Теневая экономика: причины, формы существования, пути сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы теневой экономики.
1.1. Определение теневой экономики и формы ее проявления………………4
1.2. Условия формирования теневой экономики и факторы, способствующие
ее развитию……………………………………………………………………..14
1.3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое положение
общества………………………………………………………………………..19
2. Влияние “теневой” деятельности на экономику России.
2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику………..22
2.2. Теневая экономика и налоговая преступность в РФ…………………....23
2.3. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем…………...27
2.4. Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики………..32
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Полная курсовая!!!.doc

— 1.20 Мб (Скачать)
 

    К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов госналогинспекции, неучет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие.

    Анализ  криминогенной ситуации в налоговой  сфере позволяет мне сделать  вывод об устойчивой тенденции роста  числа преступлений, совершенных  именно данными способами. В ход  нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются отдельные утерянные  паспорта, адреса и фамилии других лиц.

    Например, в Москве на конец 1997 года по 109 адресам  было зарегистрировано 506 тыс. юридических  лиц, что составляет 21% все зарегистрированных в городе предприятий. Если учесть, что четверть из них, как показывает практика, действующие, то можно представить количество “полных“ теневиков в одной только столице. Анализ практики регистрации предприятия показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков, сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет.

    Не  менее популярным способом уклонения  от уплаты налогов путем проведения теневых сделок является их неотражение  в бухучете легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций.

    С 1996 года большое распространение, особенно среди крупных промышленных предприятий, получило перемещение денежных средств через   счета дочерних фирм и торговых  партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средств скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями.

    Также существует практика наличного расчета между предприятиями. Использование сложных, непрямых расчетов само по себе не является криминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств. Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создают возможность их неотражения в бухгалтерском учете или сокрытия средств от уплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условии выполнения последних условий.   

   

        Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая “теневая” операция.

    В бухгалтерских счетах или первичных  счетах могут также не отражаться эпизоды сделок. Многие контракты  заключаются, например, при помощи посредников  и передаются на исполнение третьим  организациям. Но при этом не оформляется  в письменной форме с соответствующими изменениями и дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до 6%, которые фактически уходят в “тень“. Вывод сокрытой выручки из легального оборота и свидетельствует о теневом характере произведенной сделки. Происходит сопутствующая “теневая” сделка.  

    Этот  вид “теневой” операции осуществляется посредством заключения фиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит в следующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря  которой денежные средств или  товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в “теневой” оборот или вновь легализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности. Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не оказалось, - проблема налоговых органов, благо существующая законодательство “позволяет“ сделать подобный вывод.

    Заключение  одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. На практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные фирмы.

        Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных документов иногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и аудиторами, таким образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом “вешались“ бы на баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером, поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующих субъектов, а лица действительно совершившие такую операцию, практически уходят от уголовного наказания.

2.3. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем

 
 

    Термин  “отмывание“ денег (money laundering) впервые  был использован в 80-х гг. в  США применительно к доходам  от наркобизнеса и обозначает процесс  преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: “Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение“

    В международном праве определение  легализации (“отмывания“) доходов  от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о  борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран

    Согласно  ст.3 Конвенции, под легализацией (“отмыванием“) доходов от преступной деятельности понимаются:

  • “конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении“.

    Венская Конвенция ООН 1988 года признала в  качестве преступления “отмывание“  денег, полученных от незаконного оборота  наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело  к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться “отмыванию“ и инвестироваться в легальную экономику

    Конвенция Совета Европы № 141 “Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности“ от 8 ноября 1990 года признала преступлением действия, связанные с “отмыванием“ денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с “отмыванием“ средств

    Различия  в законодательстве отдельных стран  связаны с определением перечня  деяний, являющихся источником происхождения  легализуемых средств. Таковыми источниками  могут признаваться:

  1. преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);
  2. преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
  3. правонарушения;
  4. преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

    Как следует из положений Страсбургской  конвенции и рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, подготовленных в 1990 году, отмывание денежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином “воспроизведенном“ виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств

    В проекте Федерального Закона РФ “О противодействии легализации (“отмыванию“) доходов, полученных незаконным путем“ речь идет о доходах, полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются как “вещи, деньги. ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения“

   Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем

Основные цели легализации  доходов, полученных преступным путем

  1. Сокрытие  следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
  2. Создание видимости законности получения доходов.
  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания.
  4. Уклонение от уплаты налогов.
  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.
  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

    Важной  задачей преступника является также  согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает себе возможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест

    Движение  нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости  от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес

    Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла  

    Существуют  специфические виды действий, которые  также направлены на обеспечение  прямого доступа к денежным средствам, полученных незаконным путем. Их особенность  состоит в том, что они не включают операции, специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения, владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планов их дальнейшего использования. Данные виды действий не подпадают под определение отмывания денег в узком смысле. К ним относятся расходование наличных средств и сокрытие доходов путем оставления на месте.

Информация о работе Теневая экономика: причины, формы существования, пути сокращения