Виды рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время, понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
Виды рынка. Рынок как распределитель ресурсов и товаров………………………..4
Заключение………………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………………..11
Задача…………………………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 29.08 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………………3

Виды рынка. Рынок  как распределитель ресурсов и товаров………………………..4

Заключение………………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………..11

Задача…………………………………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где  люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

     Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время, понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВИДЫ  РЫНКА. РЫНОК  КАК  РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ  И  ТОВАРОВ. 

     Самое простое понятие рынка - это место  купли и продажи товаров. С  развитием товарно - денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.

     Рыночный  механизм  - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных  экономических законов рынка.

     Рыночный  механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

  • субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
 
  • объекты (различных  видов рынка товаров);
 
  • экономические связи между субъектами, которые  могут проявляться в кооперации или конкуренции;
 
  • наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
 
  • механизм  ценообразования.

   Факторами, формирующими рынок, являются потребности  людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт  труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда,

который нужен  людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца  продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда  или их заменители (например, деньги).

     Понять  сущности рынка возможно, изучив институты  рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

  • а) частная собственность;
 
  • б) свободу  предпринимательства и выбора;
 
  • в) личный интерес как главный мотив  поведения;
 
  • г) конкуренция;
 
  • д) ценообразование  на основе взаимодействия спроса и  предложения;
 
  • е) ограниченная роль государства.
 

   Адам  Смит в своем труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает  суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает, что, как и для кого производить, на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

   Рыночный  механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения  конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию  между продавцами и конкуренцию  между покупателями. Продавцы конкурируют  за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право  купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической  системы характерна конкуренция  между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

   Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Необходимо различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей. А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар предполагает более высокую цену.

   Можно выделит различные виды рынков в  зависимости от анализируемого признака.

   По  экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских  товаров и услуг:  

  • рынок продовольственных  товаров;
 

     рынок непродовольственных  товаров;  

  •  рынок  услуг. 
 

2) Рынок факторов  производства:  

  •  рынок  рабочей силы;
 
  •  рынок  средств производства;
 
  •  рынок  сырья. 
 

3) Финансовый  рынок:  

  •  фондовый  рынок (ценных бумаг);
 
  •  денежный  рынок (депозитов, валюты);
 

4) Рынок недвижимости:  

  •  рынок  земли; 
 
  •  рынок  недвижимости;
 

5) Информационный  рынок:  

  •  рынок  духовно-интеллектуального продукта.
 

По пространственному  признаку различают:  

1) локальный  или местный рынок;  

2) региональный  рынок;  

3) межрегиональный  рынок;  

4) национальный  рынок;  

5) международный  рынок;  

6) мировой рынок.  

     По  степени ограничения конкуренции  выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая  конкуренция, олигополия.

     Рынок выполняет важнейшие функции, которые  упорядочивают экономическую жизнь  общества. Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить?

     Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических  благ между людьми, территориями и  даже государствами; причем, общение  между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

     Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание  предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в  них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие  потребности людей; то есть, рынок  регулирует спрос и предложение  товаров, а также установление цены.

     В-третьих, рынок является независимым распределителем  экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе. Эффективное распределение ресурсов, то есть способность рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство необходимых потребителям товаров

     В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком  способностей каждого человека как  потребителя, производителя, предпринимателя .

     В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее  качество по наименьшей цене.

     В шестых, рынок выполняет функцию  распределения ресурсов, направляя  ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, рыночная система - это взаимодействие и сочетание различных экономических  структур, хозяйственной практики и  правового обеспечения, экономической  политики и многого другого.

     Рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой  цивилизации. Свои возможности он демонстрирует  и в развитых странах, и в развивающихся  государствах, причем вне зависимости  от национальных, идеологических и  других особенностей.

     Механизм  рынка освобождает экономику  от дефицита товаров и услуг. И  в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая  импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим  интересам участников рынка. Расхождения  между появлением потребности и  ее удовлетворением возможны. Они  обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

     На  рынке осуществляются реализация стоимости  и доведение товаров до потребителя. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

     Усиливаются роль и значение государства как  гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных  актов, проведением соответствующей  экономической политики оно создаёт  «правила игры», которыми следуют участники  рынка.

     Зачастую  это объясняется несовершенством  и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные  тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
 
  1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра-М, 2003 Райзберг Б.А. Курс экономики. - М.: Инфра-М, 2004.
 
  1. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007.
 
  1. Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2007.
 

    5. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика .-М.-Ростов-на-Дону: "МарТ", 2004. 
     

Информация о работе Виды рынка