Сущность и условия существования олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является анализ олигополистического рынка, рассмотрение теоретических основ ценовой войны и использования ее на практике.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: определение понятия и особенностей олигополии; рассмотрение моделей некооперативного поведения; сущность возникновения, причины и последствия ценовых войн, практика использования ценовых войн.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

       «ТрансТелеКом-НН» поясняет: «можно эффективно конкурировать и без собственных линейных сооружений, арендуя сетевую инфраструктуру или закупая канальные емкости в больших объемах». По такому принципу свой бизнес строят многие федеральные операторы связи — например, «Эквант», продающий свои услуги под торговой маркой Orange Business Services. По мнению аналитика консалтинговой компании «ACM-Consulting» Елены Саяпиной [3, с. 14 ], подобная стратегия имеет свои плюсы. Главное, не нужно вкладывать огромные суммы в сооружение магистралей, что увеличивает риски. Выход на региональный рынок таких компаний обычно сопровождается плавным снижением цен. Значительные изменения на рынке может спровоцировать только появление компании (компаний) со своей волоконно-оптической линией связи (ВОЛС). Такую ситуацию можно наблюдать сегодня в Самаре.

     В конце 2006 года Golden Telecom (GT) завершил строительство ВОЛС на участках Нижний Новгород — Казань — Уфа — Самара. По данным участников рынка, компания уже начала оказывать услуги на территории Татарстана, Самарской области и Башкирии, ориентируясь как на конечный рынок, так и на межоператорские рынки. Так, в Самаре цены на интернет-трафик для ISP (Internet service provider — поставщик интернет-услуг) за два месяца этого года упали приблизительно на 20%. Такое снижение сопоставимо с итогами всего 2006 года, рассказал коммерческий директор «Самара-ТрансТелеКома» Максим Кутузов [3, с. 14]. А значит, последние события нельзя назвать рядовыми. Вероятнее всего, изменения на самарском рынке связаны с началом эксплуатации ВОЛС к компании Golden Telecom. Подобная история произошла в 2006 году в Башкирии, где развязавшуюся ценовую войну тоже связывают с приходом GT.

     В Нижнем Новгороде, где эксплуатацию ВОЛС компания Golden Telecom начала в марте прошлого года, ситуация другая: местный рынок спокойно отреагировал на приход Golden Telecom. Скорее всего, серьезных потрясений он не испытал благодаря тому, что GT зашел в Нижегородскую область со своей ВОЛС уже после появления компании «Старт Телеком», которая предложила свои услуги операторам связи. Одним из первых клиентов нового игрока стал нижегородский филиал компании «Волгателеком» (дочерняя структура «Связьинвеста», одна из МРК — межрегиональных компаний холдинга). В течение года, по заявлению начальника отдела маркетинга компании «Старт Телеком» Николая Чураева, большинство нижегородских ISP «встали второй ногой» на сеть его компании. А стратегия Golden Telecom — это ориентация на конечные рынки, корпоративный и массовый. С этой целью компанией активно скупаются местные ISP и операторы связи. Из крупных активов, которые сейчас принадлежат GT, можно отметить нижегородское Агентство деловой связи, самарскую компанию «Самара-Телеком» и «Татарские интеллектуальные коммуникации». Таким образом, приходя на высококонкурентный меж-операторский рынок (например, нижегородский), компания может сосредоточиться на обслуживании конечных клиентов.

     Другие  участники рынка демонстрируют  активность только на уровне «адекватного ответа», снижая цены до уровня конкурентов. Федеральный гигант «Ростелеком», о возвращении которого на рынок интернет-услуг заговорили в октябре 2006 года, пока не предпринимает никаких шагов по его захвату. Хотя в течение 2006 года он выиграл два тендера на оказание услуг доступа к сети Интернет МРК «Связьинвест». Учитывая аффилированность компаний, входящих в один холдинг, и лидирующее положение МРК на конечных рынках, еще осенью прошлого года на рынке начали обсуждать возможность захвата до 40% российского интернет-рынка «Ростелекомом»[3, с.15]. Но пока этого не произошло, «Волгателеком» продолжает пользоваться услугами «Рткомма».

     Тем не менее, сам факт работы на межоператорском рынке компании холдинга «Связьинвест» угрожает позициям «Рткомма». Что касается последней, то компания меньше заинтересована в ценовых войнах, так как занимает и без того значительную часть рынка. К тому же сейчас она оказалась в довольно сложном положении. По данным одного из самарских ISP, «Рткомм» с большой неохотой продает свои каналы на межоператорском рынке, что связано с высокой загрузкой его магистрали от подключенных к Интернету школ в рамках нацпроекта «Образование». Руководство «Синтерры» даже обращалось за помощью в «ТрансТелеКом», от которого получила лаконичный ответ о готовности предоставить в рамках существующих технических возможностей все доступные услуги. По сути, это означает, что «ТрансТелеКом» может предоставлять услуги «Синтерре» лишь на коммерческой основе. Вероятно, все это вкупе вынудило «Рткомм» изменить приоритеты своего бизнеса. Новая стратегия холдинга будет представлена в конце февраля — начале марта, но уже сейчас сообщается, что «Синтерра» планирует сосредоточить внимание на государственных заказах и работе с крупными промышленными и ресурсодобывающими компаниями страны. Хотя, по информации одного из участников рынка, коммерческие структуры продолжают получать предложения от компании «Рткомм», поэтому заявление о сосредоточении на госзаказах можно расценивать как пиар-ход «Синтерры».

     Произошедшие  на рынке события должны привести к общему снижению цен на Интернет для конечных пользователей. В ПФО этого еще не наблюдается только потому, что небольшие ISP предпочитают увеличивать свою маржу, а не воевать за абонентскую базу. Пока в активную борьбу за массовый рынок тут вступили «ВолгаТелеком» и дочерние предприятия Golden Telecom, предоставляющие пользователям дешевые безлимитные тарифы. Но ценовые войны между операторами закончатся, когда в продажу пойдут не непонятные мегабайты в секунду, а нечто другое.

     Дело  в том, что Интернет — не просто сети, а контент-площадки, к этим сетям подключенные. На них размещается информация и сервисы. Пока новые магистральные операторы не «обрастут» своим содержимым, у старых провайдеров будет возможность изменить психологию потребления. Они начнут продавать… права доступа к своим ресурсам, как это уже происходит за рубежом.

 

     

     Заключение

     В ходе работы были рассмотрены теоретические  основы олигополии, модели некооперативного поведения, а именно понятие и сущность ценовой войны, специфика и последствия ценовых войн, а также ценовые войны на примере транспортных и интернет услуг.

     В результате анализа проделанной работы можно сделать вывод о том, что примеров ценовых войн в истории бизнеса достаточно много и все они, как правило, имеют печальные исходы. Так как преимущество ценовых войн длится недолго, из-за того что конкуренты быстро реагируют на демпинг. После окончания войны спрос на товары может снизиться, так как покупатели привыкают к низкому уровню стоимости продукции и ожидают, что он надолго сохранится. Также часто производственные мощности не выдержавших ценовую войну конкурентов просто меняют собственников, то есть количество мощностей в итоге не меняется.

     В целом  ценовые войны наносят ущерб отрасли. Ответные действия на снижение цен должны быть взвешенными и просчитанными. Потери при полномасштабной ценовой войне оказываются выше, чем при замедленной реакции.

     По  окончании ценовой войны, в лучшем случае компания сохраняет прежнюю долю рынка, но на более низком уровне цен в отрасли. В худшем- компания теряет всё. 
 

 

      Список литературы и источников

 

     1. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / А.Г. Грязнова и А.Ю. Юданова.-7-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2007.-624 с.

     2. Грязнова А.Г. Микроэкономика: практический  подход (Managerial Economics). 4-е издание,  стереотипное и дополненное / А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М. : КНОРУС, 2008. –  704 с.

     3. Каснакин В. Далекая война [Текст] / В. Каснакин //Эксперт.-2007.- №8.- С. 14-15.

     4. Лапин Д. Игра в монополию [Текст] / Д.Лапин // Эксперт.- 2009.-№15-16.- С. 20-22.

     5. Лукашев А. Ценовые войны [Текст] / А. Лукашев // Консультант.-2005.-№ 9.- С. 12-15.

     6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М. : Норма, 2006. – 560 с.

     7. Пиндайк Р.С. Микроэкономика / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рубинфельд. – М. : Дело, 2000. – 808 с.

     8. Станковская И.К. Экономическая теория / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – М. Эксмо. 2007. – 448 с.

     9. Тарасевич Л.С. Микроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М. : Юрайт, 2006. – 374 с.

     10. Черкашев Е.М. Экономическая теория. Микроэкономика. учебное пособие Часть I. 3-е изд. / Черкашев Е.М.  Жутовская Т.А.Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004,  240 с.

Информация о работе Сущность и условия существования олигополии