает банкам противодействовать отмыванию преступных денег, в то время как банки не имеют возможности дифференцировать преступные и теневые деньги. Выявление преступных денег производится по вторичным признакам, а именно попыткам легализации. В этой связи представляется целесообразным вменить банкам обязанность противодействия теневым деньгам, что отвечает интересам мирового сообщества. Величина денежных потоков теневого сегмента финансового рынка неблагоприятно влияет на процесс прогнозирования макроэкономических показателей, искажая их, поскольку теневые деньги не входят в официальные статистические отчеты. При расчете экономического дохода статистика обычно ограничивается учетом расходов населения страны на приобретение легально произведенных товаров и услуг за определенный период времени. Если же при расчете совокупного экономического дохода учитывать и теневые доходы, то к декларируемому доходу следует добавить "совокупный незарегистрированный доход", который состоит из трех элементов: 1) дохода, получаемого от запрещенной экономической деятельности, называемой "нелегальной"; 2) дохода, получаемого от нерыночной (бартерной) легальной деятельности; 3) дохода, получаемого от легальной рыночной (денежной) деятельности, которая не учтена в официальной статистике.

По оценкам Федеральной  службы государственной статистики, в 2011 году теневая экономика в России составляет 16 % от ВВП, и занято там примерно 13 млн. человек, доход от незадекларированной деятельности составляет 7 трлн. рублей. Такая доля теневой экономики является неплохим показателем  даже по сравнению с развитыми странами мира. Средний объем теневых экономик на основе анализа данных из 37 развитых стран мира в 2011 году составил 20% ВВП. Если оценки Росстата реалистичны, то Россия по объему теневой экономики выглядит лучше Италии (22% ВВП), Греции (25% ВВП), и значительно лучше прибалтийских стран, таких как Эстония (40% ВВП) и Латвия (42% ВВП).

Таблица 1. Доля теневой экономики в 2011 г.  в ряде стран ОЭСР (прогноз), % от ВВП

Страна 

Доля теневой  экономики, % от ВВП

США

7,0

Швейцария

7,9

Австрия

8,0

Япония 

9,0

Нидерланды 

9,8

Великобритания 

10,5

Франция

11,0

Канада 

11,9

Германия 

13,7

Финляндия

13,7

Швеция 

14,7

Норвегия 

14,8

Испания

19,2

Португалия 

19,4

Италия 

21,6

Греция 

25,8


Однако необходимо учитывать, что цифра Росстата не учитывает  доходы от незаконной деятельности (проституции, порнографии, торговли наркотиками и контрафактным товаром; «подработки» в нескольких местах без уплаты налогов; уход от налогов с помощью страховых компаний; взятки и последующая их легализации через инвестиции, депозиты, ценные бумаги; манипулирование котировками и офсайд на рынке ценных бумаг; массовая торговля краденым, в том числе сдача в пункты приема ворованного металла и т.д.). Кроме того, ее обоснованность ставят под сомнение эксперты.

В 2010 были названы другие цифры - по расчетам Росстата объем  теневой экономики в России колебался в пределах 20-25%, то есть каждый пятый экономический активный россиян трудился на производствах, которые можно назвать "территорией нуля". 

Некоторые эксперты оценивают  объемы теневого сектора экономики  в России на уровне 50% ВВП и даже выше. Так, например Всемирный Банк даёт пессимистичную оценку по доходам  от теневого сектора экономики России  на уровне 40-50% ВВП.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что объёмы теневой  экономики и, соответственно, теневых доходов в нашей стране существенны, и это влияет на экономическую ситуацию и экономическое развитие страны в целом.

Негативные последствия  теневой и в том числе криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях.

Деформация налоговой  сферы влияет на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, ведёт к сокращению бюджетных расходов и деформации ее структуры. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.

Деформация бюджетной  сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Влияние на эффективность  макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

Если нелегальная экономика  растет более быстрыми темпами, чем  легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может  продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики) в то время, как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать «перегрев» экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции.

Информация о работе Теневая экономика, сущность, формы проявления