Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция – процесс обесценения денег и, соответственно, роста общего уровня цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения денежной массой сверх меры необходимой для товарооборота.

Файлы: 1 файл

Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления Сергеев В.А..doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Ульяновский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Макроэкономика
Тема Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия  и механизмы управления
Фамилия студента Сергеев
Имя студента Вячеслав
Отчество  студента Анатольевич
№ контракта 05300090202001

 

      Содержание

 

      Введение

     Инфляция  – кризисное состояние денежной системы. Она относится к разряду тяжелых и трудноизлечимых заболеваний экономики. От нее не застрахована ни одна страна.

     Термин  “инфляция” (от лат. inflatio - вздувание) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания товарно-денежного обращения.1 В XIX в. он употреблялся уже в Великобритании, и во Франции. В экономической литературе XX столетия он получил широкое распространение после Первой мировой войны.

     Некоторые экономисты считают, что процесс  инфляции, понимаемый просто как обесценение  денег, такого же древнего происхождения, как и номинальные денежные знаки (уменьшение веса, ухудшение качества монет). Снижение покупательной способности “порченых монет” нередко приводило к бунтам. Известно, что в Древней Греции, начиная с тирана Гипния (VI в. до н.э.), уменьшившего наполовину содержание монеты, выпускались в обращение неполноценные деньги. Аналогично поступали и римские императоры. Так, Септимий Север увеличил примесь меди в серебряных монетах до 50-60% их веса, а его преемники еще больше. Король Франции Филипп IV (1268-1314 гг.) получил прозвище “фальшивомонетчик” за широкое использование выпуска в обращение неполноценных монет, он издал 35 антиинфляционных указов. В России в XVII-XVIII вв. неоднократно понижалась денежная стопа – содержание металла в серебряных монетах. В XVII веке в Европе произошло обесценение золотых денег, получившее название «революции цен». Оно было вызвано хлынувшим в Европу из Нового Света потоком драгоценных металлов. В последующие периоды инфляционному обесценению подвергались бумажные деньги, т.е. монетарно-денежная инфляция заменяется бумажно-денежной. С середины 60-х годов XX века инфляция становится одной из центральных макроэкономических проблем для многих стран мира, как развивающихся, так и экономически развитых.

     Другие  же авторы утверждают, что в условиях золотого или серебряного обращения инфляция невозможна, т. к. деньги представляют реальное богатство, а не его символ; необходимое количество денег регулируется такой функцией, как сокровище. Если монет больше, чем необходимо для покупок, оставшиеся деньги оседают как сокровища. При этом они не обесцениваются. При наполнении рынка товарами монеты изымаются из накоплений и участвуют в торговых сделках. Обесценения денег в таких условиях не происходит. Известно, что в России в XVII в. Акинфий Демидов (уральский горнозаводчик), обнаружив залежи серебряных руд, стал самостоятельно чеканить свои монеты, ни чем не отличающиеся от царских, и к негативным последствиям это не привело.2 Серебро – всегда серебро, и даже если монет начеканено больше, чем необходимо для покупок, оставшиеся на руках деньги оседают как сокровище.

Другое дело при бумажном обращении. Здесь деньги лишь символ, а не реальное богатство. Выполнять функции сокровища они не могут, поэтому основная их возросшая масса остается в обращении. Наличие этих денег у населения увеличивает совокупный спрос, а он, в свою очередь, давит на цены в сторону их повышения.

Сегодня инфляция – это фактор макроэкономической нестабильности, это более серьезный феномен даже по сравнению с проблемой безработицы.

 

     Основная  часть

     1 Инфляция, ее причины и виды

    1. Сущность  инфляции

     Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты.

     Вместе  с тем экономисты, например Пол  Хейне, отмечают, что изменяются цены не только товаров, но и измерителя их ценности – денег. Формулируя это понятие образно, он отметил, что речь идет не об увеличении размера предметов, а об уменьшении масштабов линейки, используемой для их измерения.3

     Отметим, что в рыночной экономике существует процесс, обратный процессу инфляции. Дефляция есть не что иное, как устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции, что означает снижение темпа инфляции, и понятие стагфляции – одновременного роста инфляции и безработицы.

     Проявлением инфляции выступает повышение цен, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако следует отметить, что рост цен не всегда является признаком инфляции. Он может быть обусловлен ухудшением условий добычи сырья; более высоким качеством продукции, производством более сложных и современных ее моделей; сезонными колебаниями цен; циклическими колебаниями экономической конъюнктуры; следствием стихийных бедствий и пр. Кроме того, рост цен в результате повышения минимальной ставки оплаты труда также не говорит о наличии инфляции.

     Также рост цен может быть связан с отсутствием  равновесия между спросом и предложением на отдельном рынке и такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке – это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие - даже снижаться. Например, хотя в 70-х и в начале 80-х годов в США наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие виды товаров, как видеомагнитофоны, электронные часы и персональные компьютеры, снижались.4

     Таким образом, можно дать следующее определение  инфляции. Инфляция – процесс обесценения денег и, соответственно, роста общего уровня цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения денежной массой сверх меры необходимой для товарооборота.

    1. Измерение инфляции

     Инфляция  в соответствии с монетаристской теорией денег должна измеряться излишком денежной массы в обращении. На практике это сделать сложно, поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно к определению основных видов индексов цен.

     Индекс  цен служит показателем соотношения  совокупности цен определенного набора товаров и услуг, именуемого “рыночной корзиной”, в данный временной период и совокупности цен идентичной или сходной группы товаров и услуг в эталонный период. Этот эталонный период, или исходный уровень, называется базовым годом.

     Если  представить данный показатель в виде выражения, то получим:

           I= (P/Pb) ×100%,

     где  P – цена рыночной корзины в данном году;

                 Pb – цена рыночной корзины в базовом году.

     Различают следующие основные виды индекса  цен:

  • индексы цен на потребительские товары;
  • индексы оптовых цен;
  • индексы цен производителей;
  • индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;
  • индексы-дефляторы.

     Индекс  потребительских цен – это  отношение цены потребительской  корзины в t-м году к ее цене в базисном году.5 При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством.

     Индекс  оптовых цен представляет собой  типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.

     Индекс  цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.

     Индекс  цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.

     Дефлятор  ВНП – средневзвешенный индекс, или уровень, цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП, а также для характеристики темпа инфляции. Дефлятор ВНП равен соотношению объема ВНП текущего года в текущих ценах (номинального ВНП) и того же объема в постоянных (сопоставимых) ценах базисного периода (реального ВНП).

     Уровень инфляции выражает процентное изменение  цен и определяется по формуле:

     

     Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию.6 Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции: 

           Приблизительное количество      70  

           лет, необходимых для   =  темп ежегодного

           удвоения  темпов инфляции      увеличения уровня

                                              цен (%) 

     Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 (70:3) года. Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.

     Для оценки масштабов экспорта и импорта  инфляции в открытой экономике применяется показатель условий торговли:7

         

     Если  этот показатель больше 100%, то страна экспортирует инфляцию, если меньше 100% - импортирует  ее.

    1. Причины инфляции

     Причины возникновения инфляции чрезвычайно  многообразны. Часто бывает трудно определить, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конкретном случае, так как они всегда существуют в какой-то комбинации.

     Cреди основных факторов инфляции можно выделить следующие:8

        1. Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно в деформациях денежного обращения и следует искать ее причины. Из-за неправильной денежной политики центрального банка в результате дополнительной эмиссии в обращении появляется избыточная, необеспеченная товарами масса денег. Положение усугубляется за счет неверного регулирования банковского процента, трансформации краткосрочных денежных накоплений в долгосрочные кредиты, использование кредитных ресурсов для покрытия финансового дефицита бюджета.
        2. Современное денежное обращение, как это было отмечено во вступлении, осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху золотых денег их избыток преодолевался уходом золота из сферы обращения в сферу накопления. А вот бумажные деньги, которые являются только средством обращения, копить подобно золоту бессмысленно, поэтому, в отличие от золотых, им просто некуда уйти: сфера обращения – их единственная обитель.
        3. Постоянный рост расходом государства, который обусловлен расширением масштабов госсектора, государственного регулирования экономики, проведения социальных программ.

     Милитаризация экономики усиливает напряжение в расходной части бюджета, деформирует  воспроизводство. Военная промышленность вызывает на потребительском рынке чистый прирост спроса без соответствующего прироста предложения.

        1. С ростом открытости экономики увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страны экономика испытывает воздействие внешнего повышения цен на импортируемые товары. Кроме каналов мировой торговли, инфляция может переноситься по каналам перемещения краткосрочных капиталов из одной страны в другую из-за национальных различий в уровнях банковского процента.
        2. Возникновение крупных институтов частной власти – монополий и олигополий, получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен. Крупные финансово-промышленные группы занимаются лоббированием, препятствуя прохождению антимонопольных решений правительства.

Информация о работе Сущность инфляции, ее виды, социально-экономические последствия и механизмы управления