Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:22, реферат
Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….. 5
2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи……………… 9
3. Функции и инструментарий государственного регулирования……...…… 11
4. Методы государственного регулирования…………………………………. 14
Заключение…………………………………………………...…………………. 16
Список литературы ………………………
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.
Определяя
цели государственного регулирования
на конкретно временном отрезке,
государство сталкивается с проблемой
взаимопротиворечивости целей. Поэтому
сложнейшим вопросом государственного
регулирования являются поиски оптимально
гармоничной системы целей. Например,
достижение полной занятости сопровождается
усилением инфляционных тенденций, экономический
рост и сохранение окружающей среды находятся
в очевидном противоречии. Как показывает
опыт развитых стран, самый разумный вариант
- использование метода постоянного и
мягкого волнообразного маневрирования.
Попеременное частичное достижение каждой
из противостоящих целей - оптимальный
путь решения задач в национальных экономиках,
близких к равновесному.
3.
Функции и инструментарий
государственного регулирования
Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.
Рыночный механизм сам по себе в “чистом виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.
Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.
Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).
Государственная
собственность используется для
регулирования социальных процессов.
Инструментами государственного регулирования
выступают финансовая, денежно-кредитная,
промышленная, структурная и научно-
Социальная
политика и внешнеэкономическое
регулирование являются мерами государственного
регулирования, не уступающими по значимости
вышеперечисленным инструментам. С помощью
социальной политики обеспечивается достижение
социальной безопасности, относительно
справедливого распределения доходов.
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Для
каждой страны набор инструментов и
степень вмешательства
4.
Методы государственного
регулирования
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
Методы
государственного регулирования классифицируются
и по критерию организационно-
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое
разграничение экономических и
административных методов несостоятельно,
так как порой и
Заключение
По существу, ГРЭ должно представлять собой планомерную, непрерывную работу не только соответствующего государственного аппарата, но и института общественности по поддержанию благополучия и стабильности развития экономического, политического и культурного благосостояния каждого члена общества, по сохранению и облагораживанию природы в целом и биосферы в частности; ГРЭ должна быть творческой работой по постоянному поиску необходимых решений и их наиболее оптимального исполнения по всему спектру задач, возлагаемых на него, в постоянно меняющихся условиях нынешнего мира.
Регулирование
рыночной экономики представляет собой
осознанное и волевое упорядочение
товарно-денежных отношений. Главное
здесь — согласование потребностей
и интересов различных
Возможность осуществления ГРЭ возникает прежде всего из того общесоциологического обстоятельства, что в человеческой истории все объективные процессы с неизбежностью осуществляются через субъективную деятельность людей. Посредством ее социальные группы, определенные организации, отдельные личности в состоянии влиять на такие процессы — как влияет форма на свое содержание. Конечно, такое воздействие совершается чаще всего лишь опосредованно и в некоторых пределах, но оно тем не менее совершается.
Для
регулирования рыночного
Нельзя
сбрасывать со счета и возможность,
создаваемую политическим фактором.
Имеется в виду, главным образом,
относительная
Наконец,
серьезную роль в данном случае может
сыграть гносеологический фактор, прежде
всего глубокое познание самой рыночной
системы, объективных законов ее развития.
Это позволит людям не просто вмешиваться
в функционирование товарно-денежных
отношений, но координировать их со знанием
дела, следовательно, в нужном направлении,
в нужных формах и нужными методами.
Список литературы:
Информация о работе Сущность и цели государственного регулирования экономики