Сущность и структура банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - раскрыть сущность банковских систем России и США, выявить их сходство и различия, а также предположить, как в дальнейшем будут развиваться эти институты и что можно предложить для более успешного их развития.
В первой главе рассказывается о сущности, специфических особенностях российского банковского дела, его структуре, принципах функционирования и операциях, проводимых банками России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ………………….
1.1. Сущность и структура банковской системы России………….
1.2. ЦБ:цели,задачи,функции………………………..……………..
1.3. КБ:функции, принципы деятельности,операции………………
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США………..………………
2.1. Сущность и структура банковской системы США……………
2.2. Функционирование банковской системы США……………….
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИС- ТЕМЫ РОССИИ И США………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭК.ТЕОРИИ.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в США  двенадцать центральных банков. Это  отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством.

Они руководствуются  не стремлением к прибыли, а следуют  политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние  экономики в целом. Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении то же самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды. Таким образом, федеральные резервные банки являются "банками банкиров".

Кроме того, у федеральных  резервных банков есть функция, которую  не выполняют коммерческие банки  и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил  их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые  образуют предложение бумажных денег в экономике. Роль "рабочих лошадок" финансовой системы США играют около 13 800 ее коммерческих банков. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками. До принятия DIDMCA это различие было важным, т.к. закон обязывал национальные банки входить в федеральную резервную систему, тогда как банки штатов сами решали присоединяться к ней или нет. Сберегательные учреждения имеют самостоятельные и отдельные от Совета управляющих и федеральных резервных банков органы контроля. Но DIDMCA расширил кредитные полномочия сберегательных учреждений (в части выдачи ссуд предприятиям и потребителям) и поставил ссудосберегательные ассоциации под контроль резервной системы. Сейчас на сберегательные учреждения распространяются резервные требования, благодаря чему они могут получать заем Федеральной резервной             системы [21. C. 56].

 

2.2 Функционирование банковской системы  США

Федеральная резервная  система вносит свой вклад в достижение нацией экономических и финансовых целей, воздействуя на финансы и  кредит в экономике. В качестве центрального банка страны она на долгосрочной основе обеспечивает такой рост экономики в пределах ее возможностей, гарантируя при этом разумную стабильность цен.

Поскольку прочная финансовая структура  является важной составной частью эффективной  кредитно-денежной политики и растущей и процветающей экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг, регулирует зарубежную деятельность во всех банков США и деятельность иностранных банков. Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение к ним в определенных кредитных операциях).

Большинство стран сегодня  имеют центральные банки, функции  которых в целом схожи с  функциями Федеральной резервной  системы. Так, Банк Англии существует с  конца 17 столетия, Банк Франции был организован Наполеоном 1 в 1800 году, Банк Канады начал свою деятельность в 1935 году. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль и степень независимости внутри правительства [17. C. 145].

Центром организации  Федеральной резервной системы  является Совет управляющих в  Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита.

Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям  на открытом рынке, который руководит  операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает  и утверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт постановления по управлению "дисконтным окном" в этих банках Совет может также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах.

Совет выполняет широкую  контролирующую функцию над операциями 12 Федеральных резервных банков. Эта функция включает контроль над  их деятельностью по обслуживанию депозитных учреждений, а также проверку и контроль некоторых банковских учреждений. Каждый банк обязан представить Совету свой бюджет для утверждения. Некоторые статьи расходов (например, на строительство или реконструкцию зданий банка выплату заработной платы президентом и первым вице-президентом) подлежат специальному утверждению со стороны Совета. Назначение президента и первого вице-президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет.

Совет выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к банкам - членам ФРС к банковским холдинговым компаниям банковским объединениям международным банковским образованьям в США по отношению к зарубежной деятельности банков членов ФРС и к деятельности филиалов иностранных банков в США Совет устанавливает границы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.

Совет выполняет основные Федеральные законы, регулирующие деятельность по кредитованию потребителя (Закон  о частном кредитовании, Закон  о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам)

Совет предоставляет  Конгрессу ежегодный доклад о  его операциях и дважды в год - доклады о состоянии экономики  и действиях Системы по росту  денежной массы и кредитов Ежемесячный  Бюллетень ФРС публикует статистические данные и другую информацию о деятельности системы. Материалы, относящиеся к регулирующим функциям Совета, представлены в другом печатном органе - Регулирующая деятельность ФРС. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложения на Федеральные резервные банки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерского - контрольного управления.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом, используемым ФРС осуществлении национальной кредитно-денежной политики. Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учреждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют.

В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Президенты других банков работают в комитете в течение одного года на условиях ротации. Комитет избирает своим председателем председателя Совета управляющих, а вице - председателем президента ФРБ Нью-Йорка.

Другие функции ФРС  осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы  резервных банков.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий  из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Директора каждого резервного банка осуществляют контроль над операциями своего банка (при окончательном контроле Совета управляющих).

ФРБ получают прибыль  в основном из процентов соответствующих  доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и о валютном контроле [10. C. 42].

 

 

 

 

 

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ

СИСТЕМ РОССИИ И США, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Пути развития банковских систем России и США различны. США  пошли по естественному пути развития, где банки рассматриваются, прежде всего, как независимые посредники и банкротства банков - обычное  явление. Россия - по искусственному (характерному для Европы), но со своими особенностями, т.к. либеральное законодательство привело к созданию огромного количества банков, в основном небольших по размеру. Банкротство банков в этих государствах также сильно отличается. Тем не менее, существуют и одинаковые или аналогичные институты. Так, сделка по приобретению и присоединению банка имеет общие черты с реструктуризацией кредитной организации, помощь Федеральной корпорации страхования вкладов находящемуся в трудном положении банку - с мерами по финансовому оздоровлению.

Банковская система  США исправно функционирует на протяжении длительного времени, и зарекомендовала  себя с лучшей стороны. Россия же стоит  в настоящее время на пути развития банковской системы. Используя зарубежный опыт можно создать устойчивую, стабильную банковскую систему за меньший промежуток времени, с меньшим количеством ошибок и с лучшим результатом. Не смотря на то, что институт банкротства банков США сильно отличается от института банкротства банков в России и нецелесообразно (да и невозможно) полностью заимствовать его. Тем не менее, стоит обратить внимание на некоторые элементы.

При банкротстве банков в США большое внимание уделяется  защите интересов вкладчиков. Это  очень важно для поддержания  доверия банкам. После образования ФКСВ «проблема банкротства банков в США перестала быть серьёзной». В России сегодня самый неотложный вопрос в области банковского регулирования — проблема банкротства банков и отсутствие системы страхования вкладов, наряду с недостаточной жёсткостью надзорных требований, плохой организацией процедур санирования, реструктуризации приводит к разрушительным последствиям. Так, при банкротстве банков с одной стороны страдают вкладчики, с другой - банковская система теряет доверие. Именно поэтому в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» такое большое внимание уделяется мерам по предупреждению банкротства и самой процедуре                  банкротства [2. C. 5].

Российскую банковскую систему при сравнении с зарубежными  банковскими системами принято  ругать за высокую концентрацию активов  в нескольких банках и засилье  мелких банков. Однако все в значительной мере зависит от базы сравнения. В  частности, оказывается, что структура банковских систем России и США довольно похожа.

В США на конец 2003 года работало 8356 банков, а в России на середину 2004 года - 1322 банка. При сравнении обычно сопоставляют долю десяти или ста крупнейших американских банков в активах всех американских банков и долю десяти и ста крупнейших российских банков в активах российских банков. Для американских банков эти показатели составляют 37,8% и 72,2% соответственно, а для российских - 53,8% и 82,1%. Разрыв по величине активов между крупнейшим и сотым банком в США составляет 81,1 раза, а в России -246,9 раза. Эти данные, казалось бы, красноречиво говорят об очень высокой концентрации банковских активов в России.

Однако первые сто  банков в России - это 7,6% общего числа  банков, работающих в стране, а для США первые сто банков - это 1,2% общего числа банков. Для России этой доле соответствует всего шестнадцатый по размеру активов банк. Если же посчитать различие в активах между первым и шестнадцатым по размеру активов банком в России, получим всего 31 раз.

Более того, активы крупнейшего  американского банка в 316 раз больше средней величины активов американских банков, а в России активы Сбербанка  больше активов среднего российского  банка «всего» в 340 раз.

В статистике бюллетеня  Федеральной резервной системы США крупными банками считаются банки с активами более 100 млн. долларов, таких банков в Америке на 31 марта 2003 года насчитывалось 3431. На 1 июля 2003 года 92 российских банка могли бы в соответствии с этим определением считаться крупными. Иначе говоря, если рассматривать именно пропорцию распределения активов внутри банковской системы России, то по ряду признаков степень концентрации активов в банковской системе России несколько ниже, чем в среднем по американским банкам.

Заметным отличием является то, что в США группа крупнейших банков является заметно более плотной. Активы крупнейшего банка всего на 38,3% больше активов второго по величине банка, а третий банк уступает второму немногим более 1%. В России же активы Сбербанка превышают активы следующего за ним Внешторгбанка почти в пять раз, а активы Внешторгбанка, в свою очередь, на 40% больше активов третьего по этому показателю Газпромбанка. Но в целом, если сравнивать структуру банковской системы не России и небольших стран Европы, а России и США, различия оказываются заметно меньшими, чем принято полагать [17. C. 86].

Информация о работе Сущность и структура банковской системы России