Сущность и цели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:22, реферат

Краткое описание

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….. 5
2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи……………… 9
3. Функции и инструментарий государственного регулирования……...…… 11
4. Методы государственного регулирования…………………………………. 14
Заключение…………………………………………………...…………………. 16
Список литературы ………………………

Файлы: 1 файл

гос рег реферат.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

   С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

   Стабильность  уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому  достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях  государства.

   Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

   Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего  и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.  

   В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

     Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой  взаимопротиворечивости целей. Поэтому  сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.  

     3. Функции и инструментарий государственного регулирования 

     Исходя  из целей, государственное регулирование  выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

     Рыночный  механизм сам по себе в “чистом  виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

     Функцией  государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

     В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные  и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

     Материальной  базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

     Государственная собственность используется для  регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования  выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

     Социальная  политика и внешнеэкономическое  регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.  

     Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

     Для каждой страны набор инструментов и  степень вмешательства государства  не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.  

4. Методы государственного  регулирования 

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются  методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

     Методы  косвенного воздействия создают  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

     Методы  государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

     Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

     Жесткое разграничение экономических и  административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.  
 

     Заключение 

     По  существу, ГРЭ должно представлять собой планомерную, непрерывную работу не только соответствующего государственного аппарата, но и института общественности по поддержанию благополучия и стабильности развития экономического, политического и культурного благосостояния каждого члена общества, по сохранению и облагораживанию природы в целом и биосферы в частности; ГРЭ должна быть творческой работой по постоянному поиску необходимых решений и их наиболее оптимального исполнения по всему спектру задач, возлагаемых на него, в постоянно меняющихся условиях нынешнего мира.

     Регулирование рыночной экономики представляет собой  осознанное и волевое упорядочение товарно-денежных отношений. Главное  здесь — согласование потребностей и интересов различных участников этих отношений, прежде всего общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий. Ведущую роль во всем этом сложном процессе должно играть государство, его органы (особенно хозяйственные).

     Возможность осуществления ГРЭ возникает  прежде всего из того общесоциологического обстоятельства, что в человеческой истории все объективные процессы с неизбежностью осуществляются через субъективную деятельность людей. Посредством ее социальные группы, определенные организации, отдельные личности в состоянии влиять на такие процессы — как влияет форма на свое содержание. Конечно, такое воздействие совершается чаще всего лишь опосредованно и в некоторых пределах, но оно тем не менее совершается.

     Для регулирования рыночного хозяйства  существует, далее, экономическая возможность — присвоение определенными социальными группами или всем обществом решающих средств производства. Это обеспечивает данным социальным субъектам достаточную реальную власть, чтобы существенным образом воздействовать на различные товарно-денежные отношения.

     Нельзя  сбрасывать со счета и возможность, создаваемую политическим фактором. Имеется в виду, главным образом, относительная самостоятельность  государства, его важнейших институтов (особенно хозяйственного назначения).

     Наконец, серьезную роль в данном случае может сыграть гносеологический фактор, прежде всего глубокое познание самой рыночной системы, объективных законов ее развития. Это позволит людям не просто вмешиваться в функционирование товарно-денежных отношений, но координировать их со знанием дела, следовательно, в нужном направлении, в нужных формах и нужными методами. 

 

      Список литературы: 

  1. Государственное регулирование экономики. Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2002
  2. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. Новиков М.В. Таганрог: ТГРУ, 2004
  3. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. Губин Е.П. М.: 2008
  4. Региональная экономика и управление. Уч. пособие. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. М.:ИНФРА-М , 2006
  5. Государственная политика и управление. Уч. пособие в 2-х частях. Под ред. Сморгунова Л.В. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006

Информация о работе Сущность и цели государственного регулирования экономики