Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:16, курсовая работа
Социальные статусы, как правило, неустойчивы: высокие доходы не связаны с высшим образованием, богатство может быть не престижным, обладание властными полномочиями тоже не всегда сопряжено с высоким престижем. Сама система стратификации становится весьма условной. Жизненные цели молодежи и средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих в российском обществе.
Глава 1. Феномен молодёжной безработицы как социального явления.
Понятие и виды молодёжной безработицы.
Молодёжный рынок труда, его специфика, перспективы трудоустройства и службы занятости.
Социологические исследования стратегий поведения молодёжи на рынке труда.
Глава 2. Программа конкретного социологического исследования на тему «Стратегии поведения безработной молодёжи на рынке труда, на примере г. Апатиты».
2.1 Методологический раздел.
2.2. Методический раздел.
2.3. Операциональный раздел.
Необходимость
анализа положения молодежи на рынке
труда обусловливается рядом
обстоятельств. Во-первых, молодые люди
составляют немалый процент
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.
Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью несформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.
Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.
Молодежный рынок
труда имеет свою специфику. Во-первых,
он характеризуется
Перед выпускниками среднего и высшего профессионального образования, желающими найти работу, даже временную, существует проблема трудоустройства, т.к. у них нет опыта работы, но есть большое желание работать.»11
«Резюмируя
всё выше сказанное можно сделать вывод
о том, что трудовая социализация молодежи
происходит в условиях противоречивых
и неоднозначных структурных изменений
в политической, экономической и социальной
сферах. А поскольку молодежный контингент
крайне неоднороден по возрасту, образовательному
и профессиональному уровню, каждый нуждается
в особом подходе к решению проблемы занятости.
Нельзя допустить, чтобы прекратилось
воспроизводство и поддержка интеллектуального
потенциала общества, государственные
и федеральные социальные программы должны
стимулировать создание и преобразование
рабочих мест в более перспективных и
развитых отраслях экономики. Следовательно,
необходимо эффективное содействие динамичному
развитию молодёжного рынка труда».12
Проблема изучения поведения на рынке труда имеет богатую историю. Исследования стратегий поведения на рынке труда начались с исследования поведения безработных. В основном разработкой проблемы поведения безработных на рынке труда занимались такие отечественные авторы как: Дановский С.Л., Гимпельсон В.Е., Чернина Н.В., Пошевнев Г.С., Плюснин Ю.М., Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Кузьменко Н.Ф, Панченко А.В., Демин А.Н., Попова И.П., Козина И.М. и др.
Поведение безработных на рынке труда рассматривается с разных позиций: с точки зрения «совладания с жизненными трудностями» (Муздыбаев К.,. Балабанова Е.С., Радаев В.В., Лазарус Р., Фолкман Си др), с точки зрения адаптации (Беляева Л.А., Готлиб А.С., Запорожец О.Н., Попова И.П., Мельникова Н.Н., Антипин П.В., Магун B.C., Гимпельсон В.Е. и др.), с точки зрения способности к рискам (Душацкий Л.Е.).
Теоретическое рассмотрение стратегий поведения, стратегий жизни, было проведено в работах таких отечественных авторов, как Радаев В.В., Альбуханова-Славская К.А., Резник Ю.М., Смирнов Е.А., Наумова Н.Ф. и др.
Сегодня
в довольно сложном положении
на рынке труда находится
Исследованию
поведенческих стратегий
Большое
значение для понимания сущности
процесса трудоустройства выпускников
вузов на современном этапе социально-
«Проанализировав работы данных авторов, можно понять, что «под стратегией поведения они понимают механизмы адаптации молодёжи к новой ситуации; действия, поступки, которые индивид совершает для преодоления возникших проблем и достижения определённых целей. «Исходя из такого понимания выделяются следующие стратегии: пассивная рефлексивно-запаздывающая, пассивная умеренно-приспособительная, активная позитивно-карьерная, активная позитивно-инструментальная, активная криминально-карьерная».13
«Представители пассивной рефлексивно-запаздывающей стратегии сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходимость. Адаптация этой группы происходит на уровне приспособления, когда личность, усваивая новые нормы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне. Возрастные границы этой группы – 27-29 лет.
Такая стратегия характерна для малых и нестабильных регионов, где возможности профессиональной мобильности ограничены ситуацией на рынке труда. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание и условия труда.
Трудности
молодёжи, придерживающейся пассивной
рефлексивно-запаздывающей
К представителям
пассивной умеренно-
Сохранение устойчивых стереотипов в сфере труда в сознании молодых людей, предпочитающих пассивную умеренно-приспособительную стратегию, предопределяет сложность самостоятельного решения проблемы безработицы. Трудности, испытываемые этой группой молодёжи при трудоустройстве, являются, как правило, не столько следствием внешних объективных условий, сколько результатом личностных проблем, социальной и профессиональной дезадаптации. Помощь молодёжи этой группы должна быть направлена на преодоление стереотипного видения проблемы незанятости, на переосмысление и интериоризацию новых ценностей. Содействие этому процессу извне получило название аксикреакции, что означает «выращивание» у человека или группы новых или переосмысление общепринятых ценностей. Представители этой группы нуждаются в корректировке поведения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки, коммуникабельности, социальной компетенции. Особенно важно формировать у этой группы навыки принятия решения в кризисной ситуации.15
«Представители активной позитивно-карьерной стратегии принимают новые ценности. молодёжь этой группы имеет современное по характеру ценностей сознание. Её мышление активно, конструктивно, контроль направлен на конкретные проблемы, поэтому она осуществляет регуляцию деятельности, адекватную рыночным условиям. Этот тип обладает двойной адаптированностью к изменяющимся условиям, себя осознаёт как субъект, а общество как объект, используя его для достижения своих целей. в профессиональной деятельности молодые люди направлены на создание собственного предприятия. Данная группа молодёжи рассматривает образование как средство получения доходов и успешной карьеры, а не как самоценность. Эта группа – носитель достижительских стереотипов, поведение её ориентировано на успех сейчас, без больших гарантий на будущее. Её возрастная граница – 20-25 лет. Эта стратегия поведения характерна для больших и стабильных регионов с высокой интенсивностью развития государственного и частного сектора.
Активная позитивно-инструментальная стратегия направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцели. У молодых людей этой группы необходимо формировать рефлексивный подход к осуществлению профессиональной деятельности в условиях неопределённости, к непрерывно меняющимся условиям осуществления профессиональной карьеры. Это должно способствовать реализации профессионального потенциала в новых сферах трудовой деятельности, повышению конкурентно способности и мобильности.
Активная
криминально-карьерная
Но не стоит забывать и психологическом состоянии личности молодого безработного, что, несомненно, является значимым при выработке стратегий поведения. Так при исследовании особенностей поведения молодых безработных, австрийский учёный Л. Пельцман, выделил четыре фазы стрессового состояния.
«Первая фаза связана с ожиданием безработицы. Она характеризуется неопределённостью и шоком. Наиболее сильным фактором в этом периоде выступает не отсутствие работы, а ожидание того, сто это событие скоро произойдёт.
Вторая фаза длится 3-4 месяца после неудачных попыток поиска работы. Наступает субъективное облегчение и приспособление к ситуации. Некоторые люди испытывают удовлетворение оттого, что появилось свободное время. Начинаются активные поиски подходящего рабочего места.
Третья фаза наступает обычно по прошествии 6 месяцев безработицы. Она характеризуется утяжелением состояния. Иногда обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, материального и социального положения человека. Именно в этот период важно оказать квалифицированную помощь по трудоустройству и психологическому консультированию. Иначе может наступить четвёртая фаза, которая характеризуется беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией. Тяжёлое состояние может наблюдаться даже при отсутствии материальных трудностей. человек прекращает попытки изменить своё положение и привыкает к бездеятельности. Для молодого человека четвёртая фаза очень опасна и может привести к различным формам девиантного поведения и маргинальному образу жизни».17
Информация о работе Стратегии поведения безработной молодёжи на рынке труда