Структура, виды, сегментация рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:57, реферат

Краткое описание

Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Файлы: 1 файл

Структура.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Структура, виды, сегментация  рынков. 

   Характеристику  рынка как совокупности или  арены купли – продажи можно  раскрыть через его структуры,  систему и инфраструктуру.

Структура рынка  – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой  структуры являются: 

-тесная связь  между ее элементами; 

-определенная  устойчивость этих связей; 

-целостность,  совокупность данных элементов. 

   Совокупность  всех рынков, расчлененных на  отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом  характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

 • рынки  благ и услуг; 

 • рынки  средств производства; 

 • рынки  научно-технических разработок; 

 • рынки  ценных бумаг; 

 • рынки  рабочей силы. 

   Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д. 

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: 

 • рынки  товаров производственного назначения; 

 • товаров народного потребления; продовольственных товаров; 

 • рынки  сырья и материалов и т. д. 

   Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов. 

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: 

 • внутрирегиональные; 

 • межрегиональные; 

 • республиканские; 

 • межреспубликанские; 

 • международные  (мировые). 

 Формирование  таких рынков реально обеспечивает  приобретение республиками государственного суверенитета. 

4. По степени ограничения конкуренции различают: 

 • монопольный; 

 • олигопольный; 

 • межотраслевые  рынки. 

5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: 

 • рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

 • рынки  розничной торговли, когда покупателями  выступают отдельные граждане;

 • рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает  государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д. 

 Оптовая торговля  существует в двух видах. Первый  вид — установление прямых  связей между поставщиками и  потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

 • обоснованной  системе цен, учитывающей ее  отношение спроса и предложения: 

 • создании  развитой инфраструктуры рынка  (складские помещения, базы, транспортное  обслуживание и т. п.). 

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: 

 • легальные,  официальные: 

 • нелегальные  «теневые», «черные» и т. д. 

 Исследования  структуризации рынков позволяют  выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

 • товаров  потребительского назначения продовольственные  и непродовольственные товары:

 • рынки  услуг бытовые, транспортные, коммунальные; 

 • рынки  жилья и зданий непроизводственного  назначения. 

 Рынки факторов  производства. В их состав входят: 

 • рынки  недвижимости; 

 • орудий  труда; 

 • сырья  и материалов; 

 • энергетических  ресурсов; 

 • полезных  ископаемых. 

  Финансовые рынки.  Это: 

 • рынки  капиталов, т. с. инвестиционные  рынки; 

 • кредитные  рынки; 

 • рынки  ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, вариантами, фьючерсными контрактами и др.;

 • валютно-денежные  рынки. 

   Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

   Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

   Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки. 

 Сегментация рынков.

Основные виды рынков подразделяются на различные  субрынки, рыночные сегменты. Сегментация  рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные  группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические: 

 • по регионам: Север, Центрально-Черноземный район,  Урал, Сибирь, Дальний Восток;

 • по административному  делению: республика, край, область,  район, город; 

 • по плотности  населения: город, пригород, сельская  местность: 

 • по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской. 

2. Демографические: 

 • группировка  населения по возрасту; 

 • по полу; 

 • по размеру  семьи; 

 • по уровню  дохода; 

 • по профессиональному  составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

 • по уровню  образования; по религиозной принадлежности: 

 • по национальному  составу. 

3. Психографические: 

 • группировка  населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

 •по стилю  жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный; 

 • по личным  качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные. 

4. Поведенческие: 

 • приобретение  товаров носит случайный характер; 

 • поиск  выгод при покупке товаров:  изделия высокого качества, хорошее  обслуживание, низкие цены;

 • статус  постоянного клиента; степень  нуждаемости в продукте: нужен  постоянно, нужен время от времени:

 • эмоциональное  отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структура, виды, сегментация рынков