Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:12, контрольная работа
Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время, понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Введение…………………………………………………………………………………3
Виды рынка. Рынок как распределитель ресурсов и товаров………………………..4
Заключение………………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………………..11
Задача…………………………………………………………………………………….12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Виды рынка. Рынок как распределитель ресурсов и товаров………………………..4
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Задача………………………………………………………………
Введение
Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.
Понятие
рынка, являясь одним из ключевых
понятий экономики, в общих чертах
известно любому человеку, осуществляющему
какие-либо покупки. В тоже время, понятие
рынка многопланово и разнообразно. Происходящие
здесь изменения интересуют и затрагивают
огромное количество людей, в том числе
и таких, кому, казалось бы, нечего искать
и терять в этой сложной системе.
ВИДЫ
РЫНКА. РЫНОК КАК
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ
И ТОВАРОВ.
Самое простое понятие рынка - это место купли и продажи товаров. С развитием товарно - денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.
Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда,
который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).
Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:
Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает, что, как и для кого производить, на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.
Рыночный
механизм оптимизируется за счет действия
конкуренции. Причиной возникновения
конкуренции является редкость ресурсов
и благ. Можно выделить конкуренцию
между продавцами и конкуренцию
между покупателями. Продавцы конкурируют
за право продать продукцию. Выигрывает
тот, кто предлагает наименьшую из цен.
Покупатели конкурируют за право
купить товары и услуги. Выигрывает
тот, кто предложит наибольшую из
цен. Справедливости ради надо отметить,
что для рыночной экономической
системы характерна конкуренция
между продавцами, а для плановой
- конкуренция между
Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Необходимо различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей. А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар предполагает более высокую цену.
Можно выделит различные виды рынков в зависимости от анализируемого признака.
По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.
1) Рынок потребительских
товаров и услуг:
рынок непродовольственных
товаров;
2) Рынок факторов
производства:
3) Финансовый
рынок:
4) Рынок недвижимости:
5) Информационный
рынок:
По пространственному
признаку различают:
1) локальный
или местный рынок;
2) региональный
рынок;
3) межрегиональный
рынок;
4) национальный
рынок;
5) международный
рынок;
6) мировой рынок.
По
степени ограничения
Рынок
выполняет важнейшие функции, которые
упорядочивают экономическую
Во-первых,
рынок является связующим звеном
между продавцами и покупателями,
средством перемещения
Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.
В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе. Эффективное распределение ресурсов, то есть способность рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство необходимых потребителям товаров
В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя .
В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.
В
шестых, рынок выполняет функцию
распределения ресурсов, направляя
ресурсы в те производства, результаты
которых пользуются спросом.
Заключение
Итак,
рыночная система - это взаимодействие
и сочетание различных
Рынок
позволяет решать проблемы уровня жизни,
структуры и эффективности
Механизм
рынка освобождает экономику
от дефицита товаров и услуг. И
в теории, и на практике рыночная
экономика преимущественно
На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Усиливаются
роль и значение государства как
гаранта цивилизованного
Зачастую
это объясняется
Список
литературы
5. Джуха В.М., Панфилова
Е.А. Микроэкономика .-М.-Ростов-на-Дону:
"МарТ", 2004.