Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция – процесс обесценения денег и, соответственно, роста общего уровня цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения денежной массой сверх меры необходимой для товарооборота.

Файлы: 1 файл

Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления Сергеев В.А..doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Олигополии  и монополии являются основой  роста цен, не дают возможности срабатывать  рыночному механизму, так как отсутствует конкуренция, и препятствуют государственному антиинфляционному регулированию.

        1. Неверные действия государства в сфере налогообложения. Когда ставки налога становятся высокими, предприниматели отвечают повышением цен. В результате тормозится объем продаж, а, следовательно, и производства. Слишком большая ставка налогообложения высоких доходов создает предпосылки для искусственного повышения издержек, в том числе за счет быстрого роста представительских расходов (высокие командировочные расходы и т.д.).
        2. Усиление роли профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы путем сокращения предложения труда (лоббирование законов о сокращении рабочего времени, ужесточение миграционного законодательства с целью защиты внутреннего рынка труда от иностранной рабочей силы). Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает совокупный спрос, а с другой – издержки производства. И то, и другое являются факторами роста цен.
        3. Индексация денежных доходов населения становится фактором формирования избыточного платежеспособного спроса. При необоснованно высоких ее размерах, вызванных давлением профсоюзов, политических партий, ошибочными прогнозами в части инфляционного роста цен, индексация формирует избыточный денежный спрос.
        4. Преобладание доли занятых в сфере услуг (сервисно-ориентированная экономика). Производительность труда в сфере услуг растет медленнее, чем в производственном секторе, а заработная плата – более высокими темпами. Это усиливает дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

     Одной из особых причин инфляции в странах, где доверие общества к государству было не единожды подорвано многочисленными фискальными “обменами денег”, “заменами старых купюр на новые”, принудительными “облигационными займами” и размещениями государственных, ничем не обеспеченных бумаг, являются адаптивные инфляционные ожидания.

     Адаптивные  инфляционные ожидания – это психологический  феномен, когда, исходя из прошлого опыта  роста цен, потребители и производители  меняют свою стратегию в отношении  товарных запасов и инвестиций.9 Отметим, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне. Они опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост и делает покупки, не делая сбережений. Население запасается товарами впрок, производители же, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся, и, желая обезопасить себя, переносят повышенные издержки на цену продаваемого товара, многократно завышая цену на свою продукцию.

    1. Виды и типы инфляции

     Опишем  классификацию инфляции с учетом разных факторов.

    В зависимости  от темпа (уровня) инфляции, различают:

    • умеренную или “ползучую” инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темп инфляции на уровне 3-4% в год считается нормальным явлением для современной экономики;
    • галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;
    • высокую инфляцию, которая измеряется процентами в месяц, может составить 200-300% в год и более (заметим, что при подсчете за год используется формула сложного процента) и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
    • гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Гиперинфляция наблюдалась в России в начале 90-х годов. К 1998 году, когда была проведена деноминация, цены выросли в среднем в 20 тысяч раз.

     Милтон  Фридмен, анализируя гиперинфляцию  в Германии октября 1923 г., остроумно  описал отличие инфляции от гиперинфляции  следующим образом:10если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция, а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы, то это гиперинфляция.

    С точки  зрения предсказуемости выделяют:

  • ожидаемую инфляцию, которая может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности;
  • неожидаемую инфляцию, которая возникает стихийно, спорадически, т.е. прогноз которой невозможен.

     Существует  два типа инфляции: открытая и подавленная.

  1. Открытая инфляция разворачивается на рынках, где действуют свободные цены. Открытая инфляция при неравномерности повышения цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.

     Открытая  инфляция может протекать в различных  формах:

      • инфляция спроса (demand-pull inflation);
      • инфляция издержек (cost-push inflation);
      • структурная инфляция.

     Инфляция  спроса упрощенно может быть представлена следующим образом.

     Совокупный  спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная эти источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые.

     Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения, как показано на рисунке 1.4.1.

     Инфляция  издержек (инфляция предложения) возникает  в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Как видно из приведенного графика, такой неблагоприятный шок предложения ведет к росту цен (рисунок 1.4.2). Смещение кривой совокупного предложения влево от AS1 к AS2 в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен от P1 к P2 сокращается реальный объем производства (с Q2 до Q1), или реальный ВНП.

     

                       Рисунок 1.4.1 Инфляция спроса

     

                       Рисунок 1.4.2 Инфляция издержек

     Структурная инфляция вызывается макроэкономической межотраслевой нестабильностью. Несостыкованность отраслей приводит к тому, что часть из них не может быстро насытить рынок товарами. Это приводит к хронически неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что взвинчивает цены.

     Сочетание инфляции спроса, инфляции издержек и  инфляционных ожиданий порождает инфляционную спираль (рисунок 1.4.3).11 Допустим, что экономика находится в равновесии в точке E0 в условиях полной занятости. Стимулирование экономики со стороны государства (при помощи кредитно-денежных или бюджетных методов) вызовет смещение кривой совокупного спроса вправо в положение AD2 и установления равновесия в точке E1 . Повышение уровня цен вызывает инфляционные ожидания, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты строят свое экономическое поведение. Увеличение ставок заработной платы по требованию наемных работников вызывает увеличение средних издержек. Кривая AS сдвинется вверх, а новое равновесие установится в точке E2. Этот процесс продолжаться далее, все увеличивая инфляцию.

                 

                 Рисунок 1.4.3 Инфляционная спираль

  1. При подавленной инфляции ситуация складывается иначе. Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает в борьбу с этим явлением. Оно устанавливает тотальный административный контроль над ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне.

     Особенностью  такой антиинфляционной политики является то, что государство борется не с деформациями рынка, приведшими к превышению совокупного спроса над совокупным предложением, а с последствиями этих деформаций – ростом цен. Поэтому, сохраняя причины инфляции, такие государственные меры становятся бесперспективными.

     В итоге подавленная инфляция проявляется  не в повышении цен, а в появлении и обострении товарного дефицита, сопровождаемого снижением качества продукции, скрытым повышением цен и спекуляцией, увеличением производства дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса.

 

      2 Последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Инфляция в России

  1. Социально-экономические  последствия инфляции

     Под социально-экономическими последствиями  инфляции или “ценой” инфляции мы будем понимать конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и его структурных звеньев.

     На  практике встречаются три основных варианта “цены” инфляции: позитивный (что означает прирост дохода), нулевой и негативный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.

     Позитивный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла возникнуть, скорее всего, только по ошибке.

     Прежде  всего, инфляция приносит доход государству. Доход, получаемый от печатания денег, называется “сеньораж” (от франц. seigniorage – пошлина за право печатания денег).12 Слово происходит от французского “сеньор”, что означает феодал-землевладелец. В средние века землевладелец обладал исключительным правом чеканить монету на своей территории. В наши дни это право принадлежит государству и обеспечивает ему один из источников дохода.

     Когда правительство не решается увеличить  прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции (показывающего, насколько обесцениваются деньги – И) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения (Д):

                 Ни = И × Д

     Совершенно  очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. “Налог на наличные деньги” в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта.

     В Российской Федерации в начале экономических  реформ инфляционный налог достиг очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. – 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. – 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств.13

     Кроме государства в нашей стране на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992-1993 гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.

     Большой выигрыш от роста цен получают многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров.

     Нулевой вариант “цены” инфляции – редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится “автоматическая индексация” денежных доходов.

     Негативный  вариант “цены” инфляции, вызывающий уменьшение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.

  • Потери, связанные с воздействием инфляционного налога на количество денег у населения. Увеличение темпа инфляции ведет к росту номинальной ставки процента, что, свою очередь, вызывает сокращение запасов денежных средств в реальном выражении. Если среднее количество денег на руках стало меньше, человеку приходится чаще ходить в банк и снимать деньги – например, придется дважды в неделю снимать по 50 дол. вместо того, чтобы раз в неделю снимать по 100 дол. Неудобство, вызванное сокращением объема средств, находящихся на руках, получило образное название “издержек стоптанных башмаков”, так как более частые посещения банка приводят к более быстрому изнашиванию обуви.
  • “Издержки меню”. Этот вид издержек инфляции связан с необходимостью чаще менять ценники. Меняющиеся цены весьма дорого обходятся фирмам: это может потребовать, например, печатания и распространения новых каталогов. Эти издержки получили название “издержек меню”, поскольку, чем выше темп инфляции, тем чаще ресторанам приходится печатать новые меню.
  • Убытки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко указывают номинальные величины стоимости вещей, не предусматривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесообразно указывать в договорах реальные стоимостные величины (с учетом их индексации или в пересчете на стабильную иностранную валюту).
  • Потери из-за несовершенства налогового законодательства. Нередко многие положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции. Так, не учитывается, что облагаемые налогом прибыли растут медленнее, чем повышаются цены. Однако налог на прибыль взимается по таким ставкам, словно эти доходы связаны с ростом цен.
  • Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти потери возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачке цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае происходит спекулятивное перераспределение доходов. Проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые за время предоставления кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.

Информация о работе Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления